Единство и разделение. Глава 5

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы видели, что подмена интегрированных горизонтальных межчеловеческих отношений фрагментированными рыночными ролями ведет к постепенному упадку и отмиранию нравственной структуры общества, как системы взаимных обязательств и ее подмене вертикальными властными отношениями господства и подчинения, которые призваны подавить нарастающие в обществе социальные конфликты. Эта властно рыночная динамика особенно наглядно прослеживается в условиях колониального режима. Рассмотрим в качестве примера Британскую Индию конца 19 начала 20 века.Американский современник,журналист Джебез Т Сазерленд в своей статье о Британском колониальном владычестве в Индии,опубликованной в октябре 1908 в Atlantic Monthly,не скупится на комплименты британцам,которые вполне могли бы импонировать лондонскому инвестору и туристу,которого описывает Кейнс.

“После того как пересечь Атлантику с нашей стороны и попасть в Лондон,мы отправляемся оттуда в Индию на великолепном пароходе. На борту мы находим интереснейшее общество состоящее из купцов,путешественников и особенно англичан,которые являются чиновниками связанными с индийским правительством или офицерами в Индийской армии...Мы высаживаемся в Бомбее,городе который напоминает нам Париж, Лондон, или Нью Йорк или Вашингтон.

Наш отель устроен в английском стиле. Мы направляемся к вокзалу, одному из наиболее великолепных зданий такого рода в мире,чтобы сесть на поезд до Калькутты,столицы колонии,которая находится в полутора тысячах миль отсюда.

Прибыв в Калькутту,мы слышим,что ее называют городом дворцов,и не удивляемся этому имени.Кто владеет пароходством,которое доставило нас в Индию? Британцы. Кто построил этот великолепный вокзал в Бомбее? Британцы. Кто построил железную дорогу по которой мы ехали до Калькутты? Британцы.Кому принадлежат эти дворцового типа по  стройки? Большей частью англичанами.

Мы обнаруживаем, что Калькутта и Бомбей обладают широкой торговой сетью. Кому она принадлежит? Главным образом британцам.Мы находим,что Индийское правительство, то есть Британская власть в Индии непосредственно или через посредников построило в стране 29 тысяч миль железных дорог,создало хорошую почтовую и телеграфную службу, которая доступна почти везде,создало или помогло создать много школ,колледжей,больниц и иных учреждений на пользу общества. Оно развивает канализацию, устроило суды на английский манер,и сделало многое другое,чтобы приобщить Индию к стандартам европейской цивилизации.

Удивительно ли что мы скоро начинаем восклицать:"Как много британцы сделали для Индии!Каким благодеянием для индийского народа является британское господство!" И до известной степени мы имеем право так говорить. Британское господство сделало для Индии много такого за что сама Индия глубоко благодарна (конец цитаты Sutherland 1908)


2. Как и  турист Кейнса,автор начинает с того,чтобы видеть в иной цивилизации только себя любимого, пользуясь тем зеркалом европейского комфорта. которое ему обеспечивает созданная англичанами инфраструктура. Он также отмечает что эта инфраструктура материальных ценностей (Н в нашей схеме)принадлежит в основном самой высшей группе (В)то есть англичанам,что гарантирует коренному индийскому населению, находящемуся в положении бесправных “чужих” (среднее левое контекстное поле Е) в собственной стране, ставшей британской колонией, частичное признание (признавательная/рекогнитивная полугоризонталь ВЕ), при том условии, что оно примет на себя служебную роль в качестве производителя нужных их колониальным господам ценностей (угловая снабжательная/супплементальная диагональ ЕН и нижнее центральное контекстное поле ценностей Н). Таким образом рыночная парадигма хреономики BEH, с которой мы сталкивались в прошлой главе в случае Харди, здесь выступает как одна из основных парадигм колониального господства.

3.Переходя от похвал к критике Сазерленд в лучших традициях независимой журналистики ставит вопрос ребром: "Британские государственные деятели неустанно хвастают "нашей индийской империей", и постоянно говорят об Индии, как "о наиболее ярком драгоценном камне в британской короне". Отдают ли они себе отчет в том, что то,чем они так гордятся это,по сути дела,рабская империя и что так называемый ярчайший драгоценный камень не отражает света политической свободы? Быть может нет ничего более опасного,или столь же дурного по своим последствиям,как безответственная власть. Это то, чем распоряжается Великобритания по отношению к Индии, абсолютная власть,которую никто не может призвать к ответу.Я не думаю, что есть другая нация,которая способна вынести это испытание властью лучше чем Великобритания, но это испытание, которому лучше не подвергать ни правителей государств, ни частных лиц, слишком велики риски."(Sutherland 1908)

4. Здесь Сазерленд выделяет тот факт, что за рыночной хреономикой (ВЕН) скрывается другая, еще более откровенная и жестокая форма идентичности, связанная с абсолютной властью, с инструментальным господством над частью мира, господством в котором люди отождествленные с миром,сами, как часть мира,превращаются в используемый, расходный ресурс наряду с ресурсами эксплуатируемой природы. Мы назовем эту форму идентичности архономикой (греческое  архе значит  власть), и в нашей схеме она отображается треугольником FDH.Распорядительная/диспозитивная (полувертикальная)линия FD соединяет субьекта власти F с миром D,из которого  эта власть извлекает ценности Н, над которыми она осуществляет полный инструментальный  контроль (инструментальная линия FН)и которые она  может потреблять или обменивать по своему желанию.

5.Архономика FHD вместе со смежной (разделяющей с ней центральную вертикальную инструментальную ось FH)хрематономикой CFH образует более широкую парадигму инструментальной властной и субьективной идентичности, которую мы назовем эгономикой. Именно эгономика CFD с характерным для нее сочетанием беспредельной корысти FH,карьеристского честолюбия CF и насильственного распоряжения FD миллионами человеческих жизней,как одного из природных ресурсов покоренной части мира,сыграла огромную роль в трагической истории массового обнищания индийского народа,сделавшего население особенно уязвимым в ситуации хронической засухи и чудовищных голодовок,проходивших на фоне рыночного изобилия и благоденствия тех,кто в той же самой местности,имел средства на то, чтобы купить еду. Эту гротескную ситуацию массовых смертей,в том числе детских смертей прямо на мешках с рисом, рядом с продающими еду торговцами наглядно изобразил французский писатель Пьер Лоти,посетивший Индию во время голода 1900 г. Вот его рассказ об этом в письме,написанном в парижскую газету Фигаро.

В конце мая мы прибыли в розовый город Джайпур, после того как проехали через умирающую страну.Мы пересекли триста миль пыли и засухи.Прошли два сезона дождей без единого облака.На лугах ни следа травы, деревья без листьев….Улицы с мертвыми деревьями, ведущие к зубчатым стенам, арочные ворота загроможденные телегами, которые везут верблюды, мужчины в белых одеждах верхом на лошадях,женщины под длинными красными или желтыми покрывалами, иными словами вся жизнь и цвет лет благоденствия….Входишь через внешние ворота и город разворачивается перед тобой как зачарованная картина. Представьте себе совершенно розовый большой город с белыми цветами повсюду…Это нежно розовый цвет 18 столетия…Видишь улицы длиной в три четверти мили и вдвое шире наших бульваров с высокими дворцами. Их фасады бесконечно разнообразны и по восточному затейливо украшены…толпы, которые придают жизнь этим бело розовым улицам,представляют собой потрясающую массу цвета. Тысячи торговцев сидят на земле с их товарами,медью, серебром,оружием. Женщины,торгуясь расхаживают вокруг с закрываюшими лица покрывалами разных цветов…Но в этом радостном пейзаже замечаешь призраков,которые как будто вышли из могил…Удивляешься,как они дерзнули прийти и нарушить все это великолепие. Их не так уж и мало. Они шатаются и катятся по земле,они кидают вокруг измученные взгляды и лежат на проходах между торговцами.Они падают на роскошные кучи товаров…Эти умирающие люди крестьяне с равнины, среди которой стоит розово белый город…Их скот умер…Поля которые они засеяли выгорели…Они слышали,что в Джайпуре есть рисовые склады. Это правда. Все мешки, которые тянут эти верблюды, наполнены рисом и ячменем.Но его получат только бедные из самого города.Ну может быть несколько зерен перепадет этим крестьянам….Молодая женщина с ребенком на высохшей груди просит горсточку у занятого едой торговца. Он отказывает ей и она воет как волчица.Зерновые склады переполнены и мешки с рисом разгружают в проходах.Трое умирающих детей,покрытых черными мухами,должны освободить дорогу.Все их родственники умерли.Старший нежно поднимает младшего,чтобы убрать его с дороги.Он будит его от смертельного сна.Выражение упрека на лице ребенка…Но эти глаза скоро закроются навсегда. Сцены подобные этой можно встретить повсюду  в бело розовом городе,над которым собираются стервятники по мере притока голодающих.(Loti, 1900)

6. Перед нами раскрытая голодом структурная реальность эгономного рыночного общества, в котором люди оказываются параллельными,не связанными друг с другом  единицами, частное и общественное никак не опосредуются (ср неокантианское понимание параллельности природы и культуры), дискурсивные горизонтали полностью отсутствуют и заменяются командными вертикалями.Никакой взаимопомощи между "своими" G и "чужими" E (как в описанной выше сцене, где еда существует только для "своих", а "чужие" обрекаются на смерть). Только обмен,если есть что менять, или смертельные схватки за исчезающие ресурсы,подобные страшным битвам, которые порой вели между собой голодающие индийские деревни.


7. В своей книге “Викторианские Холокосты” американский историк и журналист Майк Дэвис дает подробные описания и детальный  социальный анализ ряда страшных голодовок в Индии конца 19 начала 20 века, от которых погибли миллионы людей. "Чужие" скелетоподобные дети, просящие милостыню на железнодорожных станциях, через которые проходят эшелоны с хлебом, предназначенные для тех у кого есть деньги. Солдаты охраняющие зерно на станциях, к которому имеют свободный доступ грызуны и птицы но не люди. Колониальные власти, собирающие миллионы голодающих в трудовые лагеря, где продуктовая норма была порой меньше чем в Освенциме и в то же время наращивавшие продажу индийского зерна на международных рынках, чтобы профинансировать колониальную войну в Афганистане (вторая анго афганская война 1878/1880).

8. Во многих случаях британские колониальные власти были озабочены прежде всего сбором налогов с голодающих индийских крестьян: часто  те, кто выжил должны были заплатить налоги за своих умерших от голода соседей. Если крестьянин не мог выплатить этот двойной налог, у него отбирали землю.
 
9. Конечно и в этих условиях встречались отдельные примеры добросовестного и даже самоотверженного поведения колониальных чиновников в деле организации помощи голодающим, были совестливые миссионеры, парламентские комиссии и обсуждения, порядочные ученые и журналисты, выступавшие с разоблачениями колониальной политики. И да, действительно созданная в конце концов колониальными властями ирригационная система предотвратила дальнейшие страшные голодовки по крайней мере до катастрофического бенгальского голода в конце Второй мировой войны, когда правительство презиравшего и недолюбливавшего индийцев Черчилля вопреки протестам самой индийской британской администрации продолжало вывозить в Англию продукты из охваченных голодом индийских провинций.

10. Но в условиях безусловного преобладания вертикальных отношений над горизонтальными, особенно характерного для колониальных и тоталитарных обществ, а также для "перезрелых" рыночных обществ, распад системы горизонтальных нравственных межчеловеческих обязательств и групп и его постепенная подмена инструментальными отношениями рыночной выгоды неизбежно ведёт к росту значения репрессивной вертикали, призванной подавить нарастающие социальные антагонизмы между благополучным меньшинством и не вписавшимся в систему недовольным большинством.

11. Иными словами речь идёт о том, что я называю вертикальной консолидацией социального капитала, сопровождающейся ослаблением или разрывом интегрирующих (в основном внерыночных ) горизонтальных связей и возникновением вертикально ориентированных редукционистских форм общественного самосознания часто неспособных обеспечить развитие личности в направлении альтруизма и преодоления самости и вместо этого выражающих различные проекции самости в ее коллективном идейном измерении.

12. Об этих различных проекциях самости на индивидуальное и коллективное общественное самосознание в виде различных враждующих между собой идеологических выборов и связанных с ними оправдывающих и обосновывающих их мировоззрений мы поговорим в следующих главах.

Примечания.

Jabez T. Sutherland, The New Nationalist Movement in India, Atlantic Monthly, October 1908

Pierre Loti, In the Land of the Famine (Letter to Figaro August 27, 1900). Это письмо было переведено на английский и напечатано в одной из австралийских газет. Т.к. французский подлинник мне в интернете найти не удалось пришлось переводить с английского.

Mike Davis, Late Victorian Holocausts. El Nino Famines and the Making of the Third World,London: Verso Books, 2001