Россия в 1913 году. Происшествие на станции Лигово

Николай Демьяненко 4
        Был теплый августовский день. На платформе железнодорожной станции Лигово толпились пассажиры.  До прибытия поезда, следующего по маршруту Санкт- Петербург – Ораниенбаум оставалось пять минут.  Был субботний  день,  поэтому многие из стоявших на платформе  были нарядно одетыми и держали за руки детей.  Родители хотели отвезти своих чад погулять в Петергофских парках.  Несколько влюбленных парочек так же предвкушали романтическую прогулку, а один молодой человек даже планировал сделать свой пассии предложение руки и сердца. Он рассчитывал, что оказавшись в романтической обстановке в тени алей Александринского парка, вдохнув в себя прохладу прудов девушка ответит согласием.
Тем временем по Красносельскому шоссе  медленно двигалась колонна военных. Это были части второй артиллерийской бригады возвращающейся из Красносельского лагеря после учений.  Уставшие лошади тащили артиллерийские орудия.  Стволы некоторых орудий еще только остыли.  Учения шли три дня, поэтому многие солдаты, сидящие в седлах лошадей, откровенно дремали.   Во главе колонны на коне ехал капитан  артиллерии Михаил Аркадьевич Рыбкин. На завтра в бригаде был выходной и поэтому капитан спешил быстрее доехать до расположения части и, наконец, отдохнуть. Все мысли Михаила Аркадьевича были уже в завтрашнем дне.  На завтра у Михаила Аркадьевича, человека не молодого, но холостого, было запланировано свидание.  Учения прошли на отлично и поэтому более не занимали голову Михаила Аркадьевича. Когда приблизительно половина колонны пересекла железнодорожный переезд, шлагбаум закрыли.  Вскоре показался и сам поезд.   Он шел строго по расписанию.
Воинские чины второй половины артиллерийской бригады встали перед шлагбаумом.  Передние лошади, везшие орудие управлялись солдатом – артиллеристом Тимофеем Покровским.  Последний сидел в седле правой лошади и усталым взглядом встречал приближающийся поезд.  Когда до переезда оставалось менее чем сто метров, прозвучал гудок паровоза. Почему то в этот раз гудок прозвучал особенно громко.  В этот момент пара лошадей, стоявших ближе всего к шлагбауму, резко дернулась вперед.  Сидящий на правой лошади Тимофей Покровский инстинктивно дернул вожжи на себя.  В результате лошади буквально перепрыгнули шлагбаум. В момент прыжка солдат-артиллерист Тимофей Покровский был сброшен из седла в канаву. Сами лошади тем временем оказались на рельсах.  По счастью паровоз управлялся опытным машинистом.  Николай Осипович Цыплаков управлял паровозами уже более двадцати лет. И как говорили про него – был на своем месте. Увидев взбесившихся лошадей, он не растерялся и  применил экстренное торможение поезда.  Тем не менее столкновение было неизбежно. Дистанция между поездом и лошадьми была слишком маленькая.  Столпившиеся на платформе пассажиры услышали визг тормозов поезда, глухой удар, а затем лошадиное ржание. 
- Мама, что случилось,  спросил стоявший ближе всех к переезду семилетний Тема. Он дергал свою маму  Елену Павловну за рукав.    Надо сказать, что Тема был мальчиком любознательным и засыпал вопросами родителей целый день. Вот и в этот раз Тема не давал маме покоя.
- Мама а лошадке больно? А паровозу больно? А кто в кого врезался? А мы скоро поедем?   Порядочно устав за день от таких вопросов Елена Павловна дернула сына  за руку. 
- Да успокойся же ты наконец. Целый день
: - Почему? - А как?- А где?     Не нервируй меня. Скоро поедем.
Тем временем у раненых лошадей стали собираться военные чины.  Через минуту прискакал капитан  артиллерии Михаил Аркадьевич.   Все мысли о предстоящем на следующий день свидании у него улетучились.
Только бы без жертв, пронеслось у него в голове. Иначе командир три шкуры снимет. Тем временем двое солдат вытащили из канавы Тимофея Покровского. Солдат- артиллерист прихрамывал, но выглядел достаточно бодро. На лице его была пару ссадин, а из разбитой губы текла кровь.
- Да жив я. Жив, братцы- успокаивал он товарищей.  Увидев солдата, Покровского капитан немного успокоился.
- Слава Богу. Пронеслось у Михаила Аркадьевича в голове.  Машинально он перекрестился.  – Вот теперь с кого я шкуру спущу.  Спрыгнув с лошади он подошел к отряхивающемуся солдату.
- Живой?
- Живой, Ваше благородие. Пара ушибов – ерунда отвечал солдат.
- Что же ты деревенщина делаешь? Совсем разучился лошадьми управлять? Куда их теперь? На убой? Распалялся капитан.  Надо сказать, что по своей натуре капитан артиллерии Михаил Аркадьевич Рыбкин был человеком интеллигентным и уравновешенным. Орать на подчиненных он не любил. И каждый раз после такой процедуры ощущал внутри себя большое и глубокое опустошение. Вот и сейчас, отчитывая солдата-артиллериста Тимофея Покровского, он пытался орать строгим голосом не потому, что хотел подавить своего подчиненного, а потому что так делали другие офицеры. Ну и конечно завтрашнее свидание было под угрозой.  Увидев, что артиллерийское орудие устояло и не пострадало,(  Михаил Аркадьевич совсем успокоился.
- Что с лошадьми?- спросил он у подбежавшего к нему унтер-офицера Павлюкова.
- Да живы, Ваше Благородие. Но переломаны сильно.
Тем временем у раненых и лежащих на рельсах лошадей скопились зеваки и подоспевшие военные чины. С паровоза  спустился машинист – Николай Осипович Циплаков.
- Мда. Произнес он многозначительно. Могло быть хуже. Что же вы братцы за своими гнедыми не смотрите? - спросил он у подоспевших солдат,
- Что они у вас под паровоз бросаются?
В ответ солдаты лишь чесали затылки и пожимали плечами. 
- Разберемся сами - сказал машинисту подоспевший капитан.
- Рад что разберетесь, Ваше благородие, но мне ехать надо, ответил машинист капитану, пассажиры ждут. На платформе глядите сколько народу.
- Павлюков, крикнул капитан унтер-офицеру. – Убрать лошадей.
Спустя несколько минут обе раненые лошади совместными усилиями были убраны с рельсов. Машинист Николай Осипович вернулся в поезд. Прозвучал гудок паровоза. В этот раз все лошади вели себя спокойно. Лишь две раненые кобылы фыркали и даже лежа истекая кровью пытались инстинктивно отстраниться как можно дальше от злополучного поезда. 
Спустя еще пять минут ни поезда ни пассажиров на платформе уже небыло.  Лишь одни военные чины остовались у переезда да пара лошадей со своей бедой.
 Николай Демьяненко.      12 февраля 2018 года.