Гадкие лебеди. День сегодняшний

Олег Харебин 2
                Гадкие лебеди. День Сегодняшний

(по мотивам статьи «Град Обреченный».  Журнал «Стратегия России», №10, 2016г.)


Здесь  мы  рассмотрим повесть братьев Стругацких  «Гадкие  лебеди». Начнем с   самых  простых и понятных  вещей. Где, к примеру,  в  какой стране,  могло происходить  действие  повести-романа «Гадкие лебеди»? Авторы  фильма,  снятого по  сценарию писателя-фантаста В. Рыбакова в 2006 году показывают некую  вымышленную серединную  страну, где  говорят  на  двух  языках – английском и  польском. Но  ничего  «польского», кроме красно-белого государственного флага, да и, с  большой натяжкой,  женских имен - Диана, Лола, Ирма, -  в повести  нет. Впрочем, есть  «венгерский», но не  очевидный  след - мальчик, друг дочери Ирмы, Бол-Кунац.  Сам Виктор Банев – славянин с болгарской  фамилией…

Более  очевидны «немецкие  следы»:  из  5-ти упомянутых  в  романе  генералов – Пферд, Аршманн, Бомбарха, Пукки, Баттокс, -  первые  два,  судя по фамилиям,  могут  быть  немцами. Последний – англо-саксонских  кровей,  как и  привратник  в гостинице - Тэдди.
Действие  происходит в так называемом  Городе, где денежная  единица – крона («чешский след»?). Крона, кроме  того, ходит в Швеции и Норвегии…
А не идёт ли речь  о Восточной  Европе вообще, когда СССР создал буфер из прокоммунистических государств на штыках Красной Армии, загнавшей и  уничтожившей  фашизм в своем логове - Берлине. Поэтому, творчество Стругацких  может  касаться и Украины.

В «Городе» «Гадких лебедей» вдруг постоянно стал идти дождь, и появились «мокрецы» - люди  «с генетической болезнью». Коммунизм там под  запретом, как и ныне на Украине, и  действует «Легион» - аналог «Правого сектора» и партии «Свободы» Тягнибока. Есть также «куча дураков в золотых  рубахах» (по  выражению главного героя писателя Виктора Банева) – вышиванках (?).

 «Лепрозорий» - анклавы ДНР и ЛНР?! «Мокрецы», люди-изгои с повязками на лицах и в перчатках на руках - сепаратисты?! Современные  украинские  «сепаратисты» заражены «генетической  болезнью» -  они  помнят свои русские  корни, и  не  желают  менять родной язык на украинский. «Сепаратисты» – современные, непризнанные  ни одним государством «мокрецы» - изгои.  Люди,  живущие в полувоенном, полукриминальном  положении, окруженные  частями  ВСУ,  добровольческими  батальонами, Нацгвардией…Гадкие  лебеди.
 Директор «Лепрозория» Голем  заявил писателю  Баневу: «Они  строят  новый  мир.  В  лепрозории  живут «архитекторы»  и «подрядчики».  Согласен  с ним -  балансируя  между Украиной  и Россией, под  почти  регулярными  обстрелами они  строят «новый  мир».

  А возможна ли здесь энантиодромия суть превращение в  противоположное  состояние - из «гадких  утят»  Андерсена  в  «прекрасных  белых  лебедей?»  Почему бы  и нет?!  Небольшой  народ Швейцарии живет  между   Францией и Италией.  Тоже  касается  жителей Бельгии и  Нидерландов,  живущих  между  теми же  Францией и Германией…

Но наверняка  этому  будут  мешать  другие «архитекторы» -  сотрудники  посольства и  консульства США в Киеве,  обосновавшиеся  на  улице  с  символичным  названием: имени авиаконструктора Игоря Сикорского! В «подрядчиках»  у них  правящий  режим бывших мятежников  с Порошенко во главе («Президент»  в  произведении Стругацких).

Действительность - страшнее. В жутком  настоящем инакомыслящих  одергивают  не просто  административными  рычагами, а  жгут  десятками  в  Одессе  в мае  2014-го…Или,  они исчезают  в «зинданах»  СБУ…Свободный  и честный писатель Олесь  Бузина (с  натяжкой,  но почти  аналог Виктора  Банева)  убит  возле  собственного дома в апреле  2015 г…
Мария Гайдар, продолжая «эксперимент» отца, Егора  Гайдара, в качестве «подрядчика и «прогрессора»  киевских «архитекторов»  с Сикорски-street  обосновалась  в Одессе…
 
А не есть ли это элемент синхронистической акаузальной связи;  художественного  вымысла и объективной  реальности - выстрел и попадание  в будущее  на  50 лет  вперёд («Гадкие  лебеди»  увидели  свет в 1967 году)!

  Рудольф  Сикорски   - один  из  главных  персонажей  братьев-писателей  в  нескольких  романах. Один  из  первых  «прогрессоров», «Экселенц»,  «Странник»…
Уж  не  Стругацкие  ли  научили  посольских США  «прогрессорству»?!   Тот  же Румата  из их повести  «Трудно  быть богом»,  решал  Проблему Бескровного  Воздействия на  ход  исторического  развития (так  называемая  мягкая  сила  в современном  исполнении)?

Но этот персонаж имел хотя бы какое-то моральное право  на «прогрессорскую»  деятельность, так  как «Мир  Полудня» вроде  бы  прогрессивная  гуманистическая  структура,  а в  Штатах  полицейские  до  сих  пор  отстреливают   собственных темнокожих граждан (несколько сот человек  в год), и узаконено  применяют  пытки  в отношении  заключенных.

Совсем недавно западно-европейские интеллектуалы вяло отбрыкивались от навязываемого США Трансатлантического Торгового и Инвестиционного Партнерства, ТТIP,  пытаясь  «сохранить  лицо»  перед  собственным избирателем.
А было ли «лицо»? «Лица»  были  в  различных  ипостасях и тоталитарно-демократических  пропорциях, и на  любой идеологический  вкус в прошлом-позапрошлом  столетии:  от Наполеона, Черчиля, М. Тэтчер, де Голля, канцлеров Коля, Аденауэра  до Ленина-Сталина, Чаушеску и Броз Тито. В центре  Европы  жезл «прогрессорства», «новый порядок» (neue Ordnung), попытался было перехватить  Гитлер. Сумасшедшего  немецкого  «прогрессора»  остановили   «дядя Джо» (Сталин) и «дядя Сэм».

АДСКАЯ  РАБОТА

«Арабская  весна» 2011 года  еще  не  завершилась.  Институт проамериканских  «прогрессоров»  работает. Работа тяжелая, изнурительная. Люди «горят», что  называется, «при исполнении». Саакашвили чуть  было не съел галстук в недалеком 2008 году в  процессе  принуждения  Грузии к миру.
 
Марию Гайдар  толпа одесских «туземцев»  вынудила написать заявление «по  собственному желанию» - уйти  с  поста  заместителя губернатора  Одесской  администрации  по социальной  работе. Бывший  премьер Яценюк Украины дискредитировал  себя  масштабной коррупцией, опустился  морально,  ушёл «добровольно-принудительно».

Штатовские посольские с Сикорски-street используют «прогрессоров» по полной, мероприятий по «рекондиционированию» («Жук в муравейнике»),  психологической  реабилитации  со своими  сотрудниками не  проводят. А,  что  нам  скажет  сам  Рудольф  Сикорски  («Жук  в муравейнике») по этому  поводу?
«- Мы все  устали, Мак…как мы все  устали! От  усталости  мы  становимся беспечными и всё  чаще  говорим друг другу: А, обойдется!»

                ЖУК  В  МУРАВЕЙНИКЕ

     Не «обошлось»: в Ливии, Сирии, на Украине. Везде  кровь  сотен  тысяч людей, миллионные  потоки беженцев. Масштабные теракты в сердце  Европы – Париже, Брюсселе, Ницце, Берлине.  Здесь в дело  вмешался «хорек в курятнике» («Жук  в муравейнике») - турецкий премьер Эрдоган. «Запахло серой» (Р. Сикорски). Европа, культурно-моральный «муравейник» в 500 миллионов человек с  высокой  самооценкой  «теряет лицо».

Но чувство европейского самоуважения пока живо. По  крайней  мере, это  следует из факта принятия постановления германского парламента о геноциде армян  турками в 1915-ом,  когда  погибло  1,5 мл. человек…Однако, по результатам июньского 2016 года референдума (Вrexit) в Великобритании о выходе этого государства из Евросоюза моральный престиж Европы опять  упал..
Ну а, мы,  сохранили Лицо – чувство национального достоинства. Как Андрей Воронин и Ван Лихуа в «Граде обреченном», Россия и Китай стали сопротивляться жестким  рекомендациям американских «наставников» и «прогрессоров», сейчас к нам присоединяется Евросоюз по поводу «иранской сделки»…

                ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Попытка толкования «Гадких лебедей» касалась так называемого  объективного мира. Теперь  обратимся к «психическому  аппарату», поскольку «объективный мир» познается оттуда. Что двигает людьми  вообще, кроме естественных биологических инстинктов? Как  свершается (или не свершается) приспособление к объективно данному?

  Базовыми, врожденными и архетипическими механизмами  коллективного бессознательного Юнга являются: энантиодромия (переход в противоположное состояние); типологическая  пара противоположностей экстраверсия-интроверсия; пары приспособления - чувство-интеллект, ощущение-интуиция. Причем,  первая  пара приспособления (чувство-интеллект) - рациональная, вторая  - иррациональная.
По-моему скромному разумению братьям Стругацким художественным способом  удалось отобразить почти все вышеперечисленные механизмы.

                ЭНАНТИОДРОМИЯ

Жил-был  Город. Нормальный такой Город.  Там жили бывшие  участники какого-то Сопротивления. Но затем  коммунизм почему-то запретили и начал дурковать Легион – «дураки в золотых  рубахах». Но, затем  Город исчез – «растворился»…после появления  мокрецов и соблазнением ими детей.

Энантиодромия – переход в противоположное  состояние (или  движение противоположностей  навстречу друг другу), переход из  бытия   в небытие, - свершилась. Это есть  объективная  энантиодромия – объект, Город, исчез.
  Теперь – энантидромия психологическая,  духовная.  Коммунизм  в  Городе под  запретом, хотя  директор Лепрозория Голем почти  не скрывал, что был  коммунист. Но, как  видно,  в Городе набирает  силу профашистская идеология Легиона,  под руководством племянника полицмейстера Города  Фламина Ювенты. Значит, как и на Украине  идет искусственно инициированный «наставниками» процесс перехода в противоположное состояние – профашистское, бандеровское…

 Кроме этого,в настоящий момент мы  наблюдаем уникальный процесс духовной, идеологической энатиодромии в Германии: её превращение из  мирового центра зла, уничтожителя народов – в мировой,  реабилитационный центр-приемник беженцев. Немцы уже приняли более одного миллиона. Так, «набивая руку», они готовятся к следующему миллионному наплыву. Где там у них миграционные  края - одному богу  известно.

Есть в «Гадких лебедях» и индивидуальная энантиодромия. Лидер мокрецов Зурзмансор когда-то был обычным жителем Города, мужем медсестры Дианы, любовницы-подруги Виктора Банева.
 Медсестра Диана – всеобщий, всеблагой помощник. Она  помогает всем, кроме Легиона: Баневу, мокрецам…даже члену парламента, подонку Росшеперу Нанту… «Диана  влюбленная, Мария из Магдалы, Диана Смотрящая Снизу Вверх, Диана, которую несет…»…Образ  мирового женского начала, мировой души…

А  сколько беженцев должно приютить Германии, дабы  компенсировать  зверства немецкого фашизма?! А еще говорят, что дети за родителей не отвечают. Ещё как!
Характерная энантиодромия  свершается с родом Гайдаров. Насколько  мощно коммунистическая установка работала в сознании писателя Аркадия Гайдара (он  воевал  и  проливал  кровь «врагов», «эксплуататоров трудового народа»), настолько же платит по счетам предков Мария Гайдар, реализуя глобалистскую, ультракапиталистическую установку…
Что же Марии делать, дотягивать компенсаторскую (кармическую?) лямку? Конечно, люди ведь не сами по себе, а суть объекты манипуляций дифференцированных механизмов коллективного бессознательного.
 Воздействия этих  механизмов  избегают единичные  «выродки» («Обитаемый остров») типа  Будды  или Ф.Ницше. Но конечная  плата «по  счетам» следует: первому  пришлось  отказаться от царства Капилавасту,  второй  в конце  жизни  сошел  с ума…

                ЧУВСТВО-ИНТЕЛЛЕКТ

          Выраженная в повести оппозиция Город-Лепрозорий  выражает противоположность чувства и  интеллекта, и  сами  мокрецы есть  носители  интеллектуальной  функции.   Интеллектуальная  функция  без  чтения чахнет – и  мокрецы  могли  умереть без  доступа к книгам.

 Писатель Банев  угнал  задержанный  полицией  грузовик  с книгами и отвез  в Лепрозорий. Зачем он  это  сделал? «Мокрецы»  ему  были  любопытны,  и  он  пытался  попасть  в  Лепрозорий. Это энантиодромия - движение  противоположностей  навстречу друг другу. Противоположности притягиваются  для  создания  жизненного  напряжения.  Когда  в Городе  появились  «мокрецы»,    возникло напряжение, активизировался Легион, и Бургомистр стал ставить на «мокрецов»  капканы.

Мокрец  Зурзмансор проявил  инициативу  для  встречи  с Баневым.  Также  и  дети пригласили писателя для  встречи-беседы. Как  и Зурзмансор, так  и дети  во  время  беседы  вели  себя бесстрастно, рассудительно, без  эмоций. Эмоции формируют  чувство,  чтение -  интеллект. Дети  и  мокрецы ведут себя чрезмерно  рассудительно и без  чувств. Нельзя быть  полностью  интеллектуальным,  не  отбросив  чувство. Полностью  выразить  чувство,  можно  только целиком  отбросив  рассудок.
Подобную позицию устами Саммона Павора подтверждают и  Стругацкие: «Вы в  своих  рамках изливаете  свое  подсознание. Либидо  свое  пресловутое…Вы - вольный художник – «эмоционал»…».

Павор - иностранный шпион-лазутчик. Прибыв из  другого  государства, со  стороны, он понимает опасность мокрецов: «Так вот,  ваши  мокрецы  обещают  такую  жестокость,  что  место  для  обыкновенного  человека  уже  не  останется…».
 Из  чувства  брезгливости,  свойственного любому патриотичному гражданину, плюс припомнив удар  кастетом по голове, Виктор сдает Павора  органам  безопасности. Но  это чувство  к нему  возвращается,  после  того,  как  «органы»  наградили  его  медалью «Серебристый  трилистник 2-ой  степени».

Банев -  выраженный эмоциональный  тип с дифференцированным чувством, отвечающим за  мораль, этику. Хорошо, а остальные  функции за что отвечают? – Ощущение отвечает за вкус (в  том  числе, художественный), эстетику, интуиция - за считывание и разведку будущего, интеллект – за понимание.
«- И вот, когда  я перестал что-либо понимать, что бы то ни было, все  заметили  меня. Все газеты заметили меня», -  говорит Банев директору лепрозория Голему…
Когда В. Банев и В. Высоцкий  отказались от интеллектуальной  функции («перестали что-либо  понимать…») и всецело отдались  высокоразвитому чувству, то стали известны.
 В «Гадких лебедях» Банев на гитаре исполнил для Голема  песню  Высоцкого: «Сыт я по горло, до подбородка, даже от песен стал  уставать…».

 Основные  сферы  приложения высокоразвитого  чувства:  поэзия,  музыка, театр,  религия. Дифференцированного интеллекта – наука.
Успеха, как  такого,  в мире достигает тот, или  те, кто владеют  дифференцированными инструментами приспособления к объективной  реальности: чувством, интеллектом, ощущением,  интуицией.

Во  время  совместного  обеда «эмоционала» Банева и интеллектуала – философа Зурзмансора,  состоялась «встреча на Эльбе»  союзников  по  адаптации,  приспособлению  к объективной  реальности. Каждый  беспокоился  о  своем: Банев о  настоящем, Зурзмансор -  о  будущем. Оба  поняли,  что  нуждаются друг в друге.
 Особенно Зурзмансор: «… я  сообщил  вам только одно  обстоятельство, сообщающее  вам  ценность  в наших  глазах. Другие обстоятельства  общеизвестны: это правдивая  информация  об  объективной  действительности; машина  эмоций; средство  возбуждения  фантазий; удовлетворенные потребности  в сопереживании. Собственно,  я хотел вам  польстить». И ещё: «О человеческой  личности  очень  мало известно… Массовая  личность  почти  ничего  в себе  не  содержит. Поэтому  особенно ценим  так называемые  творческие личности, перерабатывающие  информацию индивидуально. Мы можем  узнать о  психическом  аппарате, перерабатывающем  информацию».

Банев – добровольный подопытный кролик для  мокрецов-интеллектуалов? Да,  очевидно. Но, есть еще  один  чрезвычайно  важный нюанс, который  случился  на  совместном обеде Банева  и Зурзмансора. Последний чуть  было  не  потерял лицо во  время трапезы: «Он (Зурзмансор) усмехнулся, и  что-то  страшное произошло с его лицом. Правый глаз опустился и съехал к подбородку, рот стал треугольником, а левая щека с уха отделилась и повисла. Это длилось одно мгновение».
Интеллектуал Зурзмансор понимает, чем грозит мокрецам бездушная интеллектуальная односторонность – потерей «лица», человеческого достоинства в морали, за которую  отвечает чувство, но  никак не  интеллект. Об этом  же  говорит упомянутый в произведении Освальд Шпенглер  (1880-1936), автор  известного труда «Закат Европы»: «Постижение культурных  форм в корне  противоположно абстрактному  научному познанию и основано на  непосредственном  чувстве».

  Американские неоконсерваторы, «наставники» и «архитекторы» глобального миропорядка, не  имеющие  морально-чувственных противовесов в собственной культуре, суть состоявшиеся «мокрецы», бездушные интеллектуалы, для которых мир есть шахматная доска для геополитических  игр.  Для этих  игрищ они  выдумали  даже целую науку -  геополитику!
  «Мокрецы» из «Гадких лебедей» возвращаются?!
Дианы (душевного символа) - у них (современных американских геополитических «мокрецов) нет. Потому, что их Диана  погибла в  автокатастрофе в Париже….

Между тем, в истории нашей страны «встреча на Эльбе», совместная игра  противоположностей чувства и интеллекта состоялась в  виде дискуссии «физиков» и «лириков»  один единственный  раз  во  времена «хрущевской оттепели». «Встреча» эта случилась  самопроизвольно, спонтанно после  ХХ съезда КПСС,  когда Никита Хрущев  честно  и искренне высказался о сталинском периоде, «подвел итоги».
 Никита Хрущев  включил «психический аппарат» народа на полную  мощь, расколов архетип «вождь-племя» на консервативную (просталинскую), и либеральную (антисталинскую) установки…

Коллективное советское либидо раскололось, образовались психологические полярности. Родилось напряжение и вознесло нас на мировую духовную и научную вершину к первой половине 60-х годов века ХХ…
«Родилось и вознесло…»… В качестве символа акаузальной биполярной синхронистической связи К.Г. Юнга  объективного и  психического  миров могут служить фамилии поэтов - «эмоционалов» Р. Рождественского и А. Вознесенского. И мы «поехали» (Юрий Гагарин  сказал)!  Да  так,  что  стали  сверхдержавой!
«Физики» и «лирики», «мокрецы» и «эмоционалы», интеллектуалы и люди чувства… Все  занимаются «всеобщим делом» - работают с объективной  реальностью в дифференцированном ключе.
Возникает  вполне резонный  вопрос: существуют  сейчас в нашей  культуре значимые  поэтические, художественные имена-символы «путинской» эпохи?

                ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ

Художественное выражение этой типологической пары  у  Стругацких в «Гадких лебедях» - ёмко, понятно и жизненно.
«Я консерватор (интроверт?), господа!», - сказал Банев  во  время  первого  застолья  с «истеблишментом»  Города – доктором Р.Квадригой, директором Лепрозория Големом, санитарным  инспектором Павором Суманном. – Люди обожают  провозносить  прогресс. Это новое  веяние и оно  глупо,  как и  всякое  новое».
Однако  далее Голем  в  8-й главе опровергает   одностороннюю, показную  консервативность (интроверсию) Банева:

«- Каждое новое  правительство вынуждено одной рукой…одной  ногой, конечно,  нажимать на  тормоза, а другой на акселератор. Как  гонщик на повороте. На тормоза -  чтобы  не  потерять управление (интроверсия). А на  акселератор – чтобы  не терять  скорости (экстраверсия). А то ведь  какой-нибудь демагог,  поборник  прогресса обязательно  снимет  с  водительского  места».
Здесь  речь  идет  об  управлении,  манипулировании либидо  народа, гибком  реагировании на «вызовы».

 Далее о классическом  консерватизме.  «- Есть люди, которые не  могут  жить  без  прошлого,  они  целиком  в прошлом, более-менее отдаленном. Они живут  традициями,  обычаями, заветами. Они черпают  в прошлом радость и пример».
Последующее,  у  того же Голема, вполне  применимо для экстраверсии  большевиков-ленинцев:
«- И, наконец, есть люди, которые  живут будущим. В заметных  количествах  они появились  недавно. От  прошлого они совершенно  справедливо не ждут ничего хорошего, а настоящее для них – это только  материал  для  построения  будущего, сырье. Они умны в отличие от большинства  людей. Как на подбор талантливы. У них  странные  желания и полностью  отсутствуют желания обыкновенные».

Согласимся, «странное  желание»: «Весь  мир насилья  мы  разрушим до основания…». Зачем? Чтобы  создать  новое, собственное «насилие»… Пресловутая «воля к власти»  интеллектуальных  маргиналов?  Конечно. В Штатах об этом  хорошо  известно.
Институт «прогрессоров» и цветных  революционеров целиком  и полностью  состоит  из  подобного рода «волящих»  субъектов плюс духовная  накачка путем  учебы  и  различного рода  стажировок в «престижных» заведениях… Любая пустая голова,  побыв какое  время в «престижных»  стенах,  превращается в голову элитарную?! Псевдоэнантиодромия…Почему «псевдо»?
 Потому,  что «элитарные головы» суть обычные люди  из «серой массы».  Реальные  умники  есть «выродки» и заканчивают  сумасшествием (Ницше), а мудрецы (Будда),  чтобы быть  таковыми,  покидают царские дворцы.  За  все нужно  платить…

                ГОРОД

Творчество  Стругацких многозначно. В повести «Гадкие лебеди» есть шпенглеровский символ заката, гибели западной («фаустовской» по О.Шпенглеру в «Закате Европы») цивилизации: «В мировом городе нет народа, а есть  масса».

 Все имена в произведении -  сплошь европейские. Нет китайских, индийских, а самое, главное,  русских имен. Что обнадеживает. Почему? Потому, что в этом  смысле Стругацкие  не видят нас частью европейской цивилизации, и кроме  упоминаний о  коммунизме,  нет никаких  «русских  следов».

В Городе все  пьянствуют, развратничают («директор гимназии в компании несовершеннолетних девочек»)…Непрерывно идет дождь. Это значит,  что атмосфера  чрезмерно напряжена, и вот-вот  грянет  гром. Гром грянул: дети (символ будущего) ушли с мокрецами –  носителями интеллектуальной  функции.
 
 Он, интеллект, соблазнитель  европейцев, «гамельнсовский крысолов». Значит, где-то баланс чувства-интеллекта был  нарушен.  Может  быть  тогда,  когда  они (европейцы)  стали узаконивать  однополые браки  в угоду звёздно-полосатым «наставникам»,  которым  от избытка финансовой и военной  мощи  снесло  голову?  Или же  после «молчания ягнят», когда США и НАТО бомбили Белград в 1999 году? «Около 2000-го г.», кстати, узрел Шпенглер «climacterim», начало процесса умирания западно-европейской культуры.

И далее:  «Рациональная  цивилизация означает  деградацию высших духовных  ценностей  культуры».
После ухода  детей вино и прочее  спиртное  стало  превращаться воду. Христос – духовный символ Запада, когда-то  превращал  воду  в  вино. В  Городе пошел обратный  процесс, редукция. Ход  обратного превращения есть  символ  деградации,  исчезновения  христианских  ценностей…

Зурзмансор. Здесь очевидно прослеживается арабские корни. Имя Мансур, по-арабски, значит, победитель. Интуитивное попадание Стругацкими в цель - процесс исламизации идет полным ходом в Европе. Эрдоган рулит, США подыгрывают. Как говорится, бизнес - ничего личного. Европейцы для Штатов всего-навсего экономические конкуренты и военный  буфер в противостоянии  с Россией.

Во время  агонии Города,  всеобщего «драпа», Банев, на даче у Квадриги  увидел на небе странный, «страшный»  знак: луну в квадрате. Луна  в аналитической  психологии К.Г.Юнга - один  из  символов безумия…Не очень понятно  к  чему  этот символ  имеет отношение: к событиям в  повести (жители Города обезумели) или к реальной «колыбели  западной цивилизации» - Европе…А, может; к объективной реальности и художественному произведению?

Кстати, Юнг определил  русских  в  качестве интровертного, интуитивно-чувствительного  типа и чрезмерный рационализм нам  не грозит. Ну, а Освальд Шпенглер  обнадежил  тем,  что  ожидается  рождение  «русско-сибирской культуры».
Впрочем, объективные основания-символы для предположений О.Шпенглера  по  поводу «заката Европы» и «русско-сибирской культуры» имеются. Это есть концерты симфонического оркестра Мариинского театра под управлением В. Гергиева на пепелищах  Цхинвала 2008 года и  Пальмиры 2016 г. Везде  зачинщиком конфликтов был Запад…или его «прогрессоры»…Тогда «луна в квадрате» «Гадких лебедей» Стругацких – вполне к месту и для объективной реальности…

    Харебин Олег,  публицист           г. Красноярск