В. Серов. Портрет Обнинской с зайчиком

Алина Алексеева-Маркезин
         Валентин  Серов. Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком 1904.Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5 ; 46. Нижегородский художественный музей.

          Впервые портрет был выставлен на Таврической выставке 1905 года, которая много значила для Серова, зрители могли впервые увидеть его «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком» (1904). Этот натурный рисунок углем, деликатно подцвеченный пастелью и сангиной, не уступал в экспозиции лучшим живописным работам художника. От него и сейчас трудно оторвать взгляд.

         Знакомство Серова с Клеопатрой Александровной Обнинской (1880-1928) и ее супругом Виктором Петровичем (1867-1916), известным в России общественным деятелем, состоялось в начале 1900-х годов. В 1904 году художник был приглашен в их имение. Вот как об этом вспоминает Грабарь: «Весной он поехал в Италию... В начале осени съездил в имение Обнинских "Белкино" Малоярославецкого уезда и сделал очаровательно нарисованный портрет К.А. Обнинской с прирученным зайчиком.
          С легкой руки Грабаря рисунок так и стали называть: «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком».

           Портрет обладает особой притягательностью, которую невозможно передать словами так же, как невозможно описать обаяние человека. Он в полной мере демонстрирует совершенную технику, удивительную трепетность и лаконичность серовской манеры. В изображении молодой женщины с прекрасными, чуть печальными глазами, нежно прижимающей доверчиво прильнувшего к ней зайчика, нет никакой позы, искусственности.

       Но кажущаяся простота, легкость исполнения не скрывает строгой обдуманности и крайней тщательности, с которой построен портрет. Это результат длительного наблюдения, скрупулезного анализа формы и движения. Глядя на него, даже маститые художники и искусствоведы разводят руками - непонятно, как это сделано.

     Ко времени приезда Серова Клеопатра ожидала второго ребенка. Она позировала художнику, находясь на последних сроках беременности, одетая в легкую, свободную блузу. Отсюда особая теплота в отношении к модели, мягкость и деликатность серовской манеры. Можно предположить, что по этой причине Серов и выбрал композицию с ручным зайчиком, отчасти скрывавшим фигуру.

        В свое время серовский рисунок высоко оценил Игорь Грабарь, считавший его самым трогательным из русских портретов. Он поставил «Обнинскую» в ряд с портретами дочерей врача С.С. Боткина, девочек Касьяновых, А.П. Трояновской, исполненных с такой же любовью. Это происходило в том случае, если модель была художнику «особенно симпатична» и он испытывал «к ней нежные чувства».

               Клеопатра Александровна происходила из состоятельного дворянского рода Саловых. Ее отец, в молодости служивший в армии, во время Крымской кампании отбил у солдат четырнадцатилетнюю татарскую княжну. Юная воспитанница через несколько лет стала женой Александра Салова, родила ему троих детей. Но ни имени ее, ни дальнейшей биографии семейные предания не сохранили.

       В 1897 году Клеопатра, унаследовавшая материнскую красоту, вышла замуж за друга своего брата Виктора Обнинского. Они поселились в большом имении Льзи Новгородской губернии, составлявшем часть ее приданого.. Из художников Обнинские поддерживали дружеские отношения не только с Серовым, но также с В.Д. Поленовым, П.П. Кончаловским, Н.П. Ульяновым, А.В. Срединым, К.А. Сомовым.


      Не всё было благополучно в их семье.21 марта 1916 года Обнинский застрелился. Ему было 49 лет. В тексте, оставленном им для официальных публикаций в газетах, в качестве единственной причины самоубийства он указал разочарование в политике. На самом деле современникам стали известны и другие факты: все произошло якобы «из-за романтической любовной драмы». Его позднее чувство к молодой княжне Вере Урусовой осталось безответным.

         В предсмертном письме к жене он просил простить его. Их отношения давно дали трещину, как в старом белкинском доме. Остается только догадываться, что пришлось пережить женщине в такой ситуации, оставшейся с двумя детьми в стесненном к тому времени материальном положении. Турлики были давно проданы М.К. Морозовой (еще одной модели Серова), Белкино в 1918 году национализировали.
             
        Многое исчезло безвозвратно. Не имея возможности снимать квартиру, семья переехала на свою дачу в Петровском парке. Клеопатра меняла вещи на еду, сдавала комнаты летчикам соседнего аэродрома.

            С большим трудом ее сыну Петру удалось уехать в США к родной сестре матери. В 1923 году она сама смогла получить разрешение на выезд к сыну вместе с младшей дочерью Лией. В последний момент, находясь уже в Риге, дочь отказалась уезжать из страны. Так семья разделилась на две линии - русскую и американскую9.

           По воле судьбы Клеопатра Александровна Обнинская умерла примерно в одном возрасте со своим бывшим супругом, в 48 лет, от неизлечимой болезни. Все усилия сына и сделанная во Франции операция оказались напрасными. Похоронена она в Париже. Ее серовский портрет остался на родине, долгое время хранился в частном собрании художника и коллекционера Д.Я. Черкеса, у которого в 1972 году был приобретен Нижегородским (тогда Горьковским) государственным художественным музеем.