Алиса, ворона и кризис

Галина Балдина
Канун 8-го Марта! Весна медленно, осторожными,маленькими шажками двигается с юга на север. В лесу ещё лежат метровые сугробы. А в городе проезжая часть улиц изъезжена до асфальта. Вдоль нечищеных тротуаров снег почернел и просел, а местами блестит лужицами.

Алиса стоит возле магазина «СкаЗка» и от нечего делать наблюдает за прохожими. Лицо у Алисы хмурое, в глазах – тоска!

Да и с чего Алисе быть весёлой, если уже с утра она в пух и прах разругалась с мамой! А других близких у неё больше нет. Раньше хоть бабушка была, к которой забегала она после школы. Да и в праздники бабушка всегда баловала её! Но два года тому назад скоропостижно умер отец Алисы, а вскоре и бабушки не стало. Не сумела она пережить смерть единственного  сына!

И вот теперь Алиса одна-одинёшенька на всём белом свете! Если, конечно, маму в счёт не брать! Но с мамой последнее время отношения всё хуже и хуже!

А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что Алиса попросила маму дать ей немножко денег на сим-карту. Но мама экономит на всём и, в первую очередь, на Алисе!

- Нет у меня денег на твои пустяки! – заявила мама. – Давно ли я давала тебе 50 рублей? Месяца ещё не прошло! А ты уже всё протрезвонила! Знаешь ведь, что фабрика не работает, а на пособие – не разбежишься!

Ну, Алиса и вспыхнула: - Разве я виновата, что самая бедная в классе? В чём моя вина? В чём? Подумаешь, 50 рублей на месяц дала! Другие, вон, по пятьсот, а то и по тыще за это время тратят на телефон! А ты меня копейками попрекаешь!

Высказала Алиса всё это маме, и хлопнула дверью. Уже на улице чуть-чуть успокоилась, а, добежав до «СкаЗки», остановилась и стала размышлять: - Мама должна пойти на прогулку с собакой! Она непременно зайдёт в магазин,  чтобы купить Джеку костей и дешёвой рыбы. Джек – обжора! И не
будь его, Алисе денег на телефон хватило бы. Но собаку без
еды не оставишь! Мама, под напором соседки, уже не раз предлагала: - Алиса, может быть, нам усыпить Джека?

Но Алиса против! Обычно с собакой гуляет она и Джек, как уже не раз бывало, защищает её от подвыпивших прощелыг и хулиганистых подростков. Да и в квартире, а живут они на первом этаже, всегда подаёт голос, если кто-то звонит в дверь. Но сегодня Алисе не жалко ни маму, ни Джека, а только себя!

Её одноклассница Светка, с которой дружат они с детского сада, живёт другой жизнью. Её мама имеет два магазина. И хотя у Светки тоже нет отца, но и проблемы у той пустяковые. Светку волнует только то, чтобы её мама папашку нового Светке не искала!

А тётя Надя – Светкина мать, нет-нет, да и приведёт в дом какого-нибудь «охламона»! Так Светка говорит, и на тётю Надю ругается: - Физиология у неё, видишь ли, «мужской ласки» требует! У твоей матери – не требует, а у неё – требует! Троих уже приводила! Не знаю, когда угомонится?

В таких случаях Алиса с подругой солидарна: - Да если бы у моей матери было два магазина, полагаю, нашлись бы желающие и меня удочерить!
- В том-то и дело! – восклицает Светка.

Алиса же, хоть и смеётся вместе со Светкой над очередным её «папашкой», слегка завидует подруге. Да и как тут не позавидовать, если живёт Светка в двухэтажном особняке, одевается, не в пример Алисе, в бутиках. А на окончание школы тётя Надя пообещала ей машину! И поступать Светка собирается в ИНЯЗ! А если не поступит, тётя Надя обязательно устроит её на платное обучение. Алисе же прямая дорога в городское ПТУ, хотя английский она знает лучше Светки. Но, вообще-то
Светка – добрая! Всегда расплачивается за двоих, если идут они
в кафе-мороженое. И на дискотеку два билета покупает, не спрашивая – есть у Алисы деньги, или нет? Но Алису всё это гнетёт, и на увеселительные мероприятия её не тянет. Она ведь тоже когда-то мечтала, что уедет из этого пьяного города, где
самым востребованным продуктом стала водка. Да, видно, не суждено!

Алиса стоит возле магазина, а мрачные мысли так и лезут в голову. Закончит она училище, станет продавцом. Или на швейную фабрику к матери пойдёт. Выйдет замуж за какого-нибудь пьяницу! Детей нарожает – таких же нищих, как и сама. Нет, чем так жить – легче удавиться!

От нарисованной картины Алисе становится не по себе. -  Брр! Что это я? Разве нет выхода?

Она дождётся маму, ещё раз попросит у неё денег. И если мама раздобрится, Алиса не пополнит сим-карту, а купит маме своей подарок. И пусть Валентина Ивановна не думает, что дочка её совсем неблагодарная! (когда Алиса сердита, маму свою она называет по имени-отчеству)

К этому её побудило оживление на улице. Мимо идёт молодой парень, бережно прижимая к груди букетик гвоздик. – Наверное, любимой девушке несёт цветы, или жене? – строит догадки Алиса. А вот средних лет мужчина взгромоздил на плечо тяжёлый футляр. – Николай, что купил? – спрашивает навстречу идущая дама.
- Да швейную машину жене! Давно хотела! – отвечает тот.

Алиса стоит уже около получаса, а мамы не видно!
На крыше, где красуется вывеска «СкаЗка», на самой высокой букве сидит ворона, и изредка каркает! Это её излюбленное место. Днём – на букве «З», ночью – под буквой «З». Там, где ворона спит, под этой самой буквой проходит труба центрального отопления. Ворона, натаскав туда всякого хлама, жилище себе обустроила по всем правилам. Зимой – не мёрзнет, летом – не потеет! Живёт ворона на крыше давно. Живёт в одиночестве, и в стае сородичей не летает! Те – молодые и быстрокрылые! Она – старая и неуклюжая! Мальчишки камнем крыло повредили. Ворона, как и Алиса, тоже кого-то ждёт!

Ага! Вот и показалась тётушка Сима. Она всегда приносит вороне какое-нибудь лакомство. То булочки кусочек, то – семечек, а то и перловки варёной!

Тётушка Сима, прихрамывая на одну ногу, передвигется  медленно. И ворона, чтобы поторопить её, рассказать, как она соскучилась и проголодалась, начинает каркать взахлёб, на всю улицу!

С другой стороны появилась на тротуаре и Валентина Ивановна с Джеком. Она, после ссоры с дочерью, уже вволю наплакалась. Но Джек, поев утром каши, скулит, холодильник – пустой! Поэтому голова у Валентины Ивановны заполнена думами: - Как пережить кризис?

Начальство обещает, что через месяц-два на фабрику поступит новый заказ. А пока просит потерпеть! Но «потерпеть» у Валентины Ивановны кончается. Был бы муж, может, и потерпела бы. А тут все запасы ушли на двойные похороны, и на «потерпеть» ничего не осталось!

- У Алисы же через две недели день рождения! – это Валентина Ивановна оправдывает себя за то, что не дала дочери денег на телефон.

Немножко она скопила, но обиду на дочку держит, что та не хочет понять, как ей, Валентине Ивановне, несладко живётся! Вот и на 8-е Марта она купила Алисе в подарок колготки. И не дешёвые – а финские! А что купить на день рождения – ещё не решила! Но праздник маленький дочке она обязательно устроит! Однако, до тех пор, пока Валентина Ивановна не выйдет на работу, Алисе придётся забыть о карманных деньгах, и так же, как мать, потерпеть!

Валентина Ивановна в одной руке держит на поводке собаку, в другой – сумку и, не поднимая головы, двигается к магазину, который стоит напротив «СкаЗки».
- Мама! – слышит она голос Алисы. – Дай денег!
- Да нет у меня денег! Я же утром тебе об этом сказала!

В это время ворона, стараясь перекричать Алису и её мать, во всё горло оповещает тётушку Симу: - Кар! Кар! Кар!  (мол, - Здесь я! Здесь! Ты не сверни куда-нибудь!)
Алиса: - Мам! Ну, хоть немного!
Валентина Ивановна: - Не-ту! И не проси!
Ворона ещё громче: - Кар! Кар!

Валентина Ивановна привязывает собаку и скрывается в магазине.
У Алисы полные глаза слёз и на ворону, с её: - Кар! Кар! – она, не сдерживаясь, кричит: -  Заткнись, сука!

Мать, купив еды для собаки, выходит из магазина и направляется в булочную. В сторону дочери она не смотрит. Равно, как и Алиса, в упор не видит Валентину Ивановну!   Она больше не будет унижаться перед матерью: - Хватит! Наунижалась!

Сощурив глаза, она ругает себя: - А я хотела купить ей на 8-е Марта подарок!
У Алисы, кроме злости, ничего в душе не осталось! Ей хочется отомстить матери, и она грозится: - Я поздравлю тебя завтра! Поздравлю! Ничего, кроме молчания, ты от меня больше не услышишь!

Но эта месть ей кажется слишком лёгкой, и Алиса принимает другое решение. Она сейчас пойдёт в парикмахерскую, где работает мать Генки – её легкомыслен- ного приятеля, и отрежет свою косу! Волосы у неё – на зависть многим! И Генка ей как-то предложил: - Алиса, если туго с деньгами будет, на косе своей заработать сможешь! Мать моя, когда увидела нас вместе, сказала, что из твоей косы два парика можно сделать!

Она тогда возмутилась и, треснув Генку портфелем по башке, сказала: - Ты чё, сдурел? Чтобы я, да свои волосы, отдала кому-то на парики? Этому не бывать!
Но, оказывается, зря она погорячилась тогда! На вырученные деньги она купит Валентине Ивановне что-нибудь стоящее!

Алиса уже представляла, как мать, развернув обёртку с духами «шанель», или ещё что-то, не менее дорогое, поблагодарит её и виновато спросит: - Где ж ты столько денег нашла?

И она, сбросив с головы полотенце, каким после мытья обматывала голову, небрежно скажет: - Волосы свои продала! Я ж не могла оставить тебя без подарка!

Эта месть кажется Алисе самой подходящей. За все сегодняшние унижения она сразит мать своим благородством, заставит её считаться с Алисой. И если работы на фабрике у матери нет, значит, надо искать  другое место!

Алису просто смех разбирает, когда она слышит, как в день рождения Валентина Ивановна и её подруги прошлое вспоминают: - У нас на фабрике такой коллектив был! На работу бегом бежали!
- И куда прибежали? – насмешливо спрашивает Алиса. – Светкина мать два магазина приобрела. Мать Генки парикмахерскую имеет. А вы, как были совками на своей фабрике, так совками и остались!

Алиса уже решение своё обдумала. Ещё минуточку постоит, за вороной, прыгающей возле какой-то старухи, понаблюдает, и помчится стричь свои волосы!

Откуда появилась перламутровая машина, Алиса не видела. Лишь, когда тормоза взвизгнули, и машина остановилась, закрыв собою старуху с вороной, Алиса с любопытством уставилась на это чудо техники! Она не очень разбирается в марках автомобилей. Этим больше интересуются её одноклассники. Однако надпись на капоте «Аиdi», и возглас мальчишек, идущих мимо: - У! Какая классная тачка! – заставили и Алису пошире глаза раскрыть.

Из машины вылез молодой человек. Мельком взглянув на Алису, спросил: - О чём грустишь, курносая?  - и скрылся в «СкаЗке». Появился минут через пять, держа в одной руке бутылку «шампанского», в другой – две коробки конфет. Открыл заднюю дверцу машины и стал что-то укладывать, перекладывать, изредка поглядывая на Алису.

Алиса, по природе сладкоежка, прикинула, сколько же могут стоить эти конфеты? «СкаЗка» - магазин дорогой, и цены в нём сказочные!

- Кого-то ждёшь? – весело спросил у неё владелец иномарки.
- Да нет! Не жду! – улыбнулась и Алиса. Она перебросила на грудь косу и в смущении её теребила.
- А зовут тебя как? – парень бесшумно закрыл дверцу.
Алиса, вместо того, чтобы прямиком бежать от незнакомца, как всегда говорила ей  мать, назвала своё имя.
- Хм! Алиса из страны чудес, говоришь?
- Да какие в нашем городе чудеса? – ответила Алиса, и засмущалась ещё больше.
- Не скажи! А ты – разве не чудо? Одна коса чего стоит!

Парень, секунду помедлив, снова открыл дверцу, вынул из сумки дорогущую коробку конфет и протянул ей.
- Ты чё, маньяк? – испугалась Алиса. И решив, что нападение – лучшая защита, стала ругаться: - Хочешь, чтобы я в твою грёбаную тачку села? Не надейся! И конфеты свои засунь, знаешь, куда?
- Фу! – оборвал её незнакомец. – Никогда бы не подумал, что девочка с таким именем и чудной косой может ругаться, словно пьяная баба в кабаке! Тебе не идёт это, Алиса! Не позорь свой город, да и мой – тоже!
- Как – Ваш? – оторопела Алиса. Она стояла перед ним растерянная, начиная понимать, что зря обидела его и, не зная, как вести себя дальше, краснела всё больше и больше.
- Да, это и мой город! Я здесь родился, школу закончил. А вон и мама моя стоит! Видишь, на втором этаже окно? Я к ней приехал. У неё завтра день рождения!

Алиса взглянула на соседний дом и увидела, стоящую у окна, в светлой кофточке женщину.
- Правда? – недоверчиво переспросила она.
- Конечно, правда! А ты говоришь – «маньяк»! Так берёшь конфеты? – парень снова протянул ей коробку.
- Спасибо! – залепетала Алиса. – Но я ведь чем-то Вам обязана. Просто так конфеты не дарят! – всё ещё не решаясь взять коробку, она спрятала за спиной руки
- Да ничем ты мне не обязана. Я поздравляю тебя с праздником 8-е Марта, и всё такое…!

Парень сам вытащил из-за её спины руку, и сунул ей коробку подмышку.
- Так-то лучше будет! – сказал он, и направился к багажнику.
- А Вас как зовут? – промямлила Алиса, поддерживая локтем коробку.
- Да не «выкай» ты меня! «Вы» и «маньяк» между собой не дружат!

Парень вынул из багажника большую сумку, а из салона – два букета цветов. И подойдя к Алисе, спросил: - День рождения когда у тебя? Если в марте – один букет твой! У меня ведь сестрёнка твоего возраста Ты – в девятом?

Алиса закивала: - Да!
- Вот и она тоже. У них с мамой день рождения – в один день! Мама любит белые розы. А для сестрёнки красный букет вёз! Но уже в дороге сообщила по мобильнику, что в Москву  уехала. Ну что? Сохранятся розы до твоего дня рождения?
Они месяц могут в воде стоять!
- Сохранятся! – снова залепетала Алиса. – Я 22-го марта родилась!
- Тогда бери! Не стесняйся! Я поздравляю тебя, Алиса! А зовут меня… - парень снова широко улыбнулся, будем считать, - Грэй! Читала «Алые паруса» Грина?
Алиса, еле удерживая букет красных роз и коробку с конфетами, ошарашенно произнесла: - Читала! Ещё в пятом классе читала!
- Вот и славно! Больше читай, меньше сиди за компьютером! Хотя без него в наше время не обойтись!
- Да у меня и компьютера нет! – призналась Алиса

Парень, секунду помедлив, сказал: - Ничего удивительного! У нас ведь безработный город, так? А поступать куда думаешь?
- Пока не знаю! – замялась Алиса. – Когда отец был жив, английским увлекалась. К англичанке на дополнительные занятия бегала. А теперь отца нет. Трудно что-то загадывать- Ладно, прощай! И будь счастлива, Алиса! – парень
включил сигнализацию, поднял сумку и направился к дому, где терпеливо стояла у окна его мать.

Но на полдороге замер и, оставив сумку, бросился назад. -  Алиса! Уж больно коса  мне твоя приглянулась! Вот тебе моя визитка. В ней два телефона! Домашний – в Петербурге! Жену зовут Ольгой. Я предупрежу её. А второй – служебный. Я ведь штурман дальнего плавания, поэтому дома бываю редко. Больше – в море! Сейчас маму с Днём рождения поздравлю и вечером – в Петербург! А завтра улетаю в Сочи. Там лайнер наш стоит. Визитку же я тебе дал по той причине, что после школы устрою тебя в училище в Новороссийске. Вместе с сестрёнкой. Правда, она мечтает в Высшее мореходное, какое закончил я. Сейчас девушек туда принимают. Но я убеждён, что море – не для женщин. Она же упёрлась! Ну, и сговорились – для начала пусть среднее закончит. Поплавает, понравится – дальше учиться пойдёт! Не понравится – на берегу осядет! И тебе с поступлением в училище я помогу. Только косу свою не стриги! А то будешь – как все! Договорились, Алиса?
- Договорились! – от волнения Алиса проглотила часть букв. И, услышав на прощанье: - А пока языки учи! – помахала ему рукой.

До чего ж день прекрасный! Подняв голову и, увидев чёрную птицу, которая сидела тихо, опасливо поглядывая на сумасбродную девчонку, Алиса воскликнула: - Ворона! Ты накаркала мне удачу! Каркни ещё!

Она бежала домой с подарками, с визиткой, где значилось совсем другое имя, но для неё это был Грэй! Тот самый, кто приплыл к любимой на алых парусах! Он никогда не станет её избранником. У него есть жена – Ольга, но ведь алые розы, как и алые паруса, обязательно принесут ей счастье!

Пересчитав полураскрывшиеся бутоны, а их оказалось 17, Алиса тут же сообразила, что 5 роз она подарит маме, 3 – подруге Светке, а 9 -  поставит в самую красивую вазу и унесёт в свою комнату. Целый месяц она будет любоваться ими, пока они не распустятся полностью. А потом, когда розы начнут опадать, несколько лепестков она сохранит  в книжке «Алые паруса». Не как воспоминание о первой любви, какой у неё ещё не было, если не считать двух-трёх поцелуев с Генкой, а как добрую память о человеке, с кем довелось ей встретиться!

Сегодняшний Грэй её старше лет на 12-14, и учился он в этом городе, похоже,  в то советское время, какое мать и её подруги вспоминают с ностальгией. Алиса больше не будет смеяться, что они – совки! Оказывается, каждое время прекрасно по-своему!

И Алисе, чтобы не ударить в грязь лицом, надо садиться за книги, учить языки, осваивать компьютер, какой мама обещала ей приобрести с отпускных. Если, конечно, кризис не помешает.

И, может быть, наступит время, когда на большом теплоходе она отправится в кругосветное путешествие. Не обязательно –  туристом! Сначала надо получить профессию, какая пригодится на флоте. И поможет ей в этом Грэй! Он ведь обещал. Иначе не дал бы свою визитку! А её чудная коса, которая приглянулась Грею,
так и останется при ней.

Предпраздничный день подходит к концу. Ворона, потоптавшись возле тётушки Симы, пообедав принесённым ею куском хлеба и закусив остатками майонеза, который с трудом выклевала из найденной в мусорном ящике банки, задумчиво сидит на крыше магазина. Под букву «З» она ещё не спряталась – рано!

И можно было бы запеть привычное: - Кар! Кар! – А вдруг воронья песня не понравится мальчишкам, гоняющим неподалёку шайбу? Или подвыпившему мужичку, считающему возле «СкаЗки» деньги? Лучше уж ворона помолчит, так как не знает – почему девчонка сначала обозвала её словом ругательным, которое ей –  птице совсем не подходит, а потом – просила покаркать!

Странные существа – люди! Не понять их вороне.