Когда право без правосознания

Исаев Егор
(РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК "СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВА")

В самом деле, право не может торжествовать в обществе, в котором низкий уровень правосознания. Убедился в этом, когда познакомился с документальными очерками, статьями, новеллами и эссе, вошедшими в новую книгу известного уральского литератора  Геннадия Мурзина (правда, в этом случае он предстает в качестве публициста) «СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВА».

Вот, к примеру, большой цикл судебных очерков, которые, кстати говоря, в разные годы были опубликованы в открытой печати. Преступления, о которых пишет в них автор, самые разнообразные: тут и сексуальные маньяки, и киллеры, которым море по колено, и бандитские группировки разных сортов и мастей, которым всё нипочём, и бытовые убийцы, для которых схватить топор и порешить ни в чем неповинную жену, не составляет труда, и мошенники, обманов завладевавшие деньгами или квартирами доверчивых россиян, и чиновники, в том числе представители прокуратур, полиции, судейского корпуса, убежденные в том, что законы писаны не для них, и безответственные родители, не желающие даже пальцем пошевелить, чтобы обезопасить своих детей от посягательств преступных элементов.

Колоритная и разнообразная палитра. Но очерки я бы объединил в одно, что их характеризует, а именно: безответственность, с одной стороны, и непонятный, необъяснимый (с точки зрения здравомыслящего человека) гуманизм по отношению к злодеям, у которых руки по локоть в крови своих жертв, с другой стороны.

Автор книги справедливо раз за разом говорит о следующем: российский рецидивист, побывавший в местах не столь отдаленных уже девять (?!) раз, вновь совершает чудовищное злодеяние и суд приговаривает его к… восьми годам лишения свободы, хотя в США, например, он же давно бы оказался на электрическом стуле, или, в лучшем случае, после первого же преступления получил бы пожизненный срок, причем, что характерно, без права условно-досрочного освобождения.

Судя по судебным очеркам, такова, когда гуманизм зашкаливает, повседневная практика. И вовсе непонятно, когда слышатся с трибун Госдумы вопли о… «необходимости дальнейшей либерализации российского уголовного законодательства», которое, якобы, слишком жестокое.

И еще один вывод напрашивается — почти абсолютный непрофессионализм тех, которые обязаны по долгу службы бороться с преступными проявлениями в обществе: то годами разыскивают лидера ОПС, который не скрывается ни от кого, то вдруг следователь теряет важные улики, не неся за это никакого наказания, то в дупель пьяный, извините за выражение, федеральный судья выносит оправдательный приговор убийце, а областная квалификационная комиссия никак не дает согласие на отрешение от должности такого отправителя правосудия и ограничивается строгим предупреждением. Рука руку моет, что ли? Похоже, что так.

Предельно принципиально написаны Геннадием Мурзиным (а иного от этого автора я и не ожидал) и актуальные статьи, новеллы и эссе, посвященные праву и бесправию, морали и аморальности, основанные на сегодняшних конкретных примерах и фактах, которых в книге «СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВА», нет, не десятки, а сотни. Вот где для ученых-законников кладезь информации!

Вот авторское эссе «Служивый подрёмывает, а денежки капают». Текст о том, что представители власти жалуются на кадровый голод в полиции, что недокомплект среди следователей и сотрудников уголовного розыска, а в то же время… Геннадий Мурзин охватил зорким взглядом проблему и…

Цитирую:

«Здание главы администрации Екатеринбурга, буквально кишащее суетливыми клерками, - то, что находится на главной городской площади. Каких-то четверть века назад здесь был лишь один милиционер и стоял на четвертом этаже, на входе в горком КПСС. Сегодня кордоны выставлены чуть ли не у каждого чиновного кабинета.

Вот УВД Екатеринбурга. Совсем недавно мог свободно войти каждый. Тем более, что без крайней нужды сюда рваться никто не будет. Сегодня - нет. Установлена вертушка и при ней трое в погонах, скучая, все время позёвывают.

Дурной пример - заразителен. Особенно, когда тратятся не свои кровные денежки, а из тощего кошелька налогоплательщика.

Пятиэтажное здание администрации Железнодорожного района Екатеринбурга. Когда-то здесь умещались все - от райкома КПСС, райисполкома и до комитета ДОСААФ. Нынче - только районная администрация, а налоговая инспекция, к примеру, занимает трехэтажное здание бывшей средней школы, причем, что странно, еще и на скученность жалуется. И все раньше обходились без охраны. Никто на жизнь и здоровье советского чиновника не покушался. Сейчас - на втором этаже человек в погонах и при оружии, который не выполняет обязанностей ни вахтера, ни стола справок. Стоит и все. Наверное, для антуража, для придания некой статусности учреждению. Если так, то не проще ли было изготовить манекен, нарядить соответствующим образом и пусть бы стоял.

Но нет! Люди-манекены, получающие неплохую зарплату буквально ни за что, присутствуют везде и всюду.

Еще один характерный пример.

Зашел в прокуратуру области: понадобилось встретиться с одним из заместителей прокурора. В холле первого этажа, за изгородью все тот же «страж порядка». Естественно, далее меня не пустил. Тогда попросил дать мне номер телефона, чтобы смог созвониться и получить разрешение.

— Не знаю. - Буркнул страж и отвернулся.

— Для чего тогда сидите здесь?

— Не твоего ума дело, - ответил и зашуршал какими-то бумагами».

Вот так. Оказывается, впустую расходуемые деньги налогоплательщика — это не его, налогоплательщика, дело. А чьё же тогда?

Вопросы, вопросы, вопросы… Их много. Не на все знает ответы публицист. Но его многое интересует. Вот и спрашивает. Значит? Есть стремление докопаться до истины, что нынче не так-то просто сделать.

Повторяю: книга содержит для любопытного читателя богатейший фактический материал. И тем она ценна. И потому должна быть интересна, Во всяком случае, для меня — это так.