Откуда прилетела Мери Поппинс?

Ольга Сквирская Дудукина
Мери Попинс – мой любимый персонаж с самого детства.

Однако после фильма «Спасти мистера Бэнкса» я посмотрела на няню из волшебной сказки совсем другими глазами, глазами не ребенка, но родителя. Книга «Мери Поппинс» - это просто кладезь замечательных педагогических идей.

Мне показалось, что сама личность Мери очень реальна. Действительно, стоило мне собрать информацию о самой Памеле Треверс, авторе книжек о Мери Поппинс, как я поняла, каким ветром ее к нам придуло.

С одной стороны, Мери Поппинс – это прообраз тетушки писательницы.
Тетя Элис в самый нужный момент появилась в доме своей сестры, полном беды. Австралийское захолустье, полуразвалившийся домик, умирающий пьяница-отец, растерянная мать, от суицида которую удерживают лишь дети, - и элегантная леди с ковровой сумкой, полной странных и полезных вещей, обладательница командного голоса и дара всюду наводить порядок и восстанавливать нормальное течение жизни.

С другой стороны, Мери Поппинс – это и есть сама Памела Треверс.
Некоторое время она вынуждена была работать няней в лондонской семье, будучи в стесненных обстоятельствах. Ничего удивительного нет в том, что в этом деле она подражала своей удивительной тетушке.

Вот почему ее Мери Поппинс состоит из плоти и крови, несмотря на все чудеса, сопутствующие каждому ее шагу. Это очень английская леди – скупая на эмоции, прекрасно воспитанная, соблюдающая правила приличия и требующая того же от всех подряд.

У Мери характер – не сахар. Именно так выглядит и сама писательница в фильме «Спасти мистера Бэнкса» в исполнении Эммы Томпсон: всем делает замечания, обрывает пустую болтовню, пресекает на корню лесть, ставит каждого на место.

Согласно сюжету, Уолту Диснею понадобилось целых двадцать лет, чтобы уговорить автора «Мери Поппинс» уступить права на создание одноименного фильма. Наконец, писательница приехала в Лос-Анжелес для совместной работы над сценарием, но теперь только и делает, что мешает профессионалам работать и вставляет палки в колеса.

Не сразу Уолт Дисней понял, что Треверс не просто так придирается и вредничает. Мери Поппинс ей как родная. Она не может позволить сделать из нее банальную добрую улыбчивую фею из диснеевского мультика, потому что это противоречит ее принципам воспитания детей, которые было совсем не просто отстоять. Какие же это принципы?

- Мери Поппинс честна с детьми, она готовит их ко взрослой жизни, - говорит Эмма Томпсон от имени Треверс.

Собственно, в эту фразу укладывается все: воспитательница ЧЕСТНА с детьми и с родителями. То есть она не подлизывается ко взрослым и не потакает детям. (А как часто это делают, к примеру, азиатские няни с целью угодить всем и заполучить работу!) И вообще, Мери Поппинс не собирается ни перед кем прогибаться. Может, потому что она больше, чем просто няня?

Вспомните ее первое появление в Доме №17. Никаких рекомендаций, никакой саморекламы. Не вы, а я, говорит, буду решать, останусь или нет. Покажите мне детей, мол, и я вам скажу, понравились они мне или нет. (Да, это вам не филиппинская няня!)
- Вы к нам надолго? - Пока ветер не переменится. Ну и няня!

Собственно, кому из нас ни приходилось работать няней до тех пор, пока ветер не переменится в лучшую сторону. Весь вопрос в том – как работать.
Ключевое слово Памелы Треверс в определении педагогической системы Мери Поппинс – «работать честно». Что это значит? Это значит воспитывать в детях ответственность, чувство долга, порядочность, уважительное отношение к родительским деньгам, трудолюбие. И все это без сюсюканья и без заигрыванья. А чудеса? Чудеса идут бонусом за хорошее поведение.

Нравилось ли это Джейн и Майклу? Не всегда: те ворчали, капризничали. Наказывала ли Мери детей? Все мы помним, что да. Для меня это ответ на вопрос, надо ли вообще. Да, надо. Но наказание Мери никогда не бывало унизительным, только поучительным. Должны же дети осознавать причину и следствие своих поступков.

Мы видим, что Джейн и Майкл любят свою Мери, несмотря на ее жесткий характер, ведь все дети в состоянии отличить справедливость от несправедливости.

Помните, как Мери пришлось наказать Джейн, когда та отказалась утром вставать, потому что в постели она представляла себя курочкой-наседкой в гнездышке и не желала выходить из образа? Между прочим, Памела Треверс в детстве часто сама любила изображать наседку. Так что в книге писательница вывела саму себя – она и Джейн, она и Мери.

То есть Мери Поппинс с ее нерукотворными чудесами – это повзрослевшая Джейн. Также как Хелен Гофф, девочка-фантазерка, - это будущая Памела Треверс с ее чудесными книгами.