Ночная прогулка с Михаилом Булгаковым

Виталий Чумаков
 Вот так бывает со мной, лежишь в постеле в лунную ночь, переворачиваешься с боку на бок и чувствуешь, как вырастают крылья фантазии. И возносят они тебя в поднебесье, и ты летишь легче, чем птица, куда пожелаешь. Восхитительное ощущение, скажу я вам!

На этот раз я устремился на Украину к лунной дорожке, на которой надеялся встретиться с моим любимым писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.

(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/947157)

15 мая как раз был день его рождения и я был уверен, что писатель-мистик не преминет прогуляться над "Киевом-городом", Матерью городов русских. Стою на дорожке и вспоминаю факты из жизни Великого Мастера. Да, Михаил Афанасьевич очень любил этот город, город прекрасный в пору его счастливой поры. Писатель был его уроженцем, здесь он провёл своё детство и юность самые тяжкие годы испытаний.


Булгаков, как и его отец рано ушёл из жизни в 49 лет, прожив всего на год больше отца. В Киеве он и женился в 1913 году, перед этим окончив киевскую Первую гимназию. Затем поступил на медицинский факультет Киевского университета, по завершении обучения в котором осенью 1916 г. был утвержден “в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными"...

И тут моё внимание привлекла фигура, медленно ко мне приближающаяся. В общем я и не сомевался, что это мог быть только знаменитый автор "Белой гвардии" и "Мастера и Маргариты", "Собачьего сердца" и многих других замечательных произведений.

Поравнявшись со мной, Булгаков не выказал никакого удивления от такой встречи и только произнёс: - Раз вы здесь, давайте знакомиться, я... - Да кто же не знает Великого Мастера, ещё при жизни считавшегося "небожителем", - перебил я писателя, не столько из неучтивости, сколько от волнения, - Позвольте представиться, я - Виталий Чумаков, блогер сайта КОНТ, ваш поклонник и покорный слуга, - проговорил я на одном дыхании с поклоном, удивляясь самому себе, откуда у меня взялись такие слова и манеры.

- Ну, что же, приятно заглянуть в будущее, ведь нас разделяет 78 лет, не так ли, молодой человек? А позвольте вас спросить, как вы сюда попали, уж не несчастный случай какой?

- О, я далеко не молодой человек, может, я таким показался вам при лунно свете?

- Молодой. молодой и не спорьте со мной.По сравнению с моими 127-ю годами вы просто юноша. Так как же вы здесь оказались?

-  Я сюда залетел на крыльях своей фантазии, такая лунная ночь...

 - О, это чувство мне так знакомо. Похвально, Виталий.Мне приходилось перемещаться на таких же крыльях не только в пространстве, но и во времени.

- "В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана в кривую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел Понтий Пилат...", - процитировал я, как-будто кто-то нашёптывал мне эти слова...

Ну. конечно, это был мой приятель чёрт из свиты Воланда Азазелло, который прилетел опекать меня в эту чудесную лунную майскую ночь.

Писатель молча пожал мне руку и ещё раз. когда я поздравил его с днём рождения.

Мы не спеша, шли по лунной дорожке, великий русский писатель, я и невидимый Азазелло, а под нами блистал ночными огнями Киев, который Булгаков считал для себя счастливым городом. Тут мне припомнилась фраза именитого писателя: "Хорошо вам, чертям. Живете в Киеве, там у вас древности разные, святыни, монастыри, театры и кабаре».

- Уж не киевлянин ли вы, мой новый знакомый, если оказались здесь? -

- Я из Санкт-Петербурга, а здесь я оказался исключительно ради встречи с вами, Михаил Афанасьевич.

- Тогда я расскажу вам о городе моей юности. И писатель погрузился в приятные воспоминания. Он махнул рукой и на ночном небе, усеянным яркими алмазами звёзд, как на экране кинотеатра, появились его фотографии в юношеские годы.


- Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубецкий монастырь на склонах! Зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест Св. Владимира, висящий в высоте...

Писатель взглянул на ночной город и продолжил:

- Но это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах у этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег...

Тут писатель вздохнул и одухотворённое лицо его накрыла тень грусти и душевной боли.

- И вышло совершенно наоборот. Легендарные времена оборвались, и внезапно, и грозно наступила история, - великий мистик посмотрел на меня и продолжил свой монолог.

 - И началось, и продолжалось в течение четырех лет. Что за это время происходило в знаменитом городе, никакому описанию не поддается. Будто уэльсовская анатомистическая бомба лопнула под могилами Аскольда и Дира, и в течение 1000 дней гремело и клокотало и полыхало пламенем не только в самом Киеве, но и в его пригородах, и в дачных его местах в окружности 20 верст радиусом... Пока что можно сказать одно: по счету киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил.

- Да-с, дорогой мой, - Михаил Афанасьевич взял меня под руку и продолжили прогулку. - Рекорд побил знаменитый бухгалтер, впоследствии служащий союза городов Семен Васильич Петлюра. Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли. Самыми последними, под занавес, приехали зачем-то польские паны (явление ХIV-е) с французскими дальнобойными пушками. Полтора месяца они гуляли по Киеву. Писатель снова глянул вниз на ночной город и продолжил: - Европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги.

Писатель тяжело с горечью вздохнул и из финала рассказа “Киев-город” (1923)  процитировал: “Город прекрасный, город счастливый. Над развалившимся Днепром, весь в солнечных пятнах. Сейчас в нем великая усталость после страшных громыхавших лет. Покой. Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город. А память о Петлюре да сгинет”.

Думал ли писатель, что история - это такая дама, что любит повторяться, превращая драму в фарс. Был и второй бухгалтер в славном городе Киеве, американский ставленник укронационалист и бандеровец Виктор Ющенко, который из политических соображений присутствовал на открытии памятника Булгакову...

Разве мог себе представить писатель, что сам город и вся Украина будет захвачена укронацистской хунтой с февраля 2014 года и погрузится в бандеровское мракобесие, патологическую русофобию, а матушка Россия будет восприниматься, как самый большой её враг.

Но я об этом ничего не сказал Михаилу Афанасьевичу, чтобы не расстраивать его и без этого израненную душу. Она и так была переполнена тяжёлыми воспоминаниями.

Знал ли писатель о нынешнем положении на Украине? И, как бы отвечая на мой мысленный вопрос, у Булгакова вырвалось:

 - Ух… бандитье… У, мать вашу… Всех половят, всех расстреляют, — всех…

Затем, помолчав и успокоившись, Булгаков, посмотрел на звёздное предрассветное небо и произнёс очень задушевные слова:

 - Ах, какие звезды на Украине. Вот жил в Москве с 20-го года, а все-таки тянет меня на родину. Сердце щемит, хочется иногда мучительно на поезд… И туда. Опять увидеть обрывы, занесенные снегом. Днепр… Нет красивее города на свете, чем Киев.

Тут он остановился и сказал мне: - Спасибо за приятную компанию, Виталий, а то мне и поговорить не с кем. Дальше пойду один, а вам пора возвращаться, а то и дороги домой не найдёте. Он не знал. что мой приятель Азазелло доставит меня в Питер без проблем. Булгаков пожал мне руку и вскоре растворился в лунном свете.

Рекомендую о писателе Булгакове прочитать работу элитного топ-блогера Гранда "Михаил Булгаков. 127 лет со дня рождения" https://cont.ws/@grand/946387