31. когорта. русский эпос казахстана

Вячеслав Киктенко
31.
***
Настала пора воплощать давние, евразийские мечты в дело. То есть – в Слово. Для начала надо было найти человека, который также увлечётся идеей, а главное, сможет поступательно развернуть эту тему, начиная с самых дальних истоков Евразийства. И ещё,  как сверхзадача – на самом простом, «трамвайном» уровне объяснить читателю чем же он,
Такой человек нашёлся. Поэт, бард, доктор философских наук Сергей Колчигин. Он загорелся идеей, своим аналитическим умом классифицировал периоды евразийства, и мы с ним последовательно обсудили все предполагавшиеся статьи  большой, идейно-образующей рубрики всего журнала – «ЕВРАЗИЯ».
За годы сотрудничества мы с ним подготовили к печати и опубликовали более двадцати статей. В заделах оставалось ещё больше, но…
Тут отступление сугубо документального характера.

***
Из публикации в журнале «Простор» № 12 за 1996 год:

«В канун уходящего 1996 года, 30 декабря в Резиден¬ции Президента Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым была проведена пресс-конферениия для представителей казахстанской прессы и аккредитованных в республике иностранных жур¬налистов.
Круг вопросов на этой встрече с жур¬налистами, был довольно широк — от проблем профес¬сиональных до общегосударственных.
Президент ответил и на вопросы главного редакто¬ра журнала «Простор» Вячеслава Киктенко. Естествен¬но, что основной вопрос и, конечно, ответ был посвящен теме евразийства, которая уже долгое время является главной смыслообразуюшей и литературной концепцией журнала.
В этом номере рубрику «Евразия» мы открываем вы¬держкой из интервью, данного на предновогодней пресс-конференции 30 декабря.

Журнальная публикация интервью:

«В.Киктенко:
Во-первых, позвольте поздра¬вить Вас с наступающим Новым годом!
Н.Назарбаев.
Спасибо.
В.Киктенко:
Год был високосный, тяжёлый, будем надеяться, что в этом столетии и тыся¬челетии такого уже не будет…
Н.Назарбаев.
Пожалуй, да.
В.Киктенко:
В последнее время каждый номер журнала «Про¬стор» открывается рубрикой «Евразия», где мы исследуем проблемы евразийства в духовно-нравственном и философско-историческом ас¬пекте. Вам принадлежит безусловный приори¬тет в постановке и разработке евразийской идеи, евразийской проблемы, поэтому мы бы хотели подготовить для Вас круг вопросов и необходимых материалов для заинтересован¬ного разговора, который может быть очень интересен для самой широкой аудитории, по¬скольку мы пытаемся дать подоснову евразий¬ской идее. Согласны ли Вы провести такую бе¬седу?
Н.Назарбаев:
Я думаю, Вы бы мне очень по¬могли, если бы не только для «Простора», а для нескольких заинтересованных изданий, телека¬налов мы провели отдельный глубокий разго¬вор на эту тему, порассуждали, и вы свои мысли выскажете, и я выскажу, а в целом по¬можем нашему населению разобраться в этой сложной философско-исторической системе – что такое Евразия.
Понимаете, существует оп¬ределенная путаница в понятиях – есть евразийство старых русских интеллигентов, эми¬грировавших во время революции в Европу. Тоскуя о Родине, о России, те, прежние фило¬софы, думали о том, как обустроить свою ут¬раченную Родину. Савицкий, Трубецкой, Кар¬савин – это были другие люди, это был другой проект, да и сами реалии были другие. Те, прежние философы, более всего думали о том, как обустроить ту Россию, которая была, а мы с вами должны мыслить категориями XXI века. А что такое XXI век в этом плане?
Ни одно государство не может рассчиты¬вать на расцвет и развитие без интеграцион¬ных процессов. Даже США не может жить без международной торговли, Китай не может, Индия не может, а уж мы, Казахстан, тем более не сможем без интеграции, без общения, без нахождения в каком-то сообществе, в доверительном круге государств, с которыми мы будем торговать, взаимообмениваться – это будет полезно и нам, и всем остальным.
Остановим внимание на такой проблеме – разве вы не замечаете, что европейским стра¬нам стало тесно в Европе? Западноевропей¬ское сообщество достигло своего пика. Аме¬риканское производство, технология достига¬ют точки своего высочайшего развития, Япония достигает, Юго-Восточная Азия достигает... Между развитой Японией, между всем кругом «тигров» и развитой Западной Европой в трис¬та миллионов человек остаемся мы – центр Ев¬разии. Даже если они нас не захотят, мы должны стремиться к этому взаимопониманию и взаимообмену. Но они обязательно захотят замкнуть эту разорванную цепь, потому что в Азии находится сегодня основной человечес¬кий ресурс, основной ресурс минеральный. Всему человечеству – и европейскому, и ази¬атскому, и евразийскому субконтиненту – всё это будет крайне необходимо. Поэтому, ког¬да я говорил о широком евразийском проекте еще в 94 году, я видел – Словения интересова¬лась, Болгария интересовалась, сильно заинте¬ресовался Китай. Но мы же всех пугаем! Вы же знаете, чего мы хотели, – мы хотели собрать и реанимировать Советский Союз или нечто подобное, и это отпугивало многих. Вот в этом случае мне вспоминается Кемал Ататюрк. Мы все помним Османскую империю — она прости¬ралась на огромных пространствах, занимая почти все побережье Средиземного моря, весь арабский, мусульманский мир, однако после первой мировой войны турки смогли отказать¬ся от имперской психологии, остановиться на пути завоеваний и создать на Анатолийском полуострове свое государство, не претендуя больше ни на какие территории...
Все империи со временем распадаются. Та¬кова логика истории, таков её ход — так давай¬те перестанем плакать об утраченных завоева¬ниях. Триста пятьдесят лет — больше всех! — продержалась империя Чингизхана, Александр Македонский не удержал империю, Наполеон не удержал. Гитлер хотел создать империю – не получилось. Не удержалась Османская им¬перия, Поднебесной империи тоже нет, импе¬рия Великобритании, Испанская экспансия – где они?..
Поэтому любое государство сам факт из¬бавления от империи должно считать для себя благом. Мне кажется, так должна была бы ду¬мать и Россия, где в щупальцах огромной им¬перии терялась национальная суть, националь¬ная мысль русской нации, русского человека — это великий народ, великая нация, и она поды¬мется с колен...»

***
Это было опубликовано в журнале «Простор» № 12 за 1996 год. И там же мы напечатали такое редакционное обращение к подписчикам, читателям журнала:

«В ходе пресс-конференнии Президентом Республи¬ки Казахстан дано было согласие провести с нами (для оповещения как можно более широкой аудитории) раз¬вернутое интервью по вопросам евразийства.
Все необходимые материалы, вопросы подго¬товлены и уже сданы в пресс-службу Президента. Как только наша беседа состоится, мы дадим чита¬телям подробный отчет о ней, а также весь текст ин¬тервью, который намерены опубликовать на первых страницах ближайшего номера «Простора» в традици¬онной уже рубрике «Евразия».

***
«…слышу по радио – передача о генерале Колпаковском. Хорошо говорят, с теплотой. Многие годы это имя редко упоминалось. Ну как же, царский генерал, значат сатрап. А он много доброго совершил для края, разбил под Узун-Агачем орды Кокандского ханства, причем разбил малым войском значительно превосходящую армию противника. И это была решительная битва, после которой кокандцы уже никогда не посягали на казахстанские земли. А в Узун-Агаче, на пригор¬ке, недалеко от трассы  кладбище бойцов, погибших в той битве. Высокий, прямо¬угольный памятник из белого камня, вознесённый над кладбищем, хорошо виден издалека по всей округе.
И для самого города очень много сделал Герасим Алексеевич Колпаковский. Сам утверждал архитектурные проекты, за¬нимался планировкой улиц, способствовал озеле¬нению города. Он, как никто другой, поддерживал садовода Баума во всех его начинаниях. Крутоват был генерал. Сказы¬вают, самолично порол нерадивых горожан, не удосужившихся высадить положенное число де¬ревьев вокруг своего дома или плохо следивших за саженцами. А самых рачительных горожан, содержавших в образцовом по¬рядке и дом, и внешний вид его, и посадки возле дома, жаловал серебряными под¬стаканниками с личной подписью. В семьях некоторых старожилов хранятся эти дары с особой гордостью. Во многом благодаря дружбе  «генерала и садовода», город считался наиболее зе¬лёным во всём Советском Союзе. Пока застройщики не принялись активно вырубать сады под особняки…
Сама не видела, но рассказывали знающие люди, что в архиве сохранились документы, подтверждаю¬щие легенду, ходившую среди горожан. Дело было так. Какие-то подхалимы решили угодить генералу и представили на подпись проект – за выдающиеся заслуги переименовать центральную улицу города Верного Собор¬ную (позже Ленина) в проспект Колпаковского. Он прочёл и молча наложил резолюцию: «Не заслужил. Оставить как есть».
Лишь после смер¬ти генерала улица обрела его имя и ещё несколько лет после революции так называлась. В 20-х годах это была оживлённая магистраль, но почти без авто¬мобилей, которые были только у банкиров, акционерных обществ. Улицы заполнял гужевой транс¬порт – ишачки с тележками, конные упряжки.
В нашей школе работала учительницей дочь ге¬нерала Колпаковского. Не давалась мне арифметика, задачки разные. Папа мой был заметным человеком в городе, многих известных людей хорошо знал. Был знаком и с дочерью Колпаковского.
Попросил позанима¬ться со мной, и я целую четверть ходила к ней домой на дополнительные занятия. Подтянула, насколько мог¬ла. Вот и ей спасибо, из далёкого далека, из 90-х годов…»
Из книги «Записки старой алмаатинки». Глава «Улица Колпаковского».