Cherchez la femme Шерше ля фам

Михаил Ханджей
Сыну «Ивана-да Марьи» - Ивану Тхоржевскому посвящается.

Быть в Париже и непобывать на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, этом знаменитейшем из русских зарубежных некрополей, что  километрах в двадцати к югу от Парижа, - это кощунство.
Русское кладбище под Парижем – истинный некрополь ушедшего XX века.

У иных из могильных надписей я простаивал подолгу, вспоминая, откуда мне это имя знакомо. А когда удавалось вспомнить, появлялось чувство какой-то близости. И ещё чувство выполненного долга: вот и помянул кого-то всеми забытого. Несправедливо забытого, конечно, потому что всякий человек достоин поминовения и сожаления.

Многие ли поминают похороненого здесь Ивана Тхоржевского, устами которого уже три четверти века так славно глаголет великий таджик Омар Хайям?

Побывав на Сент-Женевьев-де-Буа, уже в гостинице, я представлял Ивана Тхоржевского, от стихов которого «бесился» Иван Бунин! Он конкурентов живых не терпел и вцеплялся в него мёртвой хваткой:

 «Да кто он такой, этот Тхоржевский?»

А Иван, как мне представлялось, отвечал:

- Я тот, для которого «Земная жизнь, - в лучах плывущий сон»,

 И даже «Холм над моей могилой – даже он! –

Вином душистым будет напоён.

И подойдёт поближе путник поздний:

И отойдёт, невольно опьянён»

P.S. Иван Тхоржевский, родившийся в Ростове-на-Дону, в силу трагических обстоятельств Гражданской войны в России, жил в Париже, где: -
 
 «Закат сиял улыбкой алой,

 Париж тонул в лиловой мгле.

 В порыве грусти день усталый

 Прижал свой лоб к сырой земле.

 И вечер медленно расправил

 Над миром сизое крыло....»*

В вечном городе любви  для Тхоржевского-Хайяма сияли зори. Текли дугою звёзды, а под ними, как он писал:-

 «Каких я только губ не целовал!

 Каких я только радостей не знал!

 И всё ушло! Какой-то сон бесплотный!

 Всё то, что я так жадно осязал!»

 Любовник страстный, Иван Тхоржевский, как и Максимилиан Волошин, служил в Париже до своей смерти чисто, преданно и нежно царевне Таиах (Музе).