Освоенцы
В этот вагон не продавались билеты на станциях по маршруту следования осанистая, много всякого повидавшая проводница - совершенно непонятно каким образом определяла представителей славного братства и отодвинув себя в сторону пропускала в пятый вагон. Всяк входящий знал - здесь братство строителей - монтажников, со своими неписанными законами, правилами принятые всеми, уважением и отношением друг к другу по результатам и отличному качеству исполненных работ. Белая кость, становой хребет строек Крайнего Севера и его "окрестностей". В этот вагон не любили и боялись заходить: воришки, нечестные, непорядочные люди, проходимца могли на ходу выбросить с поезда. Один воришка, прикинувшись пьяненьким, проник из соседнего вагона - расположился на полке, бригада оживлённо обсуждала очередное задание, предстоящая работа - будоражила кровь, уровень адреналина зашкаливал и в такой момент - воришка начал просовывать руку в чужой карман. Хозяин не был пьян и отбил в сторону шаловливую ручонку, через небольшое время начался повтор - проникновения в чужой карман. Воришка вцепился в чужой портмоне и силился вытащить, хозяин почувствовал нежеланного гостя - перехватил ручонку , извлёк из своего кармана и резко сдавил кисть - послышался хруст ломающихся фаланг и косточек, звук рвущихся жил и связок кисти воришки. Который мгновенно "отрезвел" попав в капкан - плакал, кричал, "моя рабочая рука"," жизнь кончена" - убивался и страдал очень искренне и коллектив разрешил бедолаге уйти - порекомендовав сменить профессию и стать человеком, разговор продолжился. Монтажник посетовал - ох времена, вот еду с курсов повышения квалификации по сварке- получил допуск на" все пространственные положения", приходится "путешествовать " с приключениями, даже без денег. В соседнем купе ехали Вася - белорус ( единственным документом которого была фотография с именем на обороте "Вася") и солдат - который в любую погоду, зимой и летом, в межсезонье ходил в солдатской фуражке и резиновых сапогах, правда зимой ухитрялся вставить в резиновые сапоги валенки. Вася - был в годах, большой мастер по ремонту и обслуживанию всех и любых механизмов, транспортных средств. В морозы за сорок голыми руками разбирал, собирал, восстанавливал неработающие: узлы, механизмы и агрегаты - заставляя работать захандрившую технику. Солдат по причине страстной любви к " зелёному змию" был вечно , всегда и во всём виноватый, им затыкали мыслимые и немыслимые косяки и прорехи. Был случай, когда солдат перегнал бульдозер - забытый на обваловке трубопровода за более чем сорок километров, была ранняя осень: лёд на болотах, реках и старицах ещё не устоялся, но солдат прошёл этот сложный и опасный маршрут - вправду говорят " когда на тебя всевышний положил глаз - ты сможешь всё". Каждый "высокий профессионал" старался найти, выучить и воспитать ученика и надо было слышать споры - разговоры о своих преёмниках - этих матёрых мастеров, как они гордились своими продолжателями, однако попасть под крыло к ним молодым было ох как непросто. И на любых стройках ученик известного мастера получал " карт - бланш" доверия на самые сложные и ответственные операции в сварке трубопроводов, объектов нефтегазового хозяйства, объектов повышенной опасности и каждый гордился УЧИТЕЛЕМ давшим путёвку в мир самого интересного и захватывающего процесса работы с металлом в любых формах, во всех пространственных положениях, сталей и сплавов любых марок и химических составов. Встречались сварщики - продолжатели и не получившие официальной теоретической подготовки, но в практике весьма и весьма сильных , неоднократно занимавшие призовые места на любых соревнованиях с любым составом - и даже в интербригадах не роняли чести и достоинства Крайнего Севера. Каждый знал за спиной Россия, родители, родные коллективы, нельзя ударить в грязь лицом, нельзя опозориться, надо вытянуться в нитку собрать внутренние резервы, опыт, знания и добыть победу, прославить учителя, смотреться уверенно и достойно. У настоящего мастера всякое доброе дело само ладится. Николай Иванов.2014г.