Жизнь. среди цветов. Ч. 2. Гл. 3. Битва за культур

Альбина Лисовская
БИТВА ЗА КУЛЬТУРООБОРОТЫ


        В Ботаническом саду МарГТУ (так стал называться дендрарий с 1989 г.) я проработала 15 лет. Вот передо мной лежит мой дневник – несколько толстых тетрадей, где отражено всё, что происходило в моей жизни, в моей работе с цветами за это время. О, здесь много интересного и поучительного! Но я расскажу лишь о некоторых эпизодах. Проблемы, о которых пойдёт в них речь, на мой взгляд, актуальны и сегодня. В то время в дендрарии разыгрывались настоящие баталии между сторонниками и противниками новых идей, исход которых решался на уровне консультаций с учёными Москвы и Киева.


        Проект размещения коллекции цветочных растений открытого грунта на отведённом кафедрой участке был разработан ещё до моего прихода в сад. И хотя официально он не был утверждён, первое время в своей практической работе я руководствовалась его положениями.


        Проект предусматривал строгое закрепление «навечно-навсегда» культур на отведённых для них площадях. И именно принцип бессменного выращивания растений на одном и том же месте, который в агрономии называется монокультурой, был главным его недостатком. Было не ясно, что же делать с многолетниками по истечении 3-5 летнего произрастания их на одном месте, когда их нужно будет делить и пересаживать. Куда их пересаживать? Согласно проекта туда же, где они росли раньше. С течением времени работать по принципу монокультуры становилось всё труднее и труднее. Началось массовое развитие вредоносных болезней (пестролепестность тюльпанов и флоксов, бактериальные и грибные гнили гиацинтов, лилий, ирисов, гладиолусов, пионов и др.). После детального ознакомления я обнаружила в проекте и другие серьёзные недостатки и даже пришла к выводу, что продолжать работу в соответствии с ним нецелесообразно.


        И вот тут в одном из выпусков Бюллетеня ГБС, на моё счастье, появилась статья научных сотрудников Ботанического сада МГУ «Смена культур на участках Ботанического сада». Сообщение московских учёных было нашим спасением! В статье рассказывалось о новом принципе размещения коллекций цветочных растений, который разрешал все наши трудности, ибо предусматривал чередование культур во времени и пространстве, т. е. культурооборот.


        Севообороты (культурообороты) -- одно из основополагающих понятий агрономической науки. Культурное земледелие без севооборотов просто немыслимо. Об этом знают все, кто хоть мало-мальски сведущ в агрономии. Я ухватилась «обеими руками» за идею, предложенную в статье, и по примеру московских учёных разработала новый проект размещения коллекций цветочных растений на отведённом нам участке. Главное, что он предусматривал, были два культурооборота -- 8-польный для многолетников и 5 – польный для однолетников и ежегодно выкапываемых культур.


        Проект был предложен на рассмотрение директора сада. И тут я совершенно неожиданно встретила отчаянное сопротивление одного из авторов предыдущего проекта. Нужно сказать, что он был большим специалистом в цветоводстве и пользовался непререкаемым авторитетом у наших руководителей. Я же была никому неизвестной, новой, ещё не успевшей проявить себя личностью. Вот в такой обстановке началась моя отчаянная битва за культурообороты.


        Мой противник и слышать не хотел о культурооборотах, заявляя об их нецелесообразности и даже экономической невыгодности. Директор сада оказалась в затруднении, так как мы оба – и я, и мой противник по очереди заявляли -- я, как специалист, считаю… Кого же слушать и кто прав? А дни шли. Дни, полные драматической борьбы двух противоположностей. Постепенно чаша весов стала склоняться в пользу старого проекта. И тогда я решила -- напишу в Москву, авторам статьи и пусть там нас рассудят. Были такие отчаянные минуты, что на моих глазах выступали слёзы -- мне было страшно обидно, что культурообороты, такой прекрасный выход из всех наших затруднений, так безжалостно забивают, губят, уничтожают.


        Отчаяние придаёт смелости, и вот моё письмо полетело в Ботанический сад МГУ. В нём я коротко и объективно рассказала о нашей ситуации и привела все контрдоводы моего оппонента*, попросив в заключение рассудить, кто из нас прав.

 

                Лисовская А. В.
                Китаевой Л. А., Хакимовой Л. К.
                Йошкар-Ола, 7 августа 1982 г.


        Уважаемые товарищи, разрешите обратиться к Вам за консультацией.
        Разрабатывая проект размещения цветочных растений открытого грунта, мы, используя Ваш опыт, изложенный в статье Бюллетеня ГБС, наметили на площади коллекционного участка введение двух культурооборотов. Набор выращиваемых культур и схемы их чередования почти не отличаются от Ваших. Однако при обсуждении проекта встретили яростное сопротивление некоторых сотрудников, членов нашего коллектива. Необходимость культурооборотов отрицается вообще. Ссылки делаются на опыт цветоводов – частников, «у которых культуры выращиваются на одном месте и не болеют»… Сотрудник, со стороны которого введение культурооборотов встретило такое отчаянное сопротивление, собирается даже куда-то писать жалобу. Он много ездил по стране, многократно бывал в ведущих садах Союза, ссылается на ГБС, где нет по его словам никаких культурооборотов, разве ГБС, говорит, Вам не авторитет. Меня же идея введения культурооборотов очень захватила, сама я по образованию агроном и без чередования культур не представляю себе земледелия. Ведь это азы агрономической науки. Вся работа на коллекционном участке, на мой взгляд, значительно упрощается и приходит в стройную систему.


        Но вот доказать что-то мне будет нелегко, т. к. мой оппонент пользуется непререкаемым авторитетом. Хуже же всего то, что здесь нет ни одного специалиста в области интродукции и содержания коллекций цветочных растений, который бы объективно мог оценить предлагаемый мною проект.


        К Вам я обращаюсь с просьбой: если Вас не затруднит, помогите, пожалуйста, разобраться, кто из нас прав. Считаете ли Вы, что введение культурооборотов требует значительного увеличения трудовых затрат на содержание коллекций? Последнее -- один из веских аргументов оппонентов нашего нового проекта.


        Буду с нетерпением ждать Вашего ответа. И буду очень признательна вам, если Вы найдёте возможность помочь нам советом.



        На удивление, ответ пришёл очень быстро. Лихорадочно разорвав конверт и буквально проглотив написанное, я не удержалась от восклицания -- ура! Моя победа!

 
                Китаева Л. А. Лисовской А. В.
                Москва, 16 августа 1982 г.

                Уважаемая Альбина Васильевна!

        Очень сочувствую Вам и желаю успеха в деле введения севооборота. Возражения Ваших оппонентов свидетельствуют о том, что они никогда не интересовались цветоводством и не знают положения в Бот. садах. Ведь можно много ездить и заниматься совершенно другими вопросами. Наш сад разработал и вводит ещё 2 оборота: для питомников и для коллекции цветочно-декоративных растений на основной территории. Эти обороты одобрены НТС и статья по ним сдана в журнал «Цветоводство». Мы вынуждены ввести эти обороты из-за крупных потерь декоративных растений от вредителей и болезней на старых участках свободной планировки, где невозможно было соблюдать смену культур с достаточным временным разрывом. Есть подобные сложности и в ГБС, в частности для луковичных.


        Разработка такого оборота – очень трудное дело. И для него нужно быть не только очень грамотным и многосторонне образованным специалистом, но и дозреть, когда сама жизнь заставит его ввести…


        Прежде всего, дайте прочитать нашу статью Вашим оппонентам. Там в основном всё сказано. Относительно же повышения затрат – то это абсурд. Введение оборота создаст плановость и ритмичность в работе, повысит продуктивность и снизит затраты на единицу площади или продукции.


        Трудно конечно, спорить с некомпетентными людьми, а порой и невозможно... Если хотите, присылайте нам на отзыв Ваши культурообороты, мы пошлём официально своё мнение и замечания в адрес руководства Вашего института на бланке за подписью директора сада. Может быть этим поможем Вам.

        Конечно, я незамедлительно ознакомила директора сада с ответом из Москвы и услышала отзыв – полный разгром тезисов Вашего противника. Так победил новый проект участков цветоводства с культурооборотами. (Хотя, замечу в скобках, было ещё много событий – докладная моего оппонента на кафедру, моя объяснительная с веской аргументацией, визит научного руководителя из института в сад и т. д. и т. п. Но для меня это были отголоски уже затихающей бури).


        Теперь мне предстояла нелёгкая работа по претворению нового проекта в жизнь. Сделать это было особенно трудно, потому что все растения на коллекционном участке были высажены по старому проекту. Понадобились годы, чтобы основную часть многолетников сосредоточить по полям культурооборотов. Началось само чередование культур, предусмотренное проектом. Работа с растениями на коллекционном участке стала приобретать чётко спланированный характер. На десятки лет вперёд было расписано когда, куда и как пересаживать многолетники, когда в какие поля и сколько вносить удобрений, когда, где и как проводить другие мероприятия. Смена участков при пересадке со временем должна была привести к сокращению распространения болезней и уменьшению засорённости. Важно было и то, что в каждом культурообороте вводились паровые поля, а какое это имеет значение, агрономы тоже прекрасно знают. В целом культура работ на участке с полным освоением спланированных культурооборотов во многом повысилась бы. И как бы стало легко работать с такой большой коллекцией, какая уже была собрана к тому времени в дендрарии.


        До полного освоения культурооборотов мне не хватило каких-нибудь трех лет. К сожалению, после моего ухода на пенсию, мой преемник, судя по всему, не посчитал необходимым довести дело до конца. По всей вероятности, он даже не ознакомился с той подробной документацией, отчетом и моими письменно изложенными рекомендациями по завершению введения культурооборотов, которые я оставила. Как бы то ни было, но с моим уходом из сада культурообороты «канули в Лету» и в цветоводство вернулись прежние проблемы.

Фото: Фрагмент коллекционного участка цветочно-декоративных растений открытого грунта, цветут астильбы

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/20/1130