Потомки атамана Часть 2-3 Посёлок Сокол 1928 г

Александр Руденский
               
                ЧАСТЬ  ВТОРАЯ
                1917-1941 -  РСФСР – СССР 
               
                *  *  *  *  *
                ЖИЛИЩНЫЙ КООПЕРАТИВ «СОКОЛ»
                1928 - 1939


                НАСТУПИЛ НОВЫЙ 1928 ГОД.

                По Григорианскому календарю 1928 год  был високосный
                и  первй его день пришелся на воскресенье
               
                По восточному календарю это был год «Желтого дракона»
                *   *   * 

                1928 год в некотором смысле можно считать показательным.
               
        В стране неуклонно продолжалась политика укрепления даже не власти,
        а положения, статуса одного человека. От того, насколько у него все
                хорошо, гладко получится, зависело и всё остальное.
                Зависел завтрашний день.

   Но было одно событие в мире, которое никак не зависело от «хозяина» Кремля.
   И в тот момент это было событие имевшее значение для людей всей планеты.    
               Александр Флеминг открыл – создал  пенициллин. 
 Сколько человеческих жизней спасло его открытие нынче не поддается определению

   Ну а в СССР решили, что рождественская - новогодняя елка есть религиозный
                пережиток и запретили её продажу.

  При этом ускоренными методами проводится массовая ликвидация неграмотности
  взрослого населения. Делается это путём введения обязательного
                начального образования.

  Это благое дело осуществляется параллельно с тем, как из страны вывозятся – 
  продаются за рубеж разные произведения искусства. Вырученные средства идут на
 финансирование индустриализации, строительство крупных предприятий. Вероятнее
 всего, что в самом этом факте нет ничего ужасного. Все дело в том, что отбор
 этих предметов, уровень их ценности, как культурное наследие страны, не всегда,
 определялось специалистами. Но то, что произведения искусства России попадали 
 на Запад, работало и на пропаганду самой России и её культуры. Так происходило
 всегда и со всеми предметами духовной культуры человечества. И то, что сегодня
 эти произведения находятся в разных музеях мира, тоже говорит об этом. Хотя
 есть сведенья, что многое из проданного было копиями, специально изготовленными
 для продажи. Так это было, или нет, кто это нынче знает?
               
          В это же время происходит уникальная в целом для истории культуры    
                Центрально - Азиатская экспедиция Николая Рериха.
 
     Еще в том же 1928 году в СССР произошла первая демонстрация системы      
                звукового кино, изобретенной А. Ф. Шориным.   
    
   Ну а для страны в целом имело значение,  что советское руководство отказалось
  от НЭПа и начало вводить государственное планирование и распределение во всем,
  что касается жизнедеятельности государства и населения. Вероятнее всего,
  руководство в Кремле во главе со Сталиным, не будучи никак подготовленным
  (образование и знания) к свободному рынку, не понимая как им управлять и
  влиять на него, почувствовало свою беспомощность, а возможно и ненужность ему
  (этот свободный рынок может совсем обойтись без них). А грамотной, осмысленной
  теории рыночной социалистической экономики не было. Главный теоретик, философ
  построения социализма в отдельно взятой стране умер и не успел на этот счет
  дать указания. Руководство ВКП(б) в лице вождя (хозяина) решило не рисковать и
  пошло по пути планового хозяйствования. Это для них оказалось проще и понятней.
                *   *   * 
     Ну а мои герои стали ещё на год старше и будем надеяться немного мудрее.

                14 марта 1928 года  Антонине исполнился 29 год       
                5 августа 1928 года Константину исполнился 9 года
                19 октября 1928 года Михаилу исполнилось 36 лет

    
           Новый год встречали вместе с семьеё брата Антонины,
                дружным сплоченным коллективом.
              Не случайно в народе говорят: «В тесноте,  да не в обиде»   
                И без новогодней елки. 
 
                *  *  * 
                (ХРОНИКА СОБЫТИЙ)

    7 января 1928 года была суббота — Первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») 
                конструкции Н. Н. Поликарпова.
               
                *  *  * 
   29 января 1928 года было воскресенье – В Москве в помещении Первого
      Московского государственного университета (Моховая, 11) открылась
      6-я Выставка картин Общества художников «Бытие». Экспонировались
      226 произведений живописи и скульптуры 22 авторов.

                *  *  *          
     В 1928 году – В Москве открылась «Выставка художественных произведений
     к  десятилетнему юбилею Октябрьской революции».Среди участников –
     Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. ,. М. Герасимов, И. Э. Грабарь,
     Д. Н. Кардовский, В. В. Лебедев, А. Т. Матвеев,  А. А. Осмеркин,
     К. С. Петров-Водкин, Л. Т. Чупятов, П. А. Шиллинговский, В. И. Мухина и другие.

                *  *  *   
    В 1928 году –  В Москве открылась «Выставка приобретений Государственной
    комиссии по приобретениям произведений работников изобразительных искусств».
    Среди 166 участников – Н. И. Альтман, М. П. Бобышов, В. А. Ватагин,
    Н. И. Дормидонтов, В. М. Конашевич, Б. М. Кустодиев, К. С. Малевич,
    А. Т. Матвеев, Н. Х. Рутковский, К. С. Петров-Водкин, В. В. Пакулин,
    А. Н. Самохвалов, В. В. Суков, В. Е. Татлин, М. Г. Платунов,
    А. Ф. Пахомов, В. Е. Савинский и другие художники.

                *  *  * 
     3 Марта 1928 года была суббота – В Ленинграде в ГРМ открылась 
                « Выставка  Общества художников «4 Искусства».
               Среди 284 работ 51 автора экспонировались произведения
          М. М.  Аксельрода, Е. М. Бебутова, Льва Бруни, А.Е. Карева,
          А. И. Кравченко, П. В. Кузнецова, Николая Лапшина, Александра
          Матвеева, Меера, К. С. Петрова-Водкина, И. А. Пуни, Н. А. Тырса,
          Петра Уткина, С. М. Шора, и  других художников.

                *  *  * 
      В 1928 году – Состоялась  Выставка произведений Рудольфа Френца,
                организованная Общиной художников.

      В марте 1928 года –  в залах Общества поощрения художеств открылась
            7-я выставка  Общества поощрения художеств. Среди участников:
            Я. И. Бровар, В. В. Кремер, К. М. Лепилов, О. Д. Лепилова,
            И. Л. Львов, В. П. Орехов, Н. М. Осипов, А. В. Сперанский, 
            С. Я. Шишмарев и другие.

                *  *  * 
      В 1928 году – Выставка «Современные ленинградские художественные
        группировки» впервые объединила в одной экспозиции членов ленинградского
        отделения АХРР, Общества им. А. И. Куинджи, Круга художников и
        группы « 4 Искусства ». Среди участников –
        А. Н. Самохвалов, М. И. Авилов, А. Е. Карев, В. В. Лебедев,
        В. В. Пакулин, К. С. Петров-Водкин,  М. Г. Платунов, А. П. Почтенный,
        А. И. Русаков, В. С. Сварог, Н. А. Тырса, Е. М. Чепцов и другие.


                *  *  *   
     В марте 1928 года – В Ленинграде в залах Общества поощрения художеств
     открылась «VII Выставка картин Общества художников-индивидуалистов».
     В разделах живописи, графики и скульптуры экспонировалось 487 работ 
     61 автора, среди них: -  Альфонс Жаба, Юлий Клевер,  Мирский,
     Л. Г. Неймарк, М. Ф. Островская, И. А. Пасс, Л. К. Розенберг,
     И. И. Ясинский и другие.
                *  *  * 
     12 марта 1928 года был понедельник – ушла из жизни актриса, народная 
                артистка республики Мария Николаевна Ермолова,

               
                *  *  *   
    8 апреля 1928 года было воскресенье – В журнале «Огонек» №15 сообщалось

         
                *  *  * 
   25 апреля 1928 года была среда – В Бельгии-Брюсселе ушел из жизни российский
         один из руководителей Белого движения - Пётр Николаевич Врангель.
 
                *  *  * 
   18 мая — 6 июля — в СССР состоялся судебный « Шахтинский процесс ».         
              Начало юридического наступления на старых специалистов.
 
                *  *  *
   28 мая 1928 года был понедельник– В Артике потерпел аварию дирижабль
                «Италия»  с  Умберто Нобиле на борту.
 
                *  *  *
   В этот же день 28 мая 1928 года в Москве была организована торжественная 
                встреча вернувшегося в страну  Максима Горького.

                *  *  *
   3 июня 1928 года было воскресенье — советский радиолюбитель Николай Шмидт из
     посёлка Вохма Костромской области первым в мире поймал на самодельный
     приёмник  сигнал бедствия от экипажа итальянского дирижабля «Италия» под
     командованием Умберто Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике.

                *  *  *
   18 июня 1928 года был понедельник – Ушел из жизни  первый человек  побывавший
                на Южном полюсе - Руаль Амундсен.
 
                *  *  *
      В июне 1928 года – В Москве в помещении нового корпуса ВХУТЕМАСа
      на Рождественке 11  состоялась Первая выставка  Советской архитектуры
      Время работы выставки с 1 часа дня до 6 вечера. Среди участников:
      М.О. Барщ, Г.Б. Бархин, А.К. Буров, Г.Г. Вегман, А.А. Веснин,
      В.А. Веснин, Л.А. Веснин, Б.М. Великовский, В.Н. Владимиров,
      В.М. Гальперин, Громиус Вальтер (Десау), М.Я. Гинзбург,
      И.А. Голосов, П.А. Голосов, Гоффман (Берлин), А.П. Иваницкий,
      Н.Д. Колли, Я.А. Корнфельд, Б.А. Коршунов,  Крейцар (Прага),
      И.И. Леонидов, А.С. Никольский, А.Л. Пастернак, М.П. Парусников,
      И.Н. Соболев, С. Сирпус (Варшава), М.И. Синявский, Таут Макс (Берлин),
      Д.Ф. Фридман, С.Е. Чернышов, А.В. Щусев, и другие.
                а также архитектурные вузы и мастерские:
      ВХУТЕМАС, МВТИ (Москва), Институт Гражданских инженеров (Ленинград),
      Художественный институт (Киев). Политехнический институты: Одессы,
      Томска, и другие учреждения и целый ряд иностранных архитекторов.

     18 июня на выставке «Советская архитектура»  в 2 часа дня – вернисаж.
     Вход на вернисаж - 1 руб.  Во все остальные дни -40 коп.
     Для учащихся -20 коп. Для экскурсантов -10 коп.

    На этом вернисаже побывали многие жители «Сокола» в том числе и
                Михаил Иванович с Константином.

                *  *  *
     4 - 12 июля — Пленум ЦК ВКП(б), на котором Сталин выступил с
         речью « Об индустриализации и хлебной проблеме». «Правые» Бухарин, 
         Томский, Рыков) резко критиковали экономическую политику Сталина за
                отказ от продолжения НЭПа. 

     (В 1928 году в партии еще не наступило единовластие «хозяина « Кремля.    
      Были в руководстве, которые выступали против его линии не понимая, что
      произошли уже необратимые перемены. Это непонимание обернулось для них
                полным крахом)
                *  *  *
     12 августа 1928 года была суббота –  в Москве открыт Парк культуры и отдыха
                (Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького)

                *  *  *
     27 августа 1928 года был понедельник – в Париже (Франция) 15-ю государствами
        подписан Пакт Бриана — еллога, объявляющий войну вне закона и призывающий
                к мирному решению споров.

                *  *  *   
      1 сентября 1928 года была суббота – Начало учебного года.
                Константин пошел во второй класс средней школы.
   
                *  *  *
      7 сентября 1928 года была пятница –  учреждён общесоюзный Орден
                Трудового Красного Знамени.

                *   *  *
     30 сентября 1928 года было воскресенье –  Конфликт между «правыми» и
        Сталиным вынесен на широкое обсуждение после публикации в «Правде»
        статьи Н. Бухарина «Заметки экономиста», где вновь утверждает, что
                необходимо сохранять союз с крестьянством.

     (Непонимание ситуации и того, что Сталин в своих руках уже сконцентрировал
      все рычаги управления в партии сослужило противникам сталинской политики 
      плохую услугу. А Сталин понял, что с такими людьми ему не по пути и от них
                надо избавляться)
                *  *  *
     В октябре 1928 года – открылась VII выставка Общины художников.
     Среди 62 участников – Б. Н. Ермолаев, Н. А. Ионин, Б. М. Кустодиев,
                И. Л. Лизак и другие.
                *   *  *
     В залах Общества поощрения художеств открылась выставка картин Общества
          им. А. И. Куинджи. На ней представлено 521 работ 78 участников –
          Среди них: П. Д. Бучкин, Ф. Ф. Бухгольц, А. И. Вахрамеев,
          Ветцель, С. А. Власов, Л. А. Дитрих, А. И. Кудрявцев,
          В. Н. Кучумов, Л. Ф. Овсянников, М. Г. Платунов, А. А. Рылов,
          В. Н. Яковлев, И. П. Степашкин, В. С. Сварог,  М. Д. Янков,
          Е. М. Чепцов, А. С. Янченко и другие.
                *   *  *
     1 октября 1928 года был понедельник – Официальное начало первой пятилетки,
  контрольные показатели которой определены весьма произвольно. Абсолютный
  приоритет отдан развитию тяжёлой индустрии (78 % всех капиталовложений в   
  промышленность); коллективизация должна проводиться медленными темпами (17,5 %
  обрабатываемых земель), однако на практике она будет резко ускорена.
                *  *  *
          В октябре 1928 года – В Ленинграде открылась VII Выставка
   «Общины художников». Среди 307 работ 62 авторов экспонировались произведения
   
    Израиля Лизака, Дмитрия Митрохина, Веры Семёновой-Тян-Шанской и других художников.
                *   *  *
     16—24 ноября — Пленум ЦК ВКП(б). Под влиянием Сталина осудил «правый
          оппортунистический уклон» в партии, не называя имён оппозиционеров.
               
                (попробовали бы не осудить под влиянием Сталина!)


                *  *  *  *  *   
  В этом же году и для семьи Михаила Ивановича решались важные, насущные
  проблемы с жильем. Надо было как можно быстрее приобретать своё собственное.   
  Рассчитывать на длительное проживание у брата Антонины не приходилось.
  Это было не в характере самого Михаила Ивановича, да и самой Антонины тоже. 
  Вся надежда была на кооператив – посёлок «Сокол».
 
  Михаил Иванович это хорошо понимал. Когда он вступил  в этот кооператив,
  тот уже существовал несколько лет и строительство в нем шло полным ходом.
  В поселке, который получил соответствующее название, уже было построено немало домов.               
                *  *  * 
                А предыстория этого кооператива и поселка такова.

   Не все знают, что у  этого поселка  был своеобразный предтеча  еще во      
  времена царизма. Купцы Коноваловы у себя в селе Бонячки (современный город 
  Вычуга) в Ивановской области воплотили в жизнь мечту о городе-саде. При их
  фабрике они построили образцовый городок с парком-садом. На его территории
  были специальные аллеями с клумбами, поляны, теннисные корты и даже площадки
  для крикета.
 
  (Вичуга (Бонячки). Общественный сад фабрикантов Коноваловых. Фото 1912 г.)

   С одной сторону парка размещалась фабричная зона с озером и общественными
   зданиями. Там были: училище, дом для больных и престарелых, ясли и большой 
   Народным дом с театральным залом и библиотекой.

  На противоположном берегу был построен поселок для служащих с двухквартирными
  домами. Больницу в этом месте Коноваловы создали такую, какой в России в то
  время вообще не было. Там было специальное хирургическое отделение и зубной кабинет.

 Больница была построена в 1910-1912 году по проекту архитекторов В.Д. Адамовича и И. Жолтовского

      Здание яслей строили в 1011 -1912 году по проекту тех же архитекторов

   Дома для персонала фабрики и медработников больницы построили в 1910 - 1915
   годы по проектам И. Жолтовского, В.Д. Адамовича, П.П. Малиновского.

   Бетонное здание для ткацкого производства строилось в 1912-1915 годы по 
   проекту архитектора В.Брюханова и с участием И. Жолтовского.

   Народный дом строили позже других построек в 1914-1915 году по проекту
   архитектора А.Малиновского. А проект интерьеров и декора в нем были сделаны
                В. Весниным и Н. Лазаревым.   

   В доме главного инженера  теперь краеведческий музей, а в двухквартирном
                особняке для служащих – художественный музей.

   Достаточно посмотреть на фотографии этих построек, чтобы понять насколько
                грандиозным был замысел этих купцов.

   Некоторые из названных архитекторов будут иметь отношение и к поселку
   «Сокол» и не только к нему вообще, и в моем повествовании. К слову сказано
   – в этом селе родились два будущих советских наркомов земледелия 30-х
   годов. Это М. Чернов и И. Бенедиктов. О них тоже мне придется рассказать в
   дальнейшем. Ведь И. Бенедиктов будет председателем выставочного комитета   
   строящейся ВСХВ, а к ней Михаил Иванович тоже будет иметь отношение. .
 
    Ну а уже в советские времена поселок «Сокол» стал первенцем в подобном строительстве.
                *   *   * 

  В годы после революции и Гражданской войны, годы холода и голода в Москве 
  пострадало множество домов и квартир. Следует понимать, что большое количество
  домов были деревянные, а это было не самое лучшее время для поддержания их в
  хорошем состоянии. И еще тот факт, что столицу перенесли в Москву и в неё
  устремилась масса населения, делал свое дело. Население Москвы росло
  катастрофически. Так же катастрофически для этого населения не хватало жилья. 
  Государство еще не умело в полной мере контролировать приток жителей в большие
  города, и точно так же еще не имело возможностей контролировать сам жилой фонд,
  следить за ним, поддерживать в надлежащем состоянии. Старых хозяев уже не было,
       а новый еще не до конца осознал всю ответственность за всё это.   

  Возникла необходимость в просторных квартирах бывших доходных домов селить 
  несколько семей, превращая этим квартиры в коммунальные. Количество таких
  соседей зависело иногда от количества комнат в квартире. А были и случаи, когда
                в жилые комнаты превращали и ванные.
         Часто в одной комнате жила целая семья из нескольких человек.
               
  В прежнее время народ жил в Москве просторно. Теперь стали лимитировать
  жилплощадь. Вот и происходило, что  в квартире из четырех-пяти комнат
  появилось столько же семейств при одной кухне и уборной. Ванные по разным
       причинам не везде работали, а были использованы тоже под жилье.

  Скученность, грязь, отсутствие бань и ванн создали следующий бич для населения
  – клопов. Бороться с ними в тех условиях было невозможно, и жизнь стала весьма неприглядной.

  Естественно, люди пытались выскочить из этого заколдованного круга, но
  удавалось это очень и очень немногим. Очень хорошо квартирный вопрос изобразил
  в своей повести «Собачье сердце », и не только в ней, Михаил Булгаков, но по
                понятным причинам, она тогда свет не увидела.

 Вот в этих беспросветных жилищных обстоятельствах и был принят закон о жилищной
 кооперации. Появляется термин –«застройщик». Почвой для его принятия явился 
            принятый тогда НЭП (Новая экономическая политика)
   
   8 августа 1921 года В. И. Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном 
 строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным
 гражданам предоставлялись права частной застройки городских участков.

                *   *   *   
   В 1923 году в Москве организовалась группа, знающая и доверяющая друг другу,
   в несколько десятков человек научных работников, кооперативных деятелей и
   ряда работников искусств, в первую очередь архитекторов и художников.

   И в марте 1923 года жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол»
   было образовано. А 11 апреля состоялось первое организованное собрание 
   кооператива. Среди вступивших в товарищество были сотрудники наркоматов,
   экономисты, архитекторы, художники, скульпторы, учителя, агрономы,
   технические работники, бывшие революционеры, государственные служащие.   

   Первым председателем правления кооператива «Сокол» был выбран председатель
   профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров.

  Членам-пайщикам кооператива предоставлялось право пользоваться жилой площадью
  на протяжении 35 лет без каких-либо ограничений. Паевые взносы кооператива
  «Сокол» составляли 10,5 золотых червонцев за вступление, 30 — при выделении 
  участка и 20 — при начале строительства. Полная стоимость коттеджа, которая
  выплачивалась на протяжении нескольких лет, составляла 600 червонцев.

  Это были достаточно большие деньги по тем временам, что было далеко не всем по карману.

 Вновь организованный «Жилищно-строительный кооператив » внес в Моссовет проект 
 превращения одного из  земельных участков окраины Москвы в поселок - сад.
 В Моссовете этим сказочным проектом заинтересовались, ведь от города ничего не
 требовалось, кроме разрешения.

     В результате поиска выбор остановили на окраине села Всехсвятского.

  В своё время там был сосновый бор. В 1918-19 годах он был вырублен на топливо 
  для МОГЭС'а (Московской электростанции), а освобожденная площадь, с
  не выкорчеванными пнями, была отведена для свалки сухого мусора: жести,
  стекла, щебня  и прочего.

  Моссовет, конечно, был поражен такой фантазией, ничего от него не требующей,
  охотно одобрил ее и сдал этому кооперативу всю эту свалку в аренду на сорок
  девять лет, как застройщикам, с правом владения любой, не лимитированной,
  жилищной площадью.

 Кооператив получил в аренду  этот площадью  49 десятин участок с обязательством
 застроить его через 7 лет примерно 200 домами. (по нынешним понятиям это примерно 53 гектара)

  Теперь этот проект надо было осуществлять, и не где-то, далеко, а здесь же,
  в Москве, по Петроградскому (Ленинградскому) шоссе, у железнодорожной станции
  окружной ж. д. «Серебряный Бор», ныне же в пяти минутах ходьбы от станции
  метро. Но это теперь. А тогда это была далекая, пустынная окраина.

                *   *   *   
         Уже осенью 1923 года там началось строительство этого  посёлка.

  Одним из членов этой группы – архитектором Марковниковым был создан проект его постройки. 

  Развернулась героическая  работа. Спланировали из свалки сто пятьдесят
  персональных участков для застроек, улицы, общественные скверы и детские площадки.

  Поселку дали название «Сокол». Существует несколько версий этого названия.

  Одна из них, что первоначально планировалось получить участок в Сокольниках.
  Но это не произошло, там оказался очень влажный грунт, не позволявший
  осуществлять деревянное строительство, а строительный кооператив уже имел
                название и официальные документы.

  Другая версия, высказанная историком П. В. Сытиным, что посёлок был назван по 
  фамилии жившего здесь агронома и животновода А. И. Сокола, который разводил в 
                своём дворе породистых свиней.

  Еще одна  версия говорит о том, что посёлок получил название от строительного
                инструмента — сокол штукатурный.

   Ну и Михаил Иванович в своей памяти сохранил версию, что в память соколиной
          охоты в этих местах во времена царя Алексея Михайловича.


                *   *   *   
  Хочу напомнить, что создатели этого поселка и его архитекторы хотели
  реализовать популярную в начале XX века концепцию «города-сада».
  Идея поселения, которое сочетало бы в себе свойства города и деревни, была
  выдвинута британцем Эбенизером Говардом в 1898 году. А в 1903 году появился
  проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот
  проект некоторое время дорабатывался, но события войны 1914 - 1917 годов
  помешали его реализации.

  В градостроительных планах 1920-х годов – «Новая Москва» Алексея Щусева
  и «Большая Москва» Сергея Шестакова – также широко использовалась идея
  «города-сада». Окраины и пригороды Москвы предполагалось застроить посёлками,
  состоящими из невысоких домов, в которых должно  было быть все необходимое для
  современной жизни: библиотеки, клубы, спортивные и детские площадки, детские сады.

  Первоначальный план посёлка «Сокол» (1923 год, был создан архитекторами 
                Б. М. Великовский,  П. М. Нахман

  Так же к первоначальному следует отнести и план разработанный Н. В. Марковниковым.
  Он был основан на Гипподамовой системе: улицы пересекались под прямыми углами 
  и делили посёлок на несколько одинаковых кварталов. Но позднее к работе над
  планом присоединился В. А. Веснин, и совместно ими было решено отдать
  предпочтение свободной планировке.

           Важное значение придавалось восприятию окружающей среды.

  Эта концепция была разработана философом П. А. Флоренским и художником-
  графиком В. А. Фаворским. Улицы посёлка были проложены таким образом, чтобы 
  зрительно расширить пространство. Например, улица Сурикова поделена на три 
  разные по ширине части, благодаря чему с одного конца она кажется очень
  длинной, а с другого – короткой. Улица Поленова в своей центральной части
  «сломана» под углом 45°, и поэтому она кажется более длинной и широкой.
  Фасады некоторых домов не имеют окон, чтобы не задерживать на себе взгляд.

  В соответствии с планом, утвержденным В.А. Весниным, в поселке должны были   
  построить 320 жилых домов. В реальности всю территорию разделили на 270 
  участков около 200 квадратных саженей каждый (сажень - 2,16 метров), что
  приблизительно равно 9 соток.

  Почти все участки, предусмотренные под застройку были обозначены и огорожены невысокими заборчиками.

  В конечном результате на сегодняшний день, посёлок «Сокол» занимает площадь в
  21 гектар. Каждый участок имеет площадь примерно 9 соток.

                *   *   *   
  Первоначально, при постройке поселка архитекторы проектировали не только
  сам дом, но и учитывали расположение самого участка, и дома на участке.
  Одни здания стояли ближе к красной линии улицы, другие дома -  в глубине   
  участка. Учитывалось также в расположение будущего дома по сторонам
  света и еще множество разных факторов, и конечно пожелания самих застройщиков..
                *   *   *   
   Больше всего домов было спроектировано архитектором Н.В. Марковниковым:

  на улице Брюллова     7 домов: №№  5, 6, 7, 8,  9, 10, 12;
  на улице Венецианова  1 дом -   № 9/1;
  на улице Верещагина  11 домов:
  на улице Кипренского  4 дома : №№  4, 10, 12, 14;
  на улице Крамского    1 дом
  на улице Левитана     7 домов: №№  4, 6, 8, 10, 16, 20, 22;
  на ул. Малый Песочный переулок 9 домов: №№ 5, 9, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25/14;
  на улице Поленова    11 домов: №№  8/1, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18;
  на улице Саврасова    1 дом - № 6;
  на улице Серова - №
  на улице Сурикова   17 домов: №№ 3, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16/7, 18, 20, 22, 25, 26, 27, 29;               
  на улице Шишкина      3 дома : № 8, 10, 12/24;

                *  *  *   
  Архитектор Николай Марковников родился в 1869 году в Казани в семье химика    
  В. В. Марковникова. В 1888—1892 годах учился в Императорской Академии 
  художеств. Был одним из основателей и преподавателей высших строительных
  курсов для женщин в Москве. Был автором проектов многих зданий Московской
  Окружной железной дороги. Жил в Москве на Малой Никитской улице.

  В 1914—1919 годах главный архитектор Московского Кремля. Занимался реставраций
  построек Кремля, повреждённых в ходе октябрьского вооружённого восстания 1917
  года.

  Большинство домов построенных по его проектам в посёлке «Сокол» сейчас имеют   
              статус памятников архитектуры регионального значения.

                *  *  *
           Кроме него  проектированием домов для поселка занимались :
 
      архитектор Кондаков Ивен Иванович (1875-1940) – 10 домов;
      архитектор Розенфельд Зиновий Моисеевич. (1904-1990) – 10 домов;
      архитекторы братья А.А., В.А. и  Л.А., Веснены – 7 домов;
      архитектор Дюренбаум Н.С. – 3 дома;
      архитектор Клейн Роман Иванович (1858-1924) – 1 дом;
      архитектор Колли Николай Джемсович (1894-1966) – 1 дом.
 
                *  *  *

   В первое время застройки поселка его улицы назывались иначе, чем теперь.
   Это были: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п.

    В 1928 году улицы в  посёлке были названы в честь русских художников: 
  Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др.
  Поэтому «Сокол» иногда называют «Посёлок художников», хотя художников как 
  таковых там жило много, но не абсолютное большинство. Правда есть исключение.
  Улица Алабяна носит имя архитектора Каро Семеновича Алабяна (1897-1959), но к
  поселку «Сокол» и строительству в нем он отношение не имел. 

  Улицы в северо-западной части первоначальной территории, позже изъятой у
       посёлка, предполагалось назвать в честь русских композиторов.

  Автором такой топонимики «Сокола» был один из жителей - известный художник-
             график, один из профессоров ВХУТЕМАСа П.Я. Павлинов.
 
  В названиях улиц «Сокола» прослеживается некоторая традиция: уже в 1910 году
  под Москвой появился дачный посёлок «Клязьма», где улицы были названы именами
                русских писателей, поэтов и художников.

                *  *  *
  Каждый член кооператива - застройщик должен был обеспечить тридцать процентов
  стоимости всех материалов и строительных работ на своем участке, а остальные 
  семьдесят процентов застройщики получали в кредит с выплатой на протяжении
  двадцати лет. Эти остальные необходимые для строительства деньги брали в
  разных банках  и общественных организациях, и в том числе под залог будущего имущества.

  Форма строительства была сугубо индивидуальная, с использованием новых тогда 
  строительных материалов. А планировка внутри дома и прочие детали
  согласовывались с интересами и пожеланиями семьи застройщика.

                *  *  *   
  При проектировке поселка применили и эффект "крутящегося дома", когда для
  более резкого ощущения поворота дома стоят под углом к улице, а их фасады
  составлены из трех разных по величине секций. Подобные архитектурные приёмы
  применялись с целью создать иллюзию необъятности скромной по величине
  территории, которая равнялась 20 гектарам.

  К непосредственному строительству домов приступили в конце лета 1923 года, а 
  осенью 1926 года уже были готовы для проведения отделочных работ 102 коттеджа.

  К декабрю 1924 года под ключ был сдан первый квартал поселка «Сокол», который 
  пролегал между улицами Сурикова, Кипренского, Левитана и Поленова.

         Все строения в поселке первоначально делились на три категории:
  – бревенчатые дома, которые имитировали старое русское зодчество;
  – каркасно-засыпные, построенные по типу английских коттеджей;
  – кирпичные дома с мансардами, взявшие за образец немецкие особняки.

                *  *  *
        Самым характерным для поселка «Сокол» домом был односемейный.
  Он включал в себя мансарду, четыре жилые комнаты, гостиную, кухню и просторную
  террасу, имевшую выход в сад. Но, что интересно, при всем  большом количестве
  домов поселка, двух одинаковых в нем не было – они обязательно чем-то
  отличались, или количеством и расположением комнат, формой балконов, эркеров, 
  оконных фонарей и прочим.

  Дом, рассчитанный на две семьи, представлял собой избу-пятистенок.

  Строительная компания, создававшая поселок, использовала его как выставочную
  площадку, демонстрирующую лучшие образцы своего малоэтажного строительства.

  Кроме того, поселок стал местом, где можно было проверить новые строительные 
  материалы и технологии. Здесь впервые применили фибролит – материал, состоящий
  из древесной стружки, спрессованной с цементом. Впервые применили и чашу
  фундамента, в которой была устроена специальная система вентиляции.

  Тщательно продумывалось не только где в поселке высаживать зеленые насаждения,
  но и какие их виды и в каком количестве. Специально высаживали красный клен,
  ясень, мелколистную и крупнолистную липу, американский клен, тополь альбу.
                *   *   *   
     Улица Сурикова появилась в самом начале создания  поселка и одной из
  первых начала застраиваться. Она поделена на три различные по ширине части 
  (самая широкая идёт от улицы Алабяна до пересечения с улицей Поленова; вторая,
  более узкая,- от улицы Поленова до улицы Брюллова; третья, самая узкая, - от 
  улицы Брюллова до улицы Кипренского). Благодаря этому, с одного конца улица
  кажется очень длинной, а с другого - наоборот, небольшой и компактной. При ее
  проектировании использовалась теория динамического восприятия линии художника
  Фаворского В.А., который неоднократно бывал в поселке и даже читал курс лекций
  для его жителей. По плану озеленения на этой улице решили высадить липы, 
                сочетая мелколистные и крупнолистные.

      На каждой улице поселка были высажены деревья определенной породы.

         на улице Саврасова были высажены тополя;
         на улице Брюллова – клёны татарские;
         на улице Врубеля и на ул. Шишкина  посадили ясени;
         на улице Кипренского – клёны остролистные (разновидность schwedleri);
       
         на улице Поленова – два ряда кленов и мелколистных лип, меняющих на 
                ветру окраску листвы с зеленого на серебристый;
               Это самая широкая улица поселка, она имеет 40 метров.
  А улица  Венецианова  оказалась не только самой короткой улицей поселка но и
  самой Москвы, ее протяжённость всего 48 метров, а ширина около 4-х метров.

  Проектом озеленения занималась скульптор Нина Зеленская, студентка Веры
  Мухиной и будущая  её помощница в работе над скульптурой "Рабочий и колхозница".

  Поселок был известен среди специалистов своими редкими и иногда уникальными
  растениями. На его территории росли, а частично еще и сейчас растут:
  рододендроны и магнолия, кедр и пробковое дерево, а также самое древнее дерево
  на земле Гинкго, не говоря уже о разнообразных цветах и кустарниках, но все
  они, за небольшим исключением, теперь спрятаны за высокими заборами.

 Интересный факт – в поселке Сокол выращивали и разводили почти 150 декоративных
       растений, часть из которых теперь занесена в « Красную книгу ».

               
                *  *  *  *  *
                В 1928 году – В Ленинграде в ГРМ открылась « II выставка Общества «Круг 
  художников». Апогеем в истории общества «Круг художников» считается вторая 
  выставка 1928 года в Русском музее. На ней экспонировалось около 150
  произведений, главным образом живописных. Выставка работала полтора месяца,
  вызвав большой интерес и благожелательные отзывы прессы. Выставку посетил
  нарком просвещения А. Луначарский. Вторая и третья выставки Русском музее
  сопровождались изданием каталогов.
 
  Среди 145 работ 38 авторов экспонировались произведения А. С. Ведерникова,
  М. Ф. Вербова, В. В. Пакулина, А. Ф. Пахомова, А. И. Русакова,
  Д. Е. Загоскина, В. И. Малагис, Б. Е. Каплянского, Я. М. Шура,
  М. А. Федоричевой, В. В. Купцова, А. П. Почтенного, Н. С. Могилевского,
  П. А. Осолодкова, Г. Н. Траугота и других художников.
 
                *   *   * 
  В 1928 году – В Ленинграде открылась выставка картин и скульптуры «Современные
  ленинградские художественные группировки» при участии Общества художников им.
  А. И. Куинджи, Ассоциации художников Революционной России (Ленинградское
  отделение АХРР), Общества «Круг художников», Общества художников «4 искусства»
  (ленинградская группа) и коллектив мастеров аналитического искусства
  (школа Филонова).
      
   Среди 164 работ 93 авторов экспонировались произведения: 
    М. Ф. Вербова, А. Д. Зайцева, В. В. Пакулина, А. Ф. Пахомова,
    К. С. Петрова-Водкина, А. И. Русакова, А. Н. Самохвалова,
    М. А. Федоричевой и других художников. 

                *   *   * 
   На экранах страны демонстрировались новые советские фильмы и среди них:

     –  « Потомок Чингисхана »  режиссер Всеволод Пудовкин;
     –  « Звенигора »  режиссер Александр Довженко;
     –  « Арсенал »   режисер Александр Довженко.
                *   *   * 
    Среди новых появившихся на свет произведений литературы были:

   – « Звезда надзвездная » — произведение Алексея Ремизова;
   – « Золотоискатели в пустыне » — произведение Владимира Обручева.
   – « Вечный хлеб » — роман Александра Беляева.   
   – « Король, дама, валет » — роман Владимира Набокова.
   – « Мессия » — роман Дмитрия Мережковского.
   – « Смерть Вазир-Мухтара » — роман Юрия Тынянова.
   – « Побег. Из жизни декабриста » — повесть Юрия Тынянова; 
   – « Тайна «Голубого экспресса » — роман Агаты Кристи.
   – « Тихий Дон » — роман Михаила Шолохова;
   – « Гравюра на дереве » — повесть Бориса Лавренёва;
   – « Денек » — этюд Александра Малышкина;
   – « Сезам, откройся!!! » — рассказ Александра Беляева; 
   – « Леониды » — пьеса Ромена Роллана;
   – « Разлом » — пьеса Бориса Лавренёва; 
   – « Самоубийца » — пьеса Николая Эрдмана;
   – « Трёхгрошовая опера » — пьеса Бертольта Брехта (опубликована в 1931);
   – « Погорельщина » — стихотворная поэма Николая Клюева.
   
     В издательстве «Огонек» вышла книга рассказов Сейфулиной.

                *  *  *  *  *