Фантазия Моцарта, или Человек в сером

Ольга Сквирская Дудукина
Никогда не ложусь в постель, не подумав о том, что могу не проснуться.

                В.А.Моцарт

В жизни каждого человека есть место для Моцарта.

                Кетиль Бьернстад
               

                Немцы в городе

Когда мы с Сашей заканчивали учебу, случилось немецкое нашествие на Новосибирскую консерваторию: Мангеймская высшая музыкальная школа побраталась с нашей.
Ознаменовалось эта дружба домами спектаклем «Волшебная флейта» Моцарта – у буржуев своя постановка, у нас своя.
Два вечера подряд в Концертном зале консерватории шла одна и та же опера. (Помню, русская Царица Ночи крупно "облажалась" в фиоритурах).

В общем, несколько месяцев все мы жили под знаком Моцарта. Тогда в его гениальности не принято было сомневаться, типа «Вечный свет в музыке».
И только пианист Олежка Т-ко, сосед по общежитской комнате, выйдя на кухню после обеих премьер, произнес фразу, достойную Мальчика из «Нового платья короля»:

- До чего стремная музыка у Моцарта: сплошные кадансы!

Мы дружно захохотали. На святое замахнулся. Но, если честно, так и есть: композитор явно злоупотребляет мажором, гаммобразными формами движения, галантными предъемами, шаблонными опеваниями и назойливыми кадансами, и так всю дорогу.

Что же, Моцарт за свою короткую тридцатипятилетнюю жизнь сочинил невероятное количество музыки на заказ. Неудивительно, что хитов не так уж много.
С другой стороны, все, что ни написал, - легко, солнечно, оптимистично. В конце концов, полезно для здоровья!

Не зря же возник пресловутый «эффект Моцарта» - теория о том, что беременные женщины должны почаще слушать медленные мажорные произведения Моцарта, чтобы дети рождались талантливыми. (Мракобесие полное, я считаю, но ведь не на пустом же месте).

А вот сама опера «Волшебная флейта» вызвала легкое недоумение у всего курса. Какие-то египетские пирамиды, какие-то мавры, птицы, не разберешь, где добро, а где зло. Откуда было нам знать, что композитор пытался воссоздать пародию на масонский обряд посвящения в члены ложи.

                С приветом от Моцарта

…Спустя много лет на тайском острове Самуи мы попали в музыкальную школу, где подвизались австрийские музыканты, некоторые аж из Вены, с приветом от самого Вольфганга Амадея Моцарта. Даже конфеты, которыми нас угощали, назывались «Моцарт», - их после той пафосной мангеймской эпопеи нам было прямо неудобно жевать.
Из уважения к славному имени я решила наконец выучить что-нибудь из популярного Моцарта, скажем, Фантазию ре-минор.
 
...Поначалу Фантазия d-moll показалась мне кучкой разрозненных незавершенных кусочков, никак не связанных между собой. Что-то форма совсем не клеится. Темп меняется целых семь раз, - что себе позволяет Маэстро, а еще основоположник классицизма!  Все, все здесь странно. И немножко нервно.

Например, начало совсем не моцартовское – печальные романтические переборы. Где же пресловутые кадансы? Где мажорный позитив?
Да и сама песенная мелодия очень личная, мятущаяся, стонущая, незаконченная. Что с Вами, Маэстро? Беременным такое слушать просто противопоказано.
Всякий раз эту мелодию кто-то властно и громко перебивает. Кто бы это мог быть?

А вот и он, бездушное создание с механистичной тяжелой поступью: хроматические нисходящие басы. То ли мотив Судьбы, то ли Каменная Статуя Командора.

Вот Моцарт пробует увести свою тему в доминантовую тональность, но и ее обрывает пассаж – гаммообразный обвал через всю клавиатуру, затем новый пассаж, чужеродный, на этот раз снизу вверх.

Нашего героя снова нагоняет таинственный Незнакомец. Он вслед за темой тоже меняет тональность: ты, дескать, не скроешься от меня…

Маленький несчастный снова пытается в страхе бежать: трепетная тема с учащенным пульсом за счет дробления синкопами стремится ввысь, - и безуспешно, снова перебивается пассажем.
Этот пассаж еще длиннее, выкарабкаться наверх еще сложнее.
И снова Маэстро, маленький такой, пытается утвердиться в первоначальной тональности.

Увы, затея не удалась, за попытку спасибо… Умоляющие возгласы-стоны замирают в горле, паузы все многозначительнее, неумолимая Судьба вступает в свои права: после пассажа по звукам того же инфернального вводного септаккорда наконец-то тихо и горестно утверждается каданс. Какой-то совсем не моцартовский.

Но это еще не все.
Откуда ни возьмись – Аллегретто, изящное и солнечное. Что это – мелодия за окном (как прекрасен этот мир)? Счастье, которое было так возможно? Или завещание потомкам – радости вам, друзья мои?
В общем, хэппи энд такой.

                Тайна смерти Моцарта

...- Как поживаешь? - спрашивает меня австрийский приятель Пол, джазовый пианист.
Мы с ним сидим на веранде нашего домика. Он снова привез из Вены на Самуи дежурный кулек шоколадных шариков, на каждом из которых по профилю Моцарта.
- Чем занимаешься, пока муж в России?
- Не поверишь: разгадываю тайну смерти Моцарта.
- Это шутка!? - пожилой австриец не верит. - Я понимаю, в Вену постоянно приезжают толпы сумасшедших, которые думают, что они сделают то, что до них никто не сделал, а ты, сидя в Таиланде, собираешься раскрыть дело? Ты что, не веришь, что он умер от болезни?
- Нет, конечно. Его отравили.
- Ну да, русские думают, что...
- Только не Сальери.
- У тебя что, есть факты?
- Нет, но я по музыке слышу.
- Может, даже назовешь имя убийцы? - иронизирует Пол.
- Через неделю, - без улыбки обещаю я.
   
...Что-то мне подсказывало, что загадка Фантазии К. 397 как-то связана с тайной смерти Моцарта. Поймешь музыку – узнаешь тайну.
Кстати, почти все исследователи единодушны в том, что великий композитор умер слишком рано, к тому же неестественной смертью.

…На насильственную смерть косвенно указывает факт отказа общественности от проведения анатомического вскрытия при сомнительных причинах смерти. Словно кто-то заметал следы, не правда ли?
Не менее подозрительно выглядят похороны – поспешные, по низшему, третьему, разряду, без родных и практически без свидетелей. Но что именно произошло, - об этом по сей день спорят.
Только не говорите, что его отравил Сальери. Я вас умоляю! Давайте вспомним, каким сомнительным путем эта идея вошла в общественное сознание: друзья поделились с глухим (!) Бетховеном слухом о том, что, дескать, в сумасшедшем доме (!) Сальери перед смертью исповедовался (!) одному монаху в грехе убийства, скорее всего композитора Моцарта.
Хороши факты: сумасшедший на себя наговаривает, монах разглашает тайну исповеди, а в беседе с глухим распространяется слух.
И пусть Пушкин блестяще довершил кристаллизацию мифа, лично я не могу серьезно к нему относиться. К тому же дела «завистника» Сальери всегда шли куда лучше, чем у несчастного Моцарта.

…А может, виноват таинственный «Человек в сером», который заказал Реквием? Есть теория, что именно психологическое состояние впечатлительного Маэстро спровоцировало его безвременную смерть.

...А не отравил ли Моцарта сам заказчик Реквиема, известный плагиатор граф фон Вальзегг, - убрал композитора, музыку которого собирался выдать за свою?

...Заслуживает особого внимания теория о том, что масоны приложили руку к его смерти.
Например, так: композитор получил задание возвеличить масонство в опере Волшебная флейта, вместо этого создал карикатуру на него, да еще раскрыл секреты обряда. Согласно живучей теории масонского заговора, Моцарт был за это сурово наказан. 

Или так: между композитором и масонским обществом разгорелся конфликт. Разочарованный Моцарт как раз собирался покинуть ложу, чтобы создать собственную, в которой он явился бы магистром и  реформатором.
Теплее! Мне показалось, что именно здесь собака зарыта.

Не потому ли масоны, для которых композитор написал так много музыки, не оказали финансовой помощи для погребения отступника?..

                Куда исчезло тело Моцарта?

...- Как успехи твоего расследования? - интересуется Пол. - Ты обещала назвать имя убийцы. Так кто?
- Барон Готфрид ван Свитен. То есть масоны - его руками. Его отец, состоявший в той же ложе, был придворным аптекарем. Вот кто приготовил яд.
Пол становится серьезным.
- Интересно. Похоже на правду.
- Но ведь эта версия лежит на поверхности! Кто шляпку спер, тот и старушку пришил. Именно Свитен занимался похоронами, причем сделал все таким образом, чтобы запудрить всем мозги. Кстати, его же обиняет Радзинский, наш историк. Правда, в своей версии он не упоминает масонов, потому что уверен, что у барона ван Свитена были личные счеты с Моцартом.
- Какие?
- Зависть. Он тоже пописывал музыку. Радзинский доказывает, что "Сальери" существовал, только его звали ван Свитен...

...Говорят, тело положили в братскую могилу, как утверждает барон Готфрид ван Свитен, который взял организацию похорон на себя. Это он уговорил вдову с детьми не появляться на похоронах. Кстати, могильщик вскоре тоже отошел в мир иной. Вроде бы стал опасен как свидетель. Свидетель чего?
Например, как свидетель воровства тела?..
 
Интересно, кому понадобилось тело покойного композитора?
Известно, что череп, кости и скелет относятся к важным атрибутам масонской символики, которые широко используются в мистических обрядах и медитациях.
С другой стороны, череп остается вместилищем души даже после смерти его хозяина. Тем паче череп гения представляет собой огромную ценность для определенного круга посвященных. Существует даже версия, что масоны якобы готовили жертвоприношение в честь освящения нового храма, и жертвой избрали ... Моцарта. Эта тема не так глупа, как бы макабрично не звучала.

Но подробнее об этом - вряд ли: на то оно и тайное общество, чтобы хранить свои секреты. Однако воровство черепов знаменитых людей – явление достаточно распространенное, особенно в те времена.

Так или иначе, теперь нет ни тела, ни точных координат захоронения. Даже вдова Констанция впоследствии не смогла определить место, где был похоронен ее супруг.

Тем не менее на венском кладбище святого Марка по сей день стоит символический памятник Моцарту - в виде обломка колонны, явно от «благодарных» масонов. Согласно масонской символике, этот знак связан с насильственной смертью. Такое впечатление, что они сами нагло и открыто признают этот факт. Это ли не очередное косвенное доказательство причастности масонов к убийству композитора?

Оставим в покое, или в интернете, остальные бытующие версии - о «еврейском» или «иезуитском» заговоре, об убийстве из ревности или из зависти. Говорят, не иссякает поток паломников в Вену, не теряющих надежду на месте расследовать обстоятельства гибели великого композитора.
Но реальные события навсегда останутся загадкой.

                О чем поведала Фантазия d-moll               
    
- Но мы тоже можем сделать все, что в наших силах. Например, я проанализировала музыку Моцарта и попыталась понять примерно то, что чувствовал этот человек в водовороте этих событий. Вот Фантазия d-moll. Слишком уж много здесь личного открыто...

...- Нет, не складывается, - возражает Пол. - Фантазия датируется 1782-м годом, а до смерти композитора довольно далеко, и Моцарт еще не успел вступить в масонский орден. Это произойдет только через пару лет.
 
- Да, но пишут, что Фантазия d-moll так и не была закончена, - мне есть что ответить на это дотошному музыканту. - Так что Моцарт мог писать эту музыку незадолго до смерти. Видимо, не торопясь работать на заказ, Моцарт позволил себе остаться в этой музыке самим собой. Это дневник.
- Этого нельзя доказать.
- Ну и пусть. Давайте попробуем отнестись к этой музыке, как к дневниковой записи. В крайнем случае к куче безумных версий прибавим еще одну.

...В начальном вступлении слышится глубокая печаль обреченного. Тот что-то знает. Что именно? Может быть, то, что он уже отравлен? Что смертельная доза яда замедленного действия им уже принята без его ведома? (Кстати, этой мыслью Маэстро даже поделился со своей супругой Констанцией).

А может быть, будучи продвинутым масоном, он в курсе, каким именно ядом отравлен? Наверняка, ведь отравление носит символический характер.
Алхимический элемент, соответствующий планете Меркурий, - под этой планетой как раз был рожден Моцарт, - это ртуть. Хлорид ртути, или сулема, - вот какой это яд, который систематически несколько месяцев в небольших дозах подсовывали композитору. По моей версии подлинные заказчики Реквиема – масоны. Уверена,они сами дали знать композитору, что он избран жертвой.

Главная тема Фантазии - своего рода alter ego Моцарта. Что мы в ней слышим? Смертельный страх загнанного существа, метание в поисках убежища, попытку сбежать. Все напрасно: бежать некуда, смертоносный механизм уже запущен, мрачные силы давно вступили в свои права, и «Человек в сером», как Каменная Статуя Командора, в конце концов настигает маленького человека.

Фантазия d-moll – очень страшное фортепианное произведение: прямо под пальцами гибнет добрый гений, обманутый красивыми идеями Просвещения и Благотворительности.

Но не случайно у этой Фантазии позитивный финал, - казалось бы, из «другой оперы».
В Ре-мажорной Коде мы наконец-то слышим привычного нашему сердцу Моцарта, солнечного, радостного и позитивного. В музыке живет любовь, которую так щедро дарит нам вечно молодой композитор. И весна… («Придет весна, а я ее не увижу»). Смерть, где твоя победа?

Это для нас, товарищи потомки. И да простятся великому Маэстро мажорные кадансы.

"Если хотите жить, вы должны слушать Моцарта".
Элисо Вирсаладзе

Ко Самуи 2560