Свинцовое зубило

Олег Маляренко
Когда мне предложили стать членом заводской квалификационной комиссии, я принял это без малейшего колебания. Состоять в таком качестве не только почётно, но даже престижно. Обязанности такого члена не обременительные – заседать и принимать экзамены у желающих повысить свой разряд. Здесь опыт у меня достаточный, так как за время учёбы в разных заведениях приходилось сдавать множество экзаменов. Доводилось мне выступать и в роли экзаменатора. 

На каждого соискателя очередного разряда предоставлялась производственная характеристика и акт выполнения работы, подтверждающего его квалификацию. В общем, процедура для комиссии чисто формальная, так как документы были в полном ажуре. Однако всякий экзамен вызывает стресс даже тогда, когда полностью уверен в успехе.

Задачей комиссии было не завалить экзаменуемого, а дать ему возможность блеснуть своими знаниями при ответах на самые каверзные вопросы. Впрочем, их и не предвиделось.

Членов комиссии было семеро, чтобы исключить ничью при голосовании. Все они, включая меня, были личностями, достойными уважения.

Самым уважаемым среди нас был Владимир Сергеевич, главный экономист завода, мужчина в годах, профессорского вида. Он обычно задавал вопросы как-то связанные с экономикой.

Колоритной фигурой был Коля Гопкин, начальник отдела техники безопасности. Как и следовало ожидать, он задавал вопросы по безопасности. Любимым его вопросом являлся: «Какой предельный груз может перемещать беременная женщина?» Причём, чаще всего он задавал мужчинам. Обычными ответами были: «Не имею понятия». Один экзаменуемый находчиво ответил, что всё зависит от срока беременности. Но были и такие, что называли конкретные цифры килограммов, на которые Коля лишь качал головой. Меня подмывало услышать ответ от самого Коли, но так и не удосужился.

Заместитель начальника цеха Антон Новак любил задавать вопросы, почерпнутые из технических журналов, на что получал ответы, будто почерпнутые из журналов фантастических.

Но это были исключения, так как большинство членов комиссии предпочитали отмалчиваться либо задавали вопросы, на которые не ответить было невозможно. Но и здесь бывали обломы. Так я на выручку претендентке, плавающей во всех вопросах, задал свой вопрос: чем отличается болт от гайки? После короткого размышления она ответила: «Он накручивается на неё!» По-своему она была права.

Запомнился случай, когда перед глазами комиссии явился скромный паренёк маленького роста, небрежно одетый и с запачканными руками. Запомнил, что его звали Серёжа Гайванюк. Именно таких называют замухрышками. По документам он претендовал после ученичества на первый рабочий разряд, который начинался с третьего. Видимо, от волнения парень не мог ответить ни на один вопрос, которые были из легчайшей категории. Если бы он ответил что угодно, то и это засчитывалось бы ему. Однако экзаменуемый словно набрал в рот воды. Хотели его уже отпустить, но тут подал голос Владимир Сергеевич: «Скажи, пожалуйста, как можно закалить свинцовое зубило?» Тут парнишка встрепенулся, бросил на вопрошающего довольный взгляд и выдал: «Всякому дураку известно, что свинцовых зубил не бывает!»

Вся комиссия, включая самого главного экономиста, была в шоке. Но это продолжалось всего несколько секунд, после чего раздался здоровый и радостный смех.

- Будут ещё вопросы? – подал голос председатель комиссии.
- Какие ещё вопросы?! Годен! – раздалось от членов.

Как только за парнем закрылась дверь, оживление продолжилось.

- Вот даёт этот Гайванюк! – восхитился Коля.
- Владимир Сергеевич, вы что, не знаете, что свинцовых зубил не бывает? – весело полюбопытствовал председатель.
- А откуда мне знать? Ведь я никакой не инженер, - притворно раскаялся он.

Все члены комиссии подписали протокол о присвоении разрядов, а удостоверения были подписаны ещё вчера. Для их вручения экзаменуемых пригласили в зал. Первое получил молодой остроумец, хотя он сдавал экзамен последним.