Единство и разделение. Глава 6

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы обозначили последствия устойчивой ориентации общества и индивидов на властно рыночное мироприобретательство как на основной ценностной приоритет: постепенное разрушение горизонтальных и полугоризонтальных интегральных социальных связей и их подмена фрагментированными ролевыми рыночными отношениями, в которых личность и достоинство человека и его жизненные обстоятельства бездушно игнорируются, жесткое разделение общества на привилегированных инсайдеров “своих” (среднее правое контекстное поле “своих” G) то есть выгодополучателей с одной стороны и недовольных и бесправных аутсайдеров “чужих” (среднее левое контекстное поле “чужих”), рост социального неравенства и вертикальная консолидация социального и культурного капитала в виде разнообразных преимуществ и доступа к информации и средствам ее эффективного осмысления, преобладание властных вертикальных отношений над горизонтальностью как защитная реакция на нарастание противоречий, напряженности и конфликтов между теми G, на кого работает система и теми (большинством) E, кто так или иначе вынужден работать на нее, не получая от этого почти ничего.

2. “Постойте, мы отошли от исходного вопроса, заметит может быть мне мой читатель собеседник, Вы описываете знакомый социальный расклад, но причем же здесь душа? Вопрос то был о соотношении между душой и мироприобретательством, а душа у вас в этом анализе как то исчезла?”

3. “Да, отвечу я, но мы же с Вами договорились начать рассматривать вопрос о душе с бездушия, а бездушия то здесь предостаточно”. “Верно, но про душу то все таки не забывайте, помните, что Вы обещали всерьез разобраться с тем, что это такое”. “Ну что же отвечу я, спасибо, что напомнили, обещаю, что мы эту сторону дела не выпустим из нашего поля зрения.”

4. Усвоив себе этот полезный совет читателя держаться ближе к нашему исходному вопросу я задумался о той эпохе, когда властно рыночное мироприобретательство (эгономика CFD, где С это правое нижнее контекстное поле автономной личности, F это верхнее центральное контекстное поле субьекта власти, а D это нижнее левое контекстное поле мира/рынка ) и его частный эквивалент прагматономное стяжательство CID (где I это “сердце” контекстограммы, то есть центральное поле смысловых взаимодействий) еще были так сказать в новинку и в общественном дискурсе всерьез соотносились с идейными, духовными и культурными запросами, внутри которых понятие души (например у Сократа и Платона) играло центральную роль.

5. Вот например отрывок из Платоновской Апологии Сократа, в котором Сократ советует судящим его афинянам интересоваться не только богатством и могуществом (как личным, так и родного города, афиняне были большими патриотами) и больше думать о душе.

«Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться буду скорее бога, чем вас, и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: “Ты, лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города, больше всех e прославленного мудростью и могуществом, не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она бы-ла как можно лучше?” И если кто из вас станет спорить и утверждать, что он заботится, то я не отстану и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, испытывать, 30 уличать, и, если мне покажется, что в нем нет добродетели, а он только говорит, что она есть, я буду попрекать его за то, что он самое дорогое ни во что не ценит, а плохое ценит дороже всего. Так я буду поступать со всяким, кого только встречу, с молодым и старым, с чужеземцами и с вами —с вами особенно, жители Афин, потому что вы мне ближе по крови. Могу вас уверить, что так велит бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение богу. Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю b каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше: я говорю, что не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной. Если такими речами я порчу юношей, то это, конечно, вредно. А кто утверждает, что я говорю не это, но что-нибудь другое, тот говорит ложь. (29 Е/30В)

6. А вот как сам Сократ определяет в том же диалоге свою жизненную позицию, заметим при этом что в данном случае он ориентирует ее не столько вертикально, сколько в горизонтальном плане коммуникативного отношения/диалога со своими согражданами (центральная горизонтальная коммуникативная ось GIE).

“...я сознательно всю свою жизнь не давал себе покоя и пренебрег всем тем, о чем заботится большинство, — корыстью, домашними делами, военными чинами, речами в Народном собрании, участием в управлении, в заговорах, в c восстаниях, какие бывают в нашем городе, — ибо считал себя, право же, слишком порядочным, чтобы уцелеть, участвуя во всем этом; за то, что не шел туда, где я не мог принести никакой пользы ни вам ни себе, а шел туда, где частным образом мог оказать всякому величайшее, как я утверждаю, благодеяние, стараясь убедить каждого из вас не заботиться о своих делах раньше и больше, чем о себе самом и о том, чтобы самому стать как можно лучше и разумнее, и не печься о городских делах раньше, чем о самом городе, и таким же образом помышлять и обо всем прочем. “ (36 ВС)

7. Сопоставив эти два отрывка мы можем сделать вывод о том, что для Сократа душа, также как и город (полис), обозначала собой некое исходное единство, предшествующее своим частичным и вторичным проявлениям (в виде разнообразных интересов, занятий и т.д.). Это единство важнее их, также как жизнь в целом важнее своих отдельных моментов, не сводится к ним и должно поэтому, по мнению Сократа, быть предметом приоритетного внимания.

8. Но, что, собственно говоря, имеет в виду Сократ, когда он советует афинянам больше работать над душой, чем над телом и материальным благосостоянием? Присмотримся поближе к первому отрывку и выясним в каком контексте и в связи с какими понятиями он употребляет понятие души. Легко видеть, что в данном случае таких понятий три: это разум, истина и добродетель. В контекстограмме все эти понятия связаны с верхней горизонтальной сигнификативной осью AFB: истина соотносится с верхним левым контекстным полем общих принципов А, добродетель соотносится с верхним правым контекстным полем совершенных жизненных форм В, а разум, который, согласно Сократу должен определять и руководить поведением человека, соотносится с центральным верхним контекстным полем субьекта власти F, однако при этом само контекстное поле F здесь тематизировано в первую очередь не внутри центральной вертикальной инструментальной оси FH (как например в эгономике CFD), а внутри верхней сигнификативной горизонтали АВ.

9. Таким образом с одной стороны Сократ противопоставляет вертикализации горизонтализацию, а с другой он отдает приоритет восходящим (от нижней репрезентационной горизонтали CHD личность/ценности/рынок к верхней сигнификативной горизонтали AFB истина/разум/добродетель) знаковым потокам над нисходящими, смыслам и значениям над интересами.

10. Исходной парадигмой идентичности у Сократа таким образом выступает не развернутая вниз эгономика CFD, а развернутая вверх гипономика AHB, где Н это нижнее центральное поле обьектов/работников/ценностей. Сократ воспринимает себя, как находящегося в этом поле Н, поскольку рассматривает свою деятельность, как данную ему Богом обязанность, как общественное служение.

11. Таким образом в этой главе мы выяснили кое что о душе, по крайней мере в интерпретации Сократа. Душа согласно этой интерпретации представляет собой исходное жизненное единство, которое характеризуется прежде всего не нисходящими фрагментирующими, а восходящими, интегрирующими смысловыми знаковыми потоками.

12. Но общественный кризис не был бы экзистенциальным кризисом, если бы он затрагивал только экономику и политику, а не культуру, идейную жизнь и мировоззрение. Как мы увидим вертикализации и расщеплению внутри таких кризисов подвергаются не только нисходящие, но и восходящие знаковые потоки. Как это происходит на деле мы обсудим в следующих главах, начав с примера древних Афин.