Жизнь среди цветов. Ч. 2. Гл. 2. Мой лучший учител

Альбина Лисовская
  МОЙ ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ


        Итак, в дендрарии МПИ не говорили об интродукции. Но зато здесь был Крейер Валентин Андреевич! Высококлассный ботаник и непревзойдённый знаток цветоводства! В саду он занимал должность дендролога, но всегда повторял, что дендрология для него, «как нелюбимая жена». А вот цветоводство! О, это его непреходящая любовь, цветоводству он отдавал всю душу. Его знания цветочного мира были без преувеличения всеобъемлющи. Не было наверно ни одного растения и ничего, касающегося приёмов выращивания этого растения, чего бы он не знал.


        Ему не было равных в определении видов по дихотомическим* ключам. Он руководил составлением годовых отчётов сада и требовал от сотрудников строгого соблюдения правил написания русских и латинских названий растений. Помню, как мы зимой по целым дням занимались «считкой отчёта». Так называлась проверка напечатанных на машинке четырёх экземпляров отчёта по рукописному варианту. Валентин Андреевич читал своим артистичным голосом подлинник, а мы внимательно проверяли каждый из напечатанных экземпляров. Проверяли каждое слово, каждую точку, запятую, а в латинских названиях растений -- каждую букву. Валентин Андреевич был старше всех сотрудниц -- в основном молодых девушек, и, как пастырь, учил и наставлял «свою паству». У него был замечательный художественный вкус, утончённое чувство прекрасного. Интеллигентный, высококультурный человек, он так красиво и интересно говорил, что слушать его можно было часами.


        Он жил в небольшом домике на территории сада и в его обязанности входило ежедневно снимать показания приборов метеопоста. Как сейчас вижу Валентина Андреевича с журналом и мерным цилиндром в руках (если были осадки) каждое утро не спеша вышагивающим по дорожке от метеоплощадки к административно-лабораторному корпусу. Сводки о погоде за год, которые Валентин Андреевич помещал в общий отчёт сада, читались с не меньшим интересом, чем художественная литература.


        До моего прихода в сад Валентин Андреевич фактически руководил всеми работами на участке цветоводства. Я работала также под его неусыпным наблюдением. Он контролировал буквально каждый мой шаг, наверно боялся, что сделаю что-нибудь не так, как положено, и его любимые растения погибнут. Если мы с рабочими что-то сажали, он неизменно стоял за моей спиной и смотрел, правильно ли мы всё делаем. И, конечно, учил, учил и учил, как нужно делать. Нелегко приходилось мне быть под постоянным надзором «недреманного ока». Но, как говорится, нет худа без добра -- Валентин Андреевич многому научил меня, чему мне не у кого было научиться раньше. В Ленинабадском ботаническом саду путём самообразования я прошла хорошую школу по теории интродукции растений. Валентин Андреевич научил меня практике. Практике цветоводства. Ассортимент и приёмы выращивания цветочных растений -- вот те две области, за науку в которых я так благодарна моему лучшему учителю. По итогам своей работы позднее я написала книгу «Цветоводство открытого грунта». Если бы не было в саду Валентина Андреевича, не было бы ни нашей уникальной по тем временам коллекции многолетников, ни моей книги.

Фото: Нарциссы -- любимые цветы Валентина Андреевича

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/16/1208