9. Род Инаха

Юрий Козиоров
     1. ИО, НИОБА и КАЛЛИСТО. От реки Инаха, сына Океана, и нимфы Мелии родились Фороней и Ио. Фороней правил землей, позже названной Пелопоннесом. У него и нимфы Теледики родилась Ниоба. От Зевса и Ниобы родились сыновья Аргос и Пеласг, потомков последнего называли пеласгами, пока они не перемешались с пришедшими на Пелопоннес дорийцами. Аргос же основал город Аргос, сохранивший это название до наших времен, местность вокруг этого города называют Арголидой. Ниоба была первой смертной женщиной, с которой сошелся Зевс, а последней считается Алкмена, мать Геракла, после нее смертные женщины Зевса перестали интересовать. Впрочем, от бессмертных дам Зевс и после Алкмены не отказывался.
     Пеласг женился на Киллене, нимфе горы с таким же именем, в пещере которой Майя родила Гермеса. У Пеласга и Киллены был сын Ликаон. Он стал первым царем земли, которую позже назвали Аркадией, и породил от различных женщин пятьдесят сыновей. Эти сыновья превосходили всех людей своей нечестивостью и заносчивостью. Когда Зевс пришел к ним в облике простого человека, желая испытать, как выполняется ими установленный Зевсом закон гостеприимства, те, имея первобытные нравы, предложили гостю блюдо из мяса убитого юноши из местных жителей. Но Зевс перевернул стол и поразил Ликаона и всех его сыновей молниями. Нечестие сыновей Ликаона стало причиной того потопа, который описан нами в рассказе о Девкалионе.
     У Ликаона была еще дочь Каллисто, которая сопровождала Артемиду на охоте, одевалась в точности как Артемида и поклялась богине навсегда остаться девой. Но Зевс, влюбившись в нее, разделил с ней ложе против ее воли, приняв облик Артемиды, как сообщают некоторые; другие же утверждают, что он уподобился Аполлону. Чтобы скрыть это от Геры, Зевс превратил Каллисто в медведицу, но Артемида застрелила ее из лука как дикого зверя. Зевс отдал рожденного ею сына Аркада на воспитание Майе; саму же Каллисто он поместил на небо в виде созвездия, которое называют Большой медведицей.
     Аркад стал вторым царем Аркадии, названной так по его имени, и от Леаниры, дочери Амикла, у него родились сыновья Элат и Афид. Они поделили между собой землю, но высшая власть досталась Элату. Женившись на Лаодике, дочери Кинира, он породил Стимфала и Перея, у Афида же родился сын Алей. От Алея и дочери Перея Неэры родились дочь Авга и сын Ликург. От Ликурга и Клеофилы родились Амфидамант, Иас, Анкей и Кефей, о них мы уже рассказывали*. Про Авгу же расскажем в главе о Геракле.
     Зевс не обошел своим вниманием и дочь Инаха Ио, которая была жрицей в храме богини Геры. Гере удалось застать Зевса с Ио в самый неподходящий момент, и Зевс едва успел, коснувшись Ио рукой, превратить ее в белую корову. Гера, однако, поняла, что корова, на самом деле, не корова, а девица, о чем без обиняков Зевсу и заявила. Зевс не отрицал, но, как нашкодивший школьник, стал клясться, что с этой девицей у него ничего не было. Выходя из этого неудобного положения, Зевс в дальнейшем постановил, что ложные клятвы, если они приносятся неверными любовниками, гневу богов не подлежат.
     Гера же, забрав у Зевса корову, отдала ее под охрану Аргосу, но не тому, который основал город Аргос, а тому, которого называли Всевидящим, т. к. он имел сто глаз по всему телу, причем спали одновременно только два глаза. Этот Аргос** был порожден Геей, т. е. был автохтоном. Он привязал корову к оливе и сторожил ее, играя на свирели. Зевс приказал Гермесу украсть эту корову, но Гермес не сумел похитить ее тайно и попросту убил Аргоса камнем. Гера перенесла глаза Аргоса на оперение павлина***, а на корову наслала слепня, гонимая которым та сначала прибыла к заливу, названному по ее имени Ионийским, затем, пройдя через Иллирию и преодолев Гемийский хребет, пришла к проливу, который с тех пор называется Боспор****. Затем она прошла Скифию и Киммерийскую землю: блуждая по огромным пространствам материка и переправляясь через многие моря Европы и Азии, она оказалась, наконец, на берегах Нила, где вернула себе прежний облик и родила сына Эпафа. Впоследствии она весьма удачно вышла замуж: мужем ее стал Телегон, тогдашний царь египтян, который усыновил Эпафа и сделал своим наследником. Египтяне называли Ио Исидой, а Эпафа – Аписом.
___________________
* Глава 8(4).
** Мы пользуемся, как обычно, греческим написанием этого имени, хотя у нас больше принято латинское написание «Аргус».
*** Павлин считался птицей, посвященной Гере.
**** Боспор (современное название Босфор) означает «коровий брод».


     2. ДАНАИДЫ. Воцарившись над египтянами, Эпаф женился на Мемфиде, дочери Нила, и основал город Мемфис, названный так по ее имени. У него родилась дочь Ливия, именем которой названа страна Ливия.
     Ливия сошлась с Посейдоном, и от этого союза родились близнецы Агенор и Бел. Агенор удалился в Финикию, став родоначальником великого рода, рассказ о нем мы отложим на конец главы. Бел же, воцарившись в Египте, женился на Анхиное, дочери Нила, от этого брака родились близнецы Египет и Данай. Даная Бел поселил в Ливии, Египта же – в Аравии, а когда Бел умер, Египет стал править и страной, которая с тех пор и называется Египтом по его имени.
     У Египта родилось от многочисленных жен 50 сыновей, а у Даная – 50 дочерей. Египет, решив подчинить себе и Ливию, стал требовать, чтобы Данай выдал своих дочерей замуж за его сыновей. Данай из страха, что после этого Египет не оставит его в живых, построил по совету Афины пятидесятивесельный корабль и, посадив на него дочерей, спасся бегством.
     Он направился в Аргос, где царствовал в то времена Геланор, правнук Аргоса, основателя города. Геланор передал ему царскую власть по той причине, что ему было знамение: волк бросился с холма на стадо, пасшееся у городских стен, и зарезал быка, который был вожаком стада. Данай, воцарившись, назвал жителей Арголиды по своему имени данайцами. В стране не было воды, так как Посейдон иссушил в ней даже источники, гневаясь на Инаха, объявившего эту землю принадлежащей Гере, поэтому Данай послал своих дочерей искать воду. Одна из них, Амимона, во время поисков метнула дротик в оленя, но задела спящего сатира, который проснулся и загорелся к ней страстью, для сатиров это было обычным делом. Но случилось так, что в этом месте прогуливался Посейдон, который сатира прогнал, а сам сошелся с Амимоной и указал ей источники в Лерне. Один из этих источников, впадающий в море близ Навплии, до сих пор называют источником Амимоны.
     Сыновья Египта, прибыв в Аргос, стали призывать к прекращению вражды и просить, чтобы дочери Даная вышли за них замуж. Данай же, не веря их дружеским заверениям и затаив злобу, ибо не забыл своего бегства, дал согласие на брак дочерей и распределил их по жребию между сыновьями Египта. После свадебного пиршества Данай раздал своим дочерям кинжалы, и те закололи своих молодых супругов во время сна. Только одна из дочерей Гипермнестра пощадила своего мужа Линкея, который был еще очень юн и в продолжение брачной ночи не решился даже прикоснуться к ней. По этой причине Данай заключил ее в темницу. Остальные же дочери Даная погребли тела своих супругов за городской стеной.
     Очистили их от скверны убийства Афина и Гермес по приказанию Зевса. После этого дочери стали говорить Данаю, что они все повесятся, если он не выдаст их снова замуж, и тогда Данай, оставив Гипермнестру в супружестве с Линкеем, устроил гимнастические состязания, чтобы отдать остальных дочерей в награду победителям. Однако лишь немногие храбрецы приняли в этих состязаниях участие, так как все боялись, что с новыми мужьями случится то же, что и с первыми. Когда же этого не произошло, пришли и другие, и тогда Данай, повторив состязание, смог выдать замуж всех своих дочерей. Египет же, когда до него дошла весть о смерти всех его сыновей, потерял рассудок и вскоре умер.
     Амимона родила от Посейдона Навплия. Этот Навплий основал город Навплию, который ныне называется Нафплионом. Навплий жил очень долго, он был женат на Климене, внучке Миноса, и имел трех сыновей, один из которых – Паламед – погиб под Троей из-за коварства Одиссея.
     Когда Данаиды умерли, то по решению судей Аида они были принуждены в наказание за совершенные ими убийства наполнять водой бездонный сосуд. Художники и скульпторы любят изображать Данаид за этим занятием, но изображают их всегда молодыми девушками, хотя все они жили долго и попали в Аид уже довольно старыми. Не желая изображать старух, художники и скульпторы стали говорить, а потом и писать в своих книжках, что якобы Линкей, обнаружив утром гибель братьев, убил Даная всех Данаид, кроме, разумеется, своей жены. Но как бы он мог это сделать, если учесть, что древнегреческие девицы отнюдь не были хилыми, а эти к тому же все были вооружены, и их было, не считая его жены, 49 персон, а вместе с Данаем – 50. Сам же Линкей, младший сын Египта, был еще отроком и отнюдь не имел силы Геракла.

     3. ПОТОМСТВО ЛИНКЕЯ. Воцарившемуся в Аргосе после Даная Линкею его жена Гипермнестра родила сына Абанта. От брака Абанта с Аглаей, дочерью Мантинея, одного из сыновей Ликаона, родились братья-близнецы Акрисий и Пройт. Утверждают, что эти братья начали враждовать друг с другом, находясь еще в материнском чреве. Во всяком случае, родившись, они не испытывали приязни друг к другу, а когда выросли, то стали бороться за власть. Одержавший победу Акрисий изгнал Пройта из Аргоса, и тот направился в Ликию, где царь Иобат женил его на своей дочери Антее. Затем с войском ликийцев Пройт вернулся на родину и захватил Тиринф, сооружения которого воздвигли ему циклопы из неотесанных камней, такую кладку теперь называют циклопической. Так Акрисий и Пройт разделили аргосскую землю: первый стал царствовать в Аргосе, а второй – в Тиринфе.
     У Пройта и Антеи родились Лисиппа, Ифиноя и Ифианасса. Войдя в пору зрелости, эти девушки впали в безумие, как говорят, в возмездие за то, что отказались почитать Диониса и участвовать в дионисийских празднествах. Впав в безумие, эти девушки стали блуждать по всей аргосской земле, потом, пройдя через Аркадию и весь Пелопоннес, они беспорядочно носились по пустынным краям страны. Мелампод, сын Амитаона и Идомены, который был прорицателем и первооткрывателем лечения при помощи трав и очищений, обещал исцелить девушек, если ему уступят третью часть царства. Когда Пройт не согласился на такую высокую плату, девушки впали в еще более тяжкое безумие, а вместе с ними и многие другие женщины. Оставив свои дома, они убивали собственных детей и бродили по пустыням. Так как бедствие разрасталось, Пройт решил согласиться на назначенную цену, но теперь Мелампод потребовал, чтобы за исцеление и его брату Бианту была дана такая же часть. Боясь, как бы в случае отсрочки цена еще не повысилась, Пройт согласился на такую плату. Мелампод, собрав вокруг себя самых сильных юношей, с возгласами и плясками, как бы внушаемыми божеством, гнал женщин с гор до самого Сикиона. Во время преследования старшая дочь Ифиноя погибла, остальные же исцелились, пройдя через очищение, и Пройт отдал их в жены Меламподу и Бианту. Позже Антея родила Пройту еще сына Мегапента.
     У Мелампода от Лисиппы* были сыновья Абант и Антифат. Сын Антифата Оиклей женился на Гипермнестре, дочери Фестия, и породил Амфиарая.
     От Бианта и Ифианассы родился Талай, женившийся на Лисимахе, дочери Абанта. От Талая и Лисимахи родились Адраст, Аристомах, Пронакс, Мекистей и Эрифила. Сыном Мекистея был Эвриал, который воевал под Троей. От брака Адраста и Амфитеи, дочери Пронакса, родились дочери Аргия, Деипила, Эгиалея и сыновья Эгиалей и Кианипп.
_____________________
* У Аполлодора, на которого обычно ссылаются, неясно, на какой из сестер женился каждый из братьев Биант и Мелампод. Мы принимаем версию книги Роберта Грейвса «Мифы Древней Греции».


     4. ИСТОРИЯ ПЕРСЕЯ. Акрисий женился на Эвридике, дочери Лакедемона, который сам был сыном Зевса и плеяды Тайгеты. Когда у них родилась Даная, Акрисий обратился к богу с вопросом, родятся ли у него сыновья, и получил оракул, что у его дочери Данаи родится сын, который его убьет. Испугавшись, Акрисий соорудил под землей медный терем и стал держать в нем Данаю вместе с кормилицей. Но Зевс, взгляд которого запросто проникает сквозь землю, весьма заинтересовался, для чего Акрисию понадобилось такое подземное сооружение и, оборотившись золотым дождем, протек через крышу. Увидев девушку, Зевс тут же влюбился и немедленно лишил ее невинности, потому что и сейчас даже самой целомудренной девушке трудно устоять перед золотым дождем. От союза с Зевсом Даная родила Персея и растила его с помощью кормилицы и тайно от Акрисия.
     Когда Персею исполнилось три или четыре года, Акрисий услышал голос игравшего мальчика и приказал привести ему Данаю вместе с кормилицей. Кормилицу этот злодей предал смерти, а Данаю стал спрашивать, от кого у нее родился сын. Та честно ответила, что от золотого дождя, но Акрисий решил, что она над ним издевается и приказал заключить дочь вместе с ее сыном в ящик и бросить в море. Похожая ситуация описывается в известной сказке о царе Салтане, но там была сказка, а здесь, разумеется все было на самом деле. Ящик с двумя персонами долго носило по волнам и занесло на остров Сериф, где их вытащил Диктис, ловивший сетью рыбу. Он привел их к себе домой и стал заботиться о них как о родных.
     Сериф – небольшой остров, три часа ходьбы в длину и чуть меньше в ширину, но в те времена каждому острову, даже очень маленькому, полагалось иметь царя. На Серифе тоже был царь, звали его Полидект и он приходился Диктису родным братом. Магнет, их отец, был братом Коринфского царя Сизифа, который теперь находится в Аиде и занимается там, как и Данаиды, бесполезной работой с той только разницей, что вместо воды носит камень.
     Когда Полидект увидел Данаю, то немедленно в нее влюбился, но Персей, который рос не по дням, а по часам, к своей матери его даже близко не подпускал. Поэтому Полидект созвал близких людей и сказал им, что якобы нуждается в лошадях, чтобы посвататься к дочери Эномая Гипподамии: этот Эномай требовал от женихов своей дочери победить его в состязании колесниц. Персей был еще молод и задирист и часто говорил раньше, чем думал. Он сказал, что и в голове горгоны Полидекту не откажет, Полидект попросил у всех остальных коней, от Персея же потребовал принести ему голову горгоны, коли он это обещал. Огорченный Персей ушел в самый дальний конец острова и там встретил Гермеса, посланного Зевсом на помощь сыну. Гермес сказал Персею, что дело это вполне осуществимое и посоветовал сохранять бодрость духа. Затем привел его к грайям.
     Грайи (это слово означает по-гречески «старухи») – богини старости. Старость греки уважали: богиней юности, например, была только одна Геба, а богинь старости целых три – Энио (ужас), Пефредо (тревога) и Дейно (дрожь). Эти грайи были сестрами горгон, а родителями тех и других были Форкий и Кето, которые сами были детьми Земли и Моря, т. е. Геи и Понта. Грайи были седыми от рождения, на всех троих они имели один зуб и один глаз и обменивались ими поочередно. Персей перехватил у них глаз и зуб, когда одна передавала их другой, а когда те стали умолять вернуть похищенное, обещал вернуть, если они дадут ему на время хранящиеся у них светонепроницаемую сумку, шапку-невидимку Аида и крылатые сандалии. Получив все это, Персей подвязал крылатые сандалии, забросил сумку за плечи, а шапку Аида надел на голову, после этого он видел всех, кого хотел, но другие его не видели.
     Под водительством уже двоих – Гермеса и Афины – он полетел над Океаном туда, где жили горгоны, и застал их спящими. Звали их Сфено, Эвриала и Медуза, две первые были бессмертными и только Медуза – смертной. Тело горгон было покрыто чешуей драконов, на голове вместо волос извивались змеи, у них были кабаньи клыки, медные руки и позолоченные крылья. Каждый, взглянувший на них, превращался в камень. Подойдя близко к спящим сестрам, Персей отвернулся и, глядя в медный щит на отражение горгоны Медузы, обезглавил ее мечом. Как только голова была срублена, из горгоны выпрыгнули и разбежались в разные стороны крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Медуза родила их от бога Посейдона.
     Персей, вложив в сумку голову Медузы, двинулся в обратный путь. Горгоны, проснувшись, бросились преследовать Персея, но не смогли его увидеть из-за наличия на его голове шапки-невидимки. Прибыв в Эфиопию, где правил царь Кефей, он обнаружил, что дочь этого царя Андромеда выставлена на съедение морскому чудовищу. Причина была такая: Кассиопея, жена Кефея хвалилась тем, что она красивее всех Нереид, вместе взятых. Нереиды разгневались, и Посейдон, гневаясь заодно с ними (как-никак одна из Нереид была его женой), наслал на эту землю наводнение и огромного зубастого кита. Оракул вещал, что избавление от бедствия наступит лишь тогда, когда дочь Кассиопеи Андромеда будет отдана на съедение чудовищу. Жители Эфиопии заставили Кефея сделать это, и он привязал свою дочь к скале.
     Увидев Андромеду, Персей влюбился в нее и обещал Кефею убить чудовище, если Андромеда будет отдана ему в жены. Получив от Кефея согласие, Персей дождался появления чудовища и, прилетев к нему на спину, сунул ему в глаза голову горгоны, отчего чудовище немедленно окаменело. Сам же Персей при этом, разумеется, отвернулся.
     У Андромеды, однако, уже был жених – брат Кефея Финей. Этот Финей, узнав, что Андромеда от него уплывает, ворвался ночью с бригадой киллеров в комнату, отведенную Персею для сна, и предложил ему на выбор: либо он немедленно исчезает из Эфиопии и забывает, кто такая Андромеда, либо утром его найдут с перерезанным горлом. Пришлось Персею превратить в камни и эту шайку.
     Прибыв на остров Сериф, Персей застал мать вместе с Диктисом припавшими к алтарям богов в поисках убежища от преследований Полидекта. Тогда он вошел в царские покои, где Полидект принимал своих друзей, и показал им, отвернувшись, голову Медузы; и все они окаменели точно в том положении, в каком были, когда взглянули на горгону. На Серифе до сих пор показывают камни, расположенные по окружности. После этого Персей назначил Диктиса царем Серифа, а Данаю – царицей. Сандалии, сумку и шапку он отдал Гермесу, а голову горгоны – Афине. Гермес вернул полученные предметы грайям, Афина же поместила голову горгоны посреди своего щита.
     Латиняне во главе с Вергилием считали, однако, что ящик с Данаей и Персеем принесло волнами не к Серифу, а к берегу Лациума в Италии, и там Даная вышла замуж за их латинского бога Пилумна. Переубедить их в этом грекам так и не удалось и теперь уже вряд ли когда-нибудь удастся.
     Вместе с Данаей Персей поспешил в Аргос, желая повидаться с Акрисием. Но тот, боясь, что исполнится полученное им предсказание, бежал в Пеласгиотиду. Когда Тевтамид, царь Лариссы, устроил гимнастические состязания в честь умершего отца, туда наряду с другими прибыл и Персей, чтобы принять в них участие. Во время состязаний он метнул диск, полет которого был отклонен порывом ветра, так что диск попал в голову Акрисия, отчего тот скончался, подтвердив этим лишний раз, что от судьбы не уйдешь. Персей похоронил Акрисия за городской стеной и, считая неудобным вернуться в Аргос и стать царем страны, где правил скончавшийся по его вине человек, прибыл в Тиринф к Мегапенту, сыну Пройта, и поменялся с ним: он отдал ему Аргос, и Мегапент стал править аргивянами, Персей же – Тиринфом.
     Во время своего правления Персей основал город Микены. Этот город быстро расцвел и в правление Агамемнона, о котором речь еще впереди, стал, как утверждает Гомер, самым богатым городом Эллады. Но после Троянской войны и убийства Агамемнона он стал потихоньку хиреть, жители стали понемногу разбегаться в другие места, последние покинули город в 468 г. до н. э. Теперь от него остались одни развалины, до которых не каждый турист захочет добраться (от ближайшей остановки автобуса час ходьбы по пересеченной местности). Словом, «сис транзит глория мунди»*.
     Продолжим, однако, рассказ о Персее. От Андромеды у него родились Перс, которого он отослал к Кефею и от которого пошел род персидских царей. Еще были сыновья Алкей, Сфенел, Элей, Местор и Электрион а также дочь Горгофона. Электрион, воцарившийся после Персея, имел множество сыновей и дочь Алкмену, которая от Зевса родила Геракла.
     Когда Персею настало время умереть, боги по желанию Афины превратили его и Андромеду в созвездия. В созвездия превратили и его тестя и тещу, а также окаменевшее чудовище. Так появились на небе созвездия Персей, Адромеда, Цефей (латинянское имя Кефея), Кассиопея и Кит.
_____________________
*Sic transit gloria mundi (лат.) – «Так проходит мирская слава».


     5. ПЕГАС И БЕЛЛЕРОФОНТ. Теперь расскажем о том, что случилось с Пегасом. Для этого придется ввести в повествование еще одну личность. Беллерофонт, сын Главка и внук Сизифа, вероятно, забыл, как его назвали при рождении, потому что Беллерофонт означает «убийца Беллера», и его так стали называть после того, как он действительно нечаянно убил какого то Беллера. Потом он явился к Пройту для очищения от скверны. Антея, жена Пройта, воспылала к нему страстью и предложила с ней сойтись, когда же Беллерофонт отказался, заявила Пройту, что тот хотел ее соблазнить. Пройт поверил, но сам не решился убить Беллерофонта, боясь нарушить закон гостеприимства, и поручил отнести своему тестю Иобату письмо, в котором содержался приказ убить Беллерофонта, как только он появится. Иобат приветливо принял и угощал Беллерофонта в течение девяти дней и только на десятый день прочел письмо. После этого он тоже не захотел убивать человека, бывшего девять дней его гостем, и попросил Беллерофонта убить Химеру, рассчитывая, что это чудовище его растерзает. Передняя часть туловища Химеры была львиной, хвост оканчивался головой дракона, посредине туловища находилась голова козы, извергающая пламя. Химера опустошала землю и губила скот. Беллерофонт пришел к источнику, к которому прилетел и новорожденный Пегас, чтобы утолить жажду. Беллерофонт хотел поймать его, но тот не давался в руки. Беллерофонт лег спать у источника около жертвенника Афины и богиня, явившись во сне, дала ему золотую уздечку, которую он, проснувшись, обнаружил рядом с собой. Когда к источнику снова прилетел Пегас, Беллерофонт накинул ему уздечку на голову, вскочил на него, полетел к горе, где жила Химера, и поразил ее сверху стрелой из лука. После совершения этого подвига Иобат повелел ему сразиться с солимами, обитавшими в горах Ликии. Когда Беллерофонт совершил и этот подвиг, Иобат повелел ему вступить в бой с амазонками, вторгшимися в страну. Когда же он и этих перебил, Иобат поручил нескольким ликийцам убить Беллерофонта из засады. Но когда Беллерофонт перебил и этих, пораженный его силой Иобат показал ему письмо и упросил остаться у него в Ликии, отдав за него дочь Филоною, а умирая, завещал и свое царство. У Беллерофонта и Филонои родились сын Гипполох, унаследовавший ликийское царство, и дочь Лаодамия, родившая от Зевса Сарпедонта, который возглавлял ликийский отряд союзников Трои и погиб от руки Патрокла.
     Помня о письме Пройта, Беллерофонт отправился в Тиринф и, притворившись влюбленным, уговорил Антею бежать с ним на Пегасе, а поднявшись в воздух, сбросил ее в море. За это, а также за то, что он пытался на Пегасе подняться на Олимп к богам, Зевс наслал на Пегаса неистовую ярость, и тот сбросил Беллерофонта на землю, от удара Беллерофонт лишился разума и до смерти скитался хромой и слепой по Алейской долине.
     Пегас же прилетел к горе Геликону, где музы успокоили его музыкой и пением. От их божественной музыки гора задрожала и начала сдвигаться с места, но Пегас остановил ее ударом копыта. В том месте, где был сделан удар, появился источник, который называется Гиппокрена, что означает «конский источник» Поэты утверждают, что он является источником вдохновения, а когда пишут стихи, говорят, что оседлали Пегаса. На самом же деле Пегаса забрал Зевс, впряг в тележку и приспособил перевозить огненные стрелы, которые изготовляет ему на Лемносе бог Гефест.

     6. АГЕНОР И ЕГО ДОЧЬ ЕВРОПА. Когда Зевс влюбился в Ио, дочь реки Инаха, то за такое счастье ей пришлось некоторое время побыть коровой, но придя в Египет, она снова приняла человеческий облик, родила Эпафа и вышла замуж за царя Египта, по благоприятному для нее случаю бездетного, который усыновил Эпафа и сделал своим наследником. Воцарившись, Эпаф основал город Мемфис, женился на Мемфиде, дочери Нила, и имел дочь Ливию, у которой от Посейдона родились близнецы Агенор и Бел. Бел остался в Египте, а Агенор со своими друзьями оставил Египет и прибыл в страну, которая позже стала называться Финикией и где, по-видимому, его никто не ждал. Но, помыкавшись некоторое время, он понравился местной нимфе по имени Телефасса и женился на ней. Его спутники также нашли подруг своей жизни. Быт стал налаживаться.
     В Финикии находился город Тир, жители которого очень любили торговать. Они доплывали в своих лодках даже до Египта и там как-то узнали, что Агенор является сыном Посейдона. В Финикии до этого времени с детьми Посейдона и прочих богов было слабовато, поэтому тирренцы обрадовались и тут же провозгласили Агенора царем Тира. Семья у Агенора к тому времени разрослась, появились дочь Европа и четверо сыновей: Кадм, Феникс, Килик и Финей, поэтому Агенор не стал отказываться.
     Влюбившийся в Европу Зевс превратился в смирного ласкового быка и дал понять Европе, что он не против, если она захочет на нем покататься. Когда же она уселась быку на спину, тот спрыгнул в море и быстро поплыл на остров Крит, так что Европе только и оставалось покрепче держаться за рога, чтобы не свалиться в воду.
     Агенор же, обнаружив, что Европа исчезла, призвал своих четверых сыновей и приказал им идти на все четыре стороны искать Европу, объявив, как и положено настоящему царю, чтобы они без сестры не возвращались. После недолгих поисков, во время которых никто из братьев не догадался заглянуть на Крит, они решили, что глупо тратить на это дело всю оставшуюся жизнь, и поселились в разных местах: Кадм – в Беотии, где основал Кадмею, названную позже Фивами, Финей – во Фракии, основав на побережье Понта город Салмидесс, Килик – недалеко от Финикии в области реки Пирама, назвав эту землю Киликией, Феникс – в самой Финикии, основав город Сидон. После смерти отца он стал царем всей земли, которая тогда и была названа Финикией по его имени.

     7. НА ОСТРОВЕ КРИТ. Когда Зевс привез Европу на Крит, он, разумеется, перестал быть быком и предался с ней любви, в результате чего она родила близнецов – Миноса и Радаманта. Позже Европе повезло так же, как и ее прапрабабке Ио: на ней женился Астерий, повелитель критян. Впрочем, возможно, что дело тут не в везении: близость с Зевсом, по-видимому, была для дам как бы фирменным знаком.
     Возмужав, Минос женился на Пасифае, дочери Гелиоса и Океаниды Персеиды, и породил сыновей Катрея, Девкалиона, Андрогея и дочерей Ариадну и Федру. Когда Астерий умер бездетным, Минос захотел стать царем Крита, но в отличие от Эпафа, здесь объявились и другие претенденты – братья Астерия. Минос утверждал, однако, что царскую власть должен получить по воле богов, которые любую его просьбу непременно исполняют. Чтобы убедить в этом критян, Минос принес жертву Посейдону и взмолился, чтобы этот бог послал ему быка, которого он тут же принесет ему в жертву. И вот, из глубин моря действительно появился бык, такой красивый, что критяне немедленно утвердили Миноса в царской должности. Однако этого быка Минос отослал на пастбище, а вместо него в жертву Посейдону принес другого.
     Посейдон, разумеется, сильно обиделся, когда Минос принес ему в жертву не того быка, и в отместку наслал на быка свирепость, а также сговорился с Афродитой, которая внушила жене Миноса Пасифае любовную страсть к этому животному. Афродита хорошо помнила, как Гелиос настучал Гефесту о ее связи с Аресом, но до Гелиоса ей было не дотянуться (Солнце, все-таки), поэтому она делала мелкие пакости двум его законным дочерям – Кирке и Пасифае. В результате Пасифая родила от быка Астерия, которому критяне дали кличку Минотавр, т. е. «бык Миноса», так что его настоящее имя никто и не вспоминал. Этот Минотавр имел голову быка, все же остальное у него было как у людей. Несмотря на бычью голову, Минотавр был отнюдь не вегетарианцем: требовал для еды сырое мясо, не брезговал и человечиной. Минос понятия не имел, что ему делать с этим чудищем, испросил об этом оракул и согласно оракулу заключил Минотавра в Лабиринт. Этот Лабиринт соорудил Дедал, он представлял собой здание с запутанными переходами, затруднявшими выход. Минотавр там вырос и находился до того времени, когда был убит Тезеем, о чем мы в своем месте расскажем.
     Что же касается измены Пасифаи, да еще с быком, то Миносу пришлось это проглотить: во-первых, сам виноват; а во-вторых, он своей жены немного побаивался (обе дочери Гелиоса были колдуньями и могли запросто превращать людей в каких угодно животных).
     Радамант, брат Миноса, был по профессии юристом. Он известен тем, что составил для островитян свод законов, но затем переселился в Беотию, где женился на вдове Амфитриона Алкмене, известной тем, что она родила Зевсу Геракла. Там он исполнял должность судьи, а когда ему настало время умереть, был отправлен Зевсом на Острова блаженных вместе с Алкменой. Радамант и после смерти не оставил своей профессии: он по желанию Зевса и Плутона судит мертвых в Аиде. В состав возглавляемой им загробной судейской коллегии входят его брат Минос и еще один сын Зевса – Эак.
     У Катрея, ставшего царем Крита после Миноса, родились Аэропа, Климена и сын Алфемен. Катрей, вопрошая оракула, узнал, что он погибнет от руки одного из своих детей. Кого именно, оракул, разумеется, утаил. Алфемен, сопровождавший своего отца и оказавшийся поблизости, все слышал и, боясь, как бы он не стал против воли отцеубийцей, покинул Крит и поселился на острове Родос. Дочерей же Катрей передал своему другу Навплию, чтобы тот перевез их куда-нибудь подальше. Навплий женился на Климене, родившей ему Паламеда, Ойка и Навсимедонта; а на Аэропе женился Атрей, про которого рассказ еще впереди.
     Когда Катрея стала угнетать старость, он пожелал передать царскую власть своему сыну Алфемену и с этой целью отправился на Родос. Сойдя с корабля вместе с сопровождающими его критянами на пустынном берегу острова, он подвергся нападению пастухов, принявших его и его спутников за пиратов. Катрей стал рассказывать им об истинной цели своего приезда, но из-за собачьего лая пастухи ничего не могли расслышать и стали бросать в него камни. Прибывший к месту схватки Алфемен, не узнав своего отца, метнул дротик и убил его на месте. Позже выяснилось, какое преступление он совершил, и тогда Алфемен, взмолившись богам, был поглощен расступившейся землей.
     Во время похорон Катрея на Крите, на которых, присутствовал его внук сын Атрея Менелай, у последнего была увезена жена, и это стало причиной Троянской войны. В этой войне критянами командовал Идоменей, сын Девкалиона, который унаследовал Критское царство после Катрея.