От еврея слышу

Леонид Графман
За двадцать девять лет жизни в Советской России я почти не сталкивался с откровенным антисемитизмом,хотя обладал достаточно характерной внешностью.Конкретные антисемитские выпады против меня можно пересчитать по пальцам одной руки.Поэтому я удивился,когда уже в Израиле один выходец с Украины рассказал,что ему почти ежедневно напоминали,что он жид…
У меня же было все иначе.Школьный антисемитизм не был обращен конкретно ко мне,а выражался в восклицаниях одноклассников по поводу различных учебных ситуаций :ручка какая-то еврейская(не пишет),учебник какой-то еврейский(ничего не понятно) и.т.п. Не могу сказать,что такие уколы меня совсем не задевали,но они не вызывали у меня душевной боли…Единственным исключением был ученик параллельного класса Игорь Федоренков.Его частые намеки носили четко направленный характер и во многом отравляли мне жизнь.Не раз при всех он называл меня "автономной областью" и советовал поехать в "мою столицу Биробиджан" или ,по крайней мере,на Ближний Восток.Временами  я слышал от него:"Не суй свой шнобель в наши славянские дела".Эти намеки,направленные и выверенные,настолько раздражали меня,что иногда я чувствовал острое желание разбить ему физиономию.
В школьной жизни время от времени появляются всякие новшества и веянья.Например,в 6-ом классе почти все ребята сменили свои ранцы и портфели на кожаные папки,на которых аккуратно выводили названия различных рок-ансамблей. Или увлечение рогатками,которое в какой-то момент охватило всех,а потом полностью ушло.В 8-ом классе пришло новое поветрие:одному мальчику незаметно на спину прилепили бумажку с надписью "ИЩУ ЖЕНУ И РАБОТУ",и он,ничего не подозревая,ходил так несколько часов,вызывая всеобщий смех.Шутка понравилась,и такие "транспоранты" начали тайком вешать на спину друг друга.Пытались несколько раз привесить и мне и, как помню , эта идиотская забава   изрядно надоела. Поэтому я не смог сдержать раздражения,когда почувствовал,что мне на спину что-то повесили.Резко обернувшись,я увидел удаляющегося от меня быстрой походкой Игоря Федоренкова.Дело было на большой перемене.Догнав Игоря,я тут же в ответ буквально влепил эту записку в его спину и в этот момент услышал:"Убери свои жидовские руки"…Последнее время Игорь много отсутствовал.Поэтому,несмотря на давние намеки,я почти перестал его опасаться. И вот на тебе-"жидовские руки".От неожиданной обиды я настолько опешил,что рука сама сжалась в кулак.Несмотря на "желание разбить физиономию" ,ударить в лицо,подобно сентиментальному боксеру Высоцкого,я был не способен.Поэтому всю боль обиды вложил в удар по телу.Произошло нечто неожиданное:Игорь вскрикнул и рухнул как подкошенный.Радость победы сменил испуг:он лежал без движения и без сознания.Его глаза были мертвы.В коридоре собралась толпа.Две минуты спустя эту толпу прорезало искаженное от гнева лицо завуча Ирины Ефимовны."Как ты посмел его ударить!-кричала она.-У Игоря больная печень.Он пропустил два месяца.Он лежал в больнице.Ты разве не знал об этом?!" "Нет,-бурчал я в оправдание,-я не знал про печень и про больницу.Мы в параллельных классах.Я не знал,что он отсутствовал." Ирина Ефимовна не унималась:"За что!За что!"  После отнекиваний и колебаний пришлось признаться "Он высказался по поводу моей национальности".Возникла щекотливая ситуация,напоминающая эпизод из романа "Жизнь и судьба".Все знали,что Ирина Ефимовна еврейка,несмотря на русскую(по мужу) фамилию.В романе Гроссмана есть эпизод:командир полка по фамилии Берман должен был урегулировать конфликт и сделать дисциплинарное взыскание летчику Боре Королю,ударившего однополчанина за антисемитский выпад.Берман очень боялся быть заподозренным в солидарности и сочувствии к своему соплеменнику,поэтому требовал его наказать по всей строгости закона.Нечто подобное произошло и с Ириной Ефимовной.Не желая вникать в детали конфликта,она страшно на меня кричала,перемежая крик с угрозами.
Ситуция на самом деле была не шуточной.Санитарам скорой помощи не удалось вывести Федоренкова из коматозного состояния,и они увезли его в Мытищинскую больницу.Из учительской то и дело звонили  в больницу и получали неутешительную инфомацию,что  Игорь в прежнем состоянии.Моим папе и маме сообщили на работу,и,хотя они находились далеко,их срочно вызывали в школу.В учительской уже беседовали с моей сестрой,хорошо здесь всем знакомой(она пять лет как закончила эту школу).Ирина Ефимовна в красках изображала мне ужас колонии для малолетних убийц,куда я непременно попаду.
Не менее трех часов прошло,когда позвонили из больницы и сообщили,что Федоренков пришел в сознание…Какое облегчение я испытал!Я знал,что наказание будет. Но это будет уже совсем другое наказание.Поэтому ,услышав вердикт,был почти доволен:я исключен из школы до момента,пока не приду домой к Федоренковым и официально попрошу прощения…Прошел день-два. Федоренков поправлялся,но все еще находился в больнице.Я собирался с силами,чтоб пойти к его родителям извиняться,но пока никак не решался.Некоторые советовали пойти в больницу и извиниться перед самим потерпевшим,но и это было для меня нелегким поступком.Наша школьная медсестра Нина навестила Федоренкова в больнице,беседовала с врачами.На следующий день она мне рассказывала:"Ты умудрился ударить в то самое место,которое Игорь лечил  несколько месяцев.Произошел болевой шок,и он потерял сознание.Так что не воображай себя Мохамедом Али." Я и так знал это.Я понимал,что надо извиниться перед родителями  Федоренкова…и не только для того,чтоб меня восстановили в школе.Просто потому,что  это надо сделать.К тому же меня убедили,что родители Федоренкова ничего не знают об антисемитской подоплеке конфликта и думают,что это это обычные школьные разборки.Я узнал,что семья достаточно интеллигентная, и нет опасности,что его отец вместо прощения даст мне по челюсти.Собрав всю эту информацию , я глубоко вздохнул и пошел к Федоренковым извиняться.
И тут произошло нечто неожиданное.Но произошедшее было странным и удивительным для меня тогдашнего.Теперь же я понимаю,что это было абсолютно логичным и дало четкое объяснение всей этой истории…Мама Федоренкова встретила меня достаточно приветливо и даже,кажется,предложила чай.И в этот момент из комнаты вышла бабушка Федоренкова,мать отца,как я узнал в дальнейшем.Фразу,с которой мать Федоренкова обратилась к свекрови,можно считать кульминацией всей этой истории:"Рахиль Соломоновна,это тот мальчик,который ударил Игоря."      
Рахиль Соломоновна!!!Ничего себе имя-отчество для жительницы поселка Строитель Мытищенского района. Ну, встречались там евреи.Но чтоб с таким откровенным именем! Не помню уже,как извинялся.Не помню,как меня простили.Но помню одно:возвращаясь,я недоумевал:бабушка Федоренкова еврейка!Единственный ученик школы,от которого исходили все антисемитские выходки и намеки, - на четверть еврей!Но это было детское,ребяческое удивление.С годами я понял : Федоренков и многие другие своим антисемитизмом как бы протестовали против наличия еврейской крови в своих жилах.Еврейство было для них тайным проклятием.Некоторые из них неожиданно сталкивались с  веселыми ситуациями:например , человек люто ненавидел евреев и вдруг на каком-то этапе узнавал о своих еврейских корнях.Какое разочарование постигало его!
Поэтому хочу поделиться своим наблюдением,которое сформулировал как принцип.Если человек относится к евреям равнодушно,с недоверием, даже с некоторым опасением-это еще ни о чем не говорит.Но если человек откровенно не любит евреев,Израиль,сионозм,то  это явный признак,что надо покопаться в своей родословной.Может,найдет что-нибудь интересное.*
В истории с Федоренковым я все-таки рад,что еврейкой оказалась мама папы,а не мама мамы.Хотя обратное,к сожалению,часто также встречается.


Примечание. История абсолютно подлинная - вплоть до сохранения имен. Фамилия главного героя чуть-чуть изменена.
 
*P. S. Мои соображения нашли еще одно подтверждение, когда совсем недавно один "стихирский "автор -еврей по отцовской линии -набросился на меня с оскорблениями (это видно из ответов на рецензию). Цитирую его дословно :"Еврей поклонник нацистов... Правоверный талмудист херов...Думаешь, русских обосрал. На свою плешь насрал. итп"
P.S. История с Федоренковым продолжения не имела. Однако на следующий год в школе произошли изменения : из трех 8-ых классов сделали два 9-х , выгнав всех бездельников в ПТУ. Состав учеников в этих двух 9-х перераспределили так , чтоб 9А стал сильным , а 9Б слабым. В результате мы оба оказались с Федоренковым в одном классе - 9А.
Но за два последние года учебы в одном классе я не помню ни единого контакта с Игорем. Он обходил меня стороной и старался вообще не показываться мне на глаза. То ли из-за воспоминаний о тяжелом нокауте , который чуть не кончился печально. То ли из-за того , что я теперь был посвящен в тайну его происхождения.