Здравствуй лошадь! Я Буденный.. С приходом!

Морской Профсоюзный Телеграф
Незадолго до таинственной смерти руководителя Красной Армии Михаила Фрунзе в 1925 года в центральной партийной газете «Правда» появилась статья «Даешь коня…»
В этой публикации Фрунзе утверждает, что «Конь – это первое дело», обрисовал ближайшее развитие и сельского хозяйства и армии, будет базироваться на использовании "конской тяги». После гражданской войны число конных заводов страны катастрофически уменьшилось. Свою роль  сыграла массовая эпидемия страшной конской болезни – сап.
«Не скоро, еще не очень скоро трактор вытеснит крестьянскую лошадку» - было сказано у Фрунзе. Но через 5 лет появилась другая пословица – «Стальной конь приходит на смену крестьянской лошадке» Но это уже другая история и с другими действующими лицами.
Партия сказала – «За дело, товарищи!». Восстанавливать конское поголовье было поручено Главному кавалеристу Советского Союза Семену Михайловичу Буденному.
Лихой конник взялся за дело. Конные заводы возглавили соратники Буденного по конной армии. Где взять племенной материал? Сходные климатические условия и широкие степные просторы были в Канаде, куда и направили делегацию красных конников. Морским путем, приодетые,  по тогдашней европейской моде, с подстриженными лихими казачьими чубами и усами, делегация высадилась в Монреале и направилась в провинцию Саскачеван. Там на необъятных канадских просторах паслись табуны превосходных канадских лошадей. Но в Канаде был свой лозунг - «Автомобиль приходит на смену коню». И десятки тысяч лошадей свозились к мясоперерабатывающим заводам, где, как это ни жестоко, из лошадей делали муку… Управляли табунами канадские ковбои, практически такие же лихие наездники в широкополых жилетах и штанах с бахромой.
Увидев огромные табуны лошадей, которые ковбои гнали на фабрику мясной муки для корма инкубаторских цыплят, у конников заблестели глаза! Сколько стоит конь? 25 долларов без выбора, 50 долларов «с выбором». Для ориентации в тех ценах укажем, что автомобиль Форд в те годы стоил около 400 долларов. Не сложно подсчитать, что  полтора десятка лошадей равны стоимости одного автомобиля.
Конная делегация или как они официально назывались «Комиссия» отобрали несколько тысяч отменных лошадей. По канадским правилам, прежде чем лошади покинут страну и уйдут «в море» им был положен 2х недельный карантин. Чтобы лошади вели себя спокойно, получали бы надлежащий уход, к ним были приставлены канадские ковбои, которые получали за свои труды хорошие суточные. Более того, они должны были сопровождать лошадей до ленинградского порта.
Как вспоминал ветеран Балтийского морского пароходства и буденновец Русаков, самая большая партия лошадей была доставлена на одном из самых вместительных советских пароходах того времени «Декабрист». 1200 лошадей ковбои загнали в специально сооруженные стойки в трюмах и на твиндеках. С погодой не повезло, Северная Атлантика показала свой норов. Судно попало в 9 балльный шторм, ковбои и конники укачались, лошади, словно чувствовали, что их впереди ждет не фабрика по изготовлению муки, вели себя достойно, терпели все превратности морского перехода. Падежа лошадей практически не было. Двухнедельный переход кони выдержали. На берегу пароход встречал сам Семен Михайлович. Не знаем, какие слова он говорил своим лошадкам, но уже в наше время я услышал песню группы «Лещи» «Здравствуй лошадь! Я Буденный…»..Видимо и командарм сказал лошадкам нечто похожее..
Для безопасной выгрузки лошадей были построены специальные широкие сходни, каждую лошадь выводил канадский сопровождающий (кстати, одним  из доводов для привлечения к сопровождению лошадей ковбоями было и то, что лошади не понимали команды на русском языке). Во время выгрузки, одна лошадь забеспокоилась, вырвалась и спрыгнула со сходни в воду… «Поплыла в Канаду!» - пошутили докеры. Пришлось цеплять лошадь специальным арканом и с помощью берегового крана извлекать из воды. Лошади ведь умеют плавать «но - не хорошо. Недалеко».
Участие экипажа «Декабриста» в конных перевозках впоследствии обросло многочисленными легендами. В этом рейсе на борту судна была большая группа курсантов штурманского офицерского класса ВМФ.
Участие в грандиозных «конных» перевозках да еще для нужд  Красной Армии, глубоко запало в душу будущих руководителей Красного флота.
Канадские лошади были распределены между конными заводами и воинскими частями. Часть коней стала родоначальниками новой породы, которая получила название «буденновская». Кстати, у Инженерного замка стоит конная скульптура Петра I, которую поставил ему правнук Павел I с надписью «Прадеду Правнук 1800», Петр оседлал мощного коня, и этот конь копия тех лошадей, которые были доставлены на пароходе «Декабрист».