Мой одноклассник Андрей Шестаков

Маргарита Пяк
Мой одноклассник Андрей Шестаков.
    Есть в Селькупском крае особенное место. Пожалуй, не многим толькинским, красноселькупским жителям удавалось там побывать. Не приходилось и мне ступать на эту землю.
    Но мне очень дорог этот уголок Селькупии. Это Верхне-Тазовский государственный природный заповедник, созданный в 1986 году. Первым инспектором тогда стал Андрей Леонидович Шестаков. Просто - мой одноклассник Андрей Шестаков. Это он обустроил все 4 кордона, прокладывал первые маршруты, собирал самую первую информацию о флоре и фауне. Говорят, все жилые, хозяйственные, и прочие постройки на кордонах его рук дело. Большое дело. Но для меня -то он всегда оставался и остаётся теперь уже в памяти одноклассником, школьным товарищем. Мы дружили уже и во взрослой жизни, обзаведясь семьями, нажив каждый свою жизненную историю. Всегда помню, уважаю, да вот даже чуть не написала - люблю. Что люди подумают? А что угодно. Люблю его за то, что настоящим был. Вот говорят же: есть мужики - соль земли. И он был такой. Андрюша Шестаков. Потомок Енисейских казаков, он был всегда верным другом, жил по совести и по уму. Крепким был человеком. И хотя, как я думаю,  каждая девчёнка в нашем классе была бы рада стать его женой. Андрейка женился на девушке известного рода Заводовских, (это потомки первого в Селькупии священнослужителя Павла Заводовского.). Говорят, два  этих известных в районе рода не раз сводили жизненные пути так или иначе.  Лучшим другом в школе и после неё был у него Саша Сайготин. И тут тоже не всё так просто. Хорошо знавший историю родного края, он как-то рассказывал о передаче района в состав Тюменской области. Так вот, в числе тех, кто выполнял эту историческую миссию был родной дядя Андрея -депутат Туруханского райсовета, директор рыбзавода Константин Михайлович Шестаков и депутат Елизар Сайготин.               
      Вспоминается многое. И мне удивительно, что со школьных детских лет характер его был твёрд и он всегда имел своё мнение. Помню в 7-ом классе был случай. В нашем классе из 20-ти с лишним учеников мы вчетвером - моя сестра Юля, подружки Люда да Лена и я, были интернатскими или как нас называли иные "остряки"-одноклассники - инкубаторскими. Носили мы одинаковую одежду, учебники и тетрадки носили в школу просто в руках, перенося эти стопки из кабинета в кабинет. В интернате жили скученно, тесно, иногда бывало в ряд стояло до десятка кроватей в небольшой спальне. Естественно, в таких условиях случались разные неприятности в виде педикулёза, чесотки и пр. А потому в особо острые периоды нас стригли наголо. Мы ходили в школу в платочках. Однажды на перемене, мы своей "четвёркой" сидели за своими партами, повторяя следующий урок. И неожиданно двое "особо одарённых"  наших одноклассников, с диким гоготом стали срывать с нас наши платочки и размахивая ими как флагами, стали носиться по классу. Хохотали другие мальчишки, хихикали, сбившись в стайку у окошка, домашние девочки. Мы прикрыв своим лысые головы руками, сидели в оцепенении. И только Андрей молча, серьёзно наблюдал за этим действом. Он явно что-то обдумывал, сидя на своей "камчатке". Потом  медленно встал, взял за шиворот одного хулигана, наклонил за платочками, также ни слова не говоря взял за грудки второго. Им ничего не оставалось как принести чуть ли не в зубах наши платочки. В классе воцарилась тишина. - А что не веселимся-то?- повернулся он в сторону совсем недавно хихикавших одноклассниц, - продолжаем, продолжаем...                Он встряхнул сам наши платочки, положил на парту  перед каждой из нас. - Да не хнычьте вы над дурачками. Потому что сейчас  начнётся история и плакать придётся им самим.                И также медленно он прошёл к своей парте. А было -то ему тогда всего 12 лет. Но он был, пожалуй, самый здоровый, рослый среди мальчиков нашего класса. При этом самый эрудированным, начитанным. Учился ровно, читал настоящую литературу. Иной раз на уроке литературы у них с нашей учительницей Лидией Алекссевной случались такие дебаты, что мы, читающие только лишь программные произведения, даже не понимали о чём же они спорят, что вообще обсуждают.               
   В двухтысячных мне предстояла длительная командировка чуть ли не в две с половиной недели в Тазовский район, дети были ещё малы. И иду я с администрации с тяжёлой думой, обдумывая куда мне деток пристроить. Ничего, никого не вижу,  в общем, на своей волне. - Куда бредём, печальная? Повернулась. А это Андрюша на обед домой спешит. - Куда, куда? Домой, конечно.- отвечаю. - А случилось что? Чтой-то ты нынче ты в миноре, мать,- улыбается мой одноклассник. - Будешь тут в мажоре. Петя на вахту завтра на месяц уезжает , я в командировку на недельки две с лишним. Хоть работу бросай. Детей не знаю куда девать, - объясняю ему. - Ну-ка, ко мне на огонёк заглянем. У меня ребятишек оставишь, - принял мглновенное решение. Я упиралась: неудобно же, что жена твоя скажет и вообще у тебя у самого пятеро своих да двое приёмышей... - Глупа ты, мать, глупа. Где семь, там и восемь, а где восемь и девятый не лишний...Работу бросит она... Пошли, работница. Приёмную мать перед фактом ставить. - Жена,  принимай гостью, - сказал он с порога, - ещё двоих приёмышей возьмём. Правда, на недолго. Но возьмём. - Да, возьмём, - ответила ему супруга, - куда деваться.                Мы пообедали и Андрейка отправился в мастерскую. - Ну, девчёнки, вы тут чаёвничайте, дела ребячьи обсудите. Что да как, когда ребятишки придут уже.                Ну,  мы и обсудиили. Я выдвигала свои предложения: "заморозки" в магазине возьму разной, денег оставлю, постельное, мыльное и т.д. притащу. Скромная красавица Лилия как-то неопределённо пожимала плечами: не понятно было принимает мои предложения или нет. А вечером до меня дошло какую оплошность я допустила. Уже поздно раздался тревожный телефонный звонок. - Слушай, - как-то на пониженных тонах начала говорить Лилия, - ты не вздумай сюда никакие продукты магазинные, деньги, тряпки нести. Я Андрею передала твои предложения. Он рвёт и мечет. Говорит: будешь лететь до самой своей Брусничной впереди своей "заморозки" и пододеяльников. Нужны только зубные щётки мальчишек, сменка одёжки на сад Мишке и в школу Толику. Ну, и всё. Пока.                Он был настоящий хозяин.Добытчик. Глава семьи. Верный друг, добрый сосед, участливый коллега.Он так любил свой родной Селькуп. Отправляя супругу с детьми в санаторий на отдых, на вопрос: а сам-то куда едешь отдыхать?, непременно отвечал:- На южное побережье Тазовского моря.
С любовью Маргарита Пяк