Штрихи к портрету Серов. Притягательная Мара Олив

Алина Алексеева-Маркезин
          Серов Валентин Александрович «Портрет М.К.Олив» 1895г.
          

        Художник и историк искусства Игорь Грабарь  считал этот портрет одним из лучших портретов Валентина Серова . Трудно с ним не согласиться. Такое ощущение, что Серов остановил на мгновенье куда-то стремительно направляющуюся Мару.

  В то время Мария Константиновна Олив  была замужем за племянником Саввы Ивановича Мамонтова и довольно часто посещала  "кружок по интересам" в Абрамцево, ставшее в то время центром художественной жизни России. Михаиль Врубель не замедлил в неё тут же влюбиться и даже предавался матримониальным мечтам. Вот как он её описывает в одном из своих писем:

  "Она только темная шатенка с карими глазами; но и волосы, и глаза кажутся черными-черными, рядом с матово-бледным, чистым, как бы точеным лицом. Она небольшого роста... носик очень изящной работы, с горбинкой, напоминает лисичку.
               
           Все впечатление овального личика с маленьким подбородком и слегка приподнятыми внешними углами глаз напоминает тонкую загадочность не без злинки - сфинксов. Но я несколько раз видел, как эти глаза смотрели просто-просто и мягко, как у телушки."

                Знакомые дамы Мары Константиновны имели другое мнение, считая её очень неинтересной по внешности – высокого роста, очень худая, плоская шатенка, с зелено-желтыми глазами. Нижняя часть лица напоминала крысу, которая что-то вынюхивает. Но в то же время Мара обладала умом и особым обаянием:

         "Одевалась она шикарно, с огромным вкусом, была в высшей степени аккуратна и чистоплотна. Много внимания уделяла уходу за собой. Несмотря на такую внешность, Мария Константиновна как-то чарующе действовала на человека, с которым она говорила. Она умела говорить с плотником так, что он ее понимал, интересовался говорить с нею, центр внимания занимала она и в беседах в высшем обществе.
               
     На вечеринках, когда собирались знакомые и друзья – внимание всех было сосредоточено на Марии Константиновне. Она очень образована, развита всесторонне, объездила всю Европу, много путешествовала, в совершенстве владеет французским, немецким и английским языками.

      Мы можем её увидеть и на портрете Репина(И. Репин. Портрет М.К. Олив. 1906.) В эту пору она уже замужем за Ф.Д. Свербеевым (российский военно-морской и общественный деятель, действительный статский советник, в будущем участник Белого движения). Их сын Николай родился в 1904 году. Несмотря на прибавившуюся солидность, все тот же лукавый взгляд и хитрая улыбка - ухмылка.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

        "Осенью 1910 года в село Михайловское Новосильского уезда на постоянное жительство приехал из Москвы местный дворянин Фёдор Свербеев. Он привез с собой необыкновенно яркую жену, красоту которой сделали бессмертной великие русские живописцы.

   Внешнего облика помещицы Свербеевой был необычный. Местные крестьянки не понимали, что барин в ней нашёл. Но помещичьи жёны увидели другое: одевается Мара Константиновна с огромным вкусом, много времени уделяет уходу за собой. А если прибавить к этому свободную манеру общения Мары, её улыбку и искромётный юмор, то становилось понятно, почему новосильские помещики, даже женатые, увидев её однажды, старались по делу и без дела заглянуть в имение Свербеевых. Фёдору Дмитриевичу это не слишком нравилось.

                Мара Олив в молодые годы вела богемный образ жизни, общаясь с молодыми художниками, которые буквально дрались за её внимание и за согласие быть их натурой. Сразу трое, в том числе и Михаил Врубель, предлагали Маре руку и сердце. Она выбрала Юрия Мамонтова, племянника известного русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова.

    Но спустя всего пару лет Мара ушла от него к моряку-красавцу Фёдору Свербееву. Они стали мужем и женой, родились дети: мальчик и две девочки. Но Мара по-прежнему привлекала внимание художников. Знаменитые Валентин Серов и Илья Репин написали её портреты, сделавшие «эту колдунью» ещё более известной в богемной среде.

         Фёдор Дмитриевич жену страшно ревновал, мучился сам и мучил её. Вот тогда-то, спустя несколько лет, решился он на отъ­езд из Москвы, надеясь в провинции спрятать свою красавицу,но сплетни добрались до Михайловского имения.

 В 1913 г. на балу, данном московским дворянством в честь 300-летия дома Романовых, с Марой Константиновной знакомится генерал от кавалерии Иван Георгиевич Эрдели (1870-1939)

         Их роман длился шесть лет. Находясь в разлуке с предметом своей страсти, он практически ежедневно находил время, чтобы делать записи в дневник, который предназначался Маре для чтения и пересылался ей с оказией. Он писал: "Как бы я хотел, чтобы… ты мною гордилась, хвалила меня. Ты мой самый строгий судья…".

            Один из создателей Добровольческой армии, генерал Эрдели в марте 1920 г. отступает из Владикавказа в Грузию. Затем эвакуация в Крым. Исход из Крыма. В эмиграции живет в Париже с законной женой и детьми. Жизнь в Париже того времени настолько мемуарно-типична, что нам иногда кажется дурным заезженным штампом. Но ведь так оно и было на самом деле. Будучи музыкально одаренным, генерал Эрдели некоторое время служил аккомпаниатором в ресторане. Потом он купил автомобиль и стал водителем такси. К слову вспомнить, что и Михаил Сергеевич Олив, муж первой героини этого сообщения, тоже был парижским таксистом.
 
   Мара же эмигрировала во Францию вместе с семьей своей сестры. Они жили в пригороде Парижа на достаточные средства. К тому же времени и относится еще один её портрет, теперь уже кисти Малявина.(Ф.А. Малявин. Портрет М.К. Олив. 1922.)


               Мара Олив была далека от стандартов красоты всех времен. Но возможно именно это, дополненное природным умом, помогло ей превратиться в магнетическую женщину, чары которой действовали не только на блестящего генерала Эрдели.

   Роковая женщина пережила всех своих мужчин, скончавшись на 93-м году. Похоронили Мару Константиновну Свербееву-Олив, героиню портретов знаменитых художников Серова, Репина и Малявина, на русском кладбище Сент-Женевьев-де- Буа, где нашли уже к этому времени вечный покой Иван Эрдели и Фёдор Свербеев. Здесь все трое снова встретились — теперь уже навсегда!