Путевые картины - Генрих Гейне

Ирина Долинская
          АННОТАЦИЯ

«Путевые картины» - крупнейшее, ярчайшее и вместе с тем наиболее противоречивое из прозаических творений Г.Гейне. Наследником Французской революции 1789-1793 гг., потомком великих жизнелюбцев Ренессанса и древней Греции и вместе с тем писателем, исполненным душевной смятенности и разорванности, каким-то дальним родственником Лоренца Стерна и Жан- Поль Рихтера предстает перед нами Г.Гейне в «Путевых картинах». С изумительным художественным совершенством и мастерством отражена в этом шедевре Г.Гейне вся глубина противоречий, столь характерных для творчества писателя в двадцатые и тридцатые годы XIX века, в пору его революционного становления.




Путевые картины - мое первое знакомство с прозой Гейне. Честно сказать я ожидала историю о путешествиях, но в книге не так много рассказано о самих путешествиях, больше о людях с которыми встречался поэт, его мысли о политике, истории, революциях первой половины 19 века, монархии, духовенстве, искусстве и литературе. С одной стороны все это разом воспринимать тяжеловато, но с другой стороны есть возможность проследить, как с годами меняется настроение, взгляды и мировоззрение Гейне. Например, в путешествии по Гарцу поэт весел и беззаботен, он с восторгом принимает каждый новый день, каждое новое знакомство, восхищается природой и наслаждается жизнью. В "Северном море" поэт мрачен и серьезен, он больше размышляет о том, что происходит в его стране и почти совсем не обращает внимания на красоту вокруг. А в Италии он больше слушает окружающих, да пишет критические эссе на творчество поэтов и  писателей. Впрочем, возможно так и задумывалось Гейне изначально.

Книга разделена на четыре части - повести. Первая часть "Путешествие по Гарцу" рассказывает о путешествии по горам Северной Германии, которое Гейне совершил в 1824 году.  Эта повесть именно о путешествии. Поэт выезжает из города Геттингена, радостно с ним попрощавшись, с воодушевлением поднимается на Брокен - самую наивысшую точку Гарца и с легкой душой спускается с гор вдоль реки Ильзе. По дороге он знакомится с разными людьми, в основном это рабочие, горняки и крестьяне. Гейне восхищается их простой жизнью,  мирным бытом и добрым нравом. Любуется прекрасными горными лесами, которые описывает очень красиво. И люди, и природа вдохновляют Гейне на поэтический лад и у него рождаются замечательные стихи, с которыми он и знакомит читателя. Это часть понравилось мне больше всего, она наполнена красотой, радостью и душевной легкостью. Такой Гарц я бы в реальности хотела увидеть.


Вторая часть объединяет в себе несколько эссе. "Северное море" рассказывает о пребывании Гейне на острове Нордерней во время летних курортных сезонов 1825 и 1826 годов. Поэт совсем немного рассказывает о самом путешествии вокруг острова на корабле, местных морских легендах и людях живущих на острове. Остальное - размышления поэта на различные темы: о невоспитанности знати, о монархии, политической ситуации в Германии и Европе, о простом народе своей страны, социальных проблемах нации и так далее.

"Идеи. Книга Ле Гран" – это короткие миниатюры в стиле диалога. Поэт обращается к некой даме, которая есть читатель, и отвечает ей на не высказанные вслух вопросы о литературе, истории, культуре, политике. Рассказывает о своем детстве и юности, вспоминает родной город Дюссельдорф и старого солдата Ле Грана, что жил по соседству. Честно сказать, я  так и не поняла, был ли такой человек на самом деле или Ле Гран это образ французской революции, о которой размышляет Гейне. Так же поэт озвучивает свои мысли о Наполеоне, которым восхищается и о революционных движениях в Европе того времени. Ну и конечно Гейне не мог пройти тему любви и возвышенных чувств, она как бы сглаживает все острые политические темы.


Третья часть посвящена путешествию по Италии, которое Генрих Гейне совершил в 1828 году. Она тоже состоит из двух частей. Свое "Путешествие от Мюнхена до Генуи" Гейне начинает с Берлина и Мюнхена. Сперва, он сравнивает два этих города, а затем плавно переходит к Италии. Гейне вдохновляет "Итальянское путешествие" Гёте и он поддерживает романтический дух Италии и в своем произведении. Как и в предыдущих частях, он красочно рассказывает о городах, которые проезжает, подробно описывает некоторые достопримечательности, дает небольшой исторический обзор этих мест. Много и увлекательно рассказывает о народной жизни, которая только на первый взгляд кажется мирной и благополучной. А на самом деле Италия практически оккупирована австрийцами, и терпение народа уже на пределе. Тут Гейне сравнивает два народа французов и итальянцев, и уверяет, что последние не сильно отличаются от своих соседей и готовы отстаивать свою свободу и независимость очередной революцией.

"Луккские воде" посвящены немецкому поэту и драматургу  Август фон Платену. Тут грубо напал на Гейне и его друга писателя Карла Иммермана в своей комедии "Романтический Эдип". И теперь, когда Гейне оказался в Италии, где в то время жил Платен, поэт как бы отвечает обидчику разгромным эссе на творчество Платена.


Четвертая часть
 "Город Лукка" – это продолжение "Луккских вод", где поэт подводит итоги всей серии "Путевых картин". Главной темой на этот раз становится религия, а точнее католицизм и христианство. Гейне высказывает мысль, что христианство придумано для утешения страдающего человека. Но времена страданий подходит к концу, вот – вот наступит время благоденствия, радости и счастья во всем мире, а значит, христианству как исторической силе приходит конец. Здесь становится понятно, что Гейне по большому счету атеист.

"Английские фрагменты"  посвящены путешествию Гейне в Англию. Как всегда вначале идет рассказ о природе страны и ее истории, о Лондоне и некоторых его достопримечательностях. Поэт опять сравнивает народы, на сей раз англичан с французами. Остальное – политика, социальные проблемы народа, революция, и конечно Наполеон. В "Путешествии по Гарцу" Гейне упоминает скорый выход в свет книги Вальтера Скотта "Жизнь Наполеона Бонапарта императора французов". А тут поэт уже пишет критическую рецензию на эту книгу.


Конечно это только основные темы книги, в ней еще много всего о чем размышлял Гейне.  К каждой части есть небольшие комментарии от издательства, в которых разъясняется суть того о чем пишет автор. Но, даже прочитав их все сложно разобраться во всех политических хитросплетениях. Чтобы понять суть книги нужно досконально знать историю Европы и государств, о которых идет речь. К сожалению, такими знаниями я не обладаю, поэтому многое осталось не понятным. Но, несмотря на это слушать книгу было очень интересно. У Гейне очень красивый поэтичный язык, он часто выражается иносказательно, создает восхитительные образы, интересно рассказывает о природе, городах и их истории. В целом книга понравилась.



______________________________

Картина Корнелиса Франсуа Рооса – Вид в горном массиве Гарц, 1840