Потомки атамана Часть 2-2 Коо-в Скала 1927 год

Александр Руденский
                *  *  *  *  * 
                НАСТУПИЛ НОВЫЙ  1927 ГОД +
                По григорианскому календарю 1927 год  был не високосный
                и первй его день пришелся на субботу.
               
                По восточному календарю это был год «Красного кролика»
      
                Мои герои стали ещё на год старше
                14 марта 1927 года  Антонине исполнился 28 лет
                5 августа 1927 года Константину исполнился 8 лет
                19 октября 1927 года Михаилу исполнилось 35 лет
       
                *  *  *   
               
    Объёмы промышленного и с/х производства в СССР превысили показатели 1913 года.
                *  *  *   
   В Москве трамвайный маршрут № 1 продлен от Тверской Заставы до Пресненской
 заставы, а автобусный маршрут № 2 укорочен до Еврейского кладбища (район метро
 "Кутузовская"). И еще был открыт автобусный маршрут № 2к: (Площадь Свердлова - Сетунь.)
                *  *  *   
   В Москве трамвайный маршрут № 1 продлен от Тверской Заставы до Пресненской 
  заставы, а автобусный маршрут № 2 укорочен до Еврейского кладбища (район 
  метро "Кутузовская"). И еще  был  открыт автобусный маршрут № 2к: (Площадь
                Свердлова - Сетунь.)
            
                *  *  *   
    В стране началось строительство Турксиба, крупнейшей железнодорожной
   магистрали, соединившей Среднюю Азию и Казахстан с Транссибирской дорогой

                *  *  *   
              В Ленинграде у Смольного открыт памятник В. И. Ленину, авторы 
            скульптор В. В. Козлов, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх.

                *   *   *   
                И. Д. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата

   Скульптор И. Д. Шадр создаёт свою знаменитую скульптуру «Булыжник — оружие
  пролетариата». Скульптура Шадра стала одним из самых ярких явлений советского
  искусства XX века. Её герой представляет собой обобщённый образ пролетария
  начала XX века, борца за революционные идеалы и свободу. Скульптура выполнена
  из гипса, хранится в Третьяковской галерее. В 1947 году уже после смерти
  И. Шадра скульптура была отлита в бронзе. В 1967 году была установлена в
            Пресненском районе Москвы в парке Декабрьского восстания.

                *   *   *   
    23 января 1927 года было воскресенье – В СССР создано Добровольное общество
«ОСОАВИАХИМ»

                *   *   *   
     1 марта 1927 года был вторник – В СССР в Москве в Государственной
       Третьяковской галерее открылась выставка произведений художников   
       группы «Бубновый валет». Экспонировались 72 работы 8 авторов, в том числе
       Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Александра Куприна, Михаила
       Ларионова, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Василия Рождественского и
      Роберта Фалька.

                *   *   *   
     3 марта 1927 года был четверг – В СССР ушел из жизни русский писатель
                Михаил Петрович Арцыбашев (родился в 1878)

                *   *   *   
    17 марта 1927 года был четверг – В СССР в Ленинграде в Доме печати открылась
       «Выставка мастеров аналитического искусства». Экспонировались произведения
       Владимира Авласа, Софьи Закликовской, Евгения Кибрика,
       Павла Кондратьева, Лидии Фроловой-Багреевой и других художников.

                *   *   *   
          В Апреле 1927 года – В СССР начато строительство  Днепрогэса.

                *   *   *   
    15 апреля 1927 года была пятница – СССР и Швейцария договорились о 
                восстановлении дипломатических отношений.

                *   *   *   
    17 Апреля 1927 года было воскресенье – В СССР в Доме печати открылась   
                выставка «Мастеров аналитического искусства». 
                Экспонировались произведения школы
        П. Н. Филонова.  Среди участников – В. Д. Авлас, Т. Н. Глебова,
        С. Л. Закликовская,  Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, Л. Ф. Фролова-
        Багреева и другие.  Сам П. Н. Филонов в выставке не участвовал.

                *   *   *   
    18—26 апреля 1927 года – В СССР на IV съезде Совета СССР был утверждён
        принцип пятилетнего планирования. Разработкой первого пятилетнего плана
        занимались экономисты ВСНХ (председатель В. В. Куйбышев) и Госплана   
                (председатель  Г. М. Кржижановский).

                *   *   *   
    21 апреля 1927 года был четверг – В СССР  В Москве прошло открытие
         «Первой мировой выставки межпланетных аппаратов, механизмов, приборов
         исторических материалов» - первой в истории международной выставки по космонавтике.

                *   *   *   
    В 1927 году – В СССР В ГРМ открылась художественная выставка объединения
      « Круг художников ». Среди 42 участников – М. Ф. Вербов, В. В. Пакулин,
      А. Н. Самохвалов, С. А. Чугунов, А. И. Русаков, А. Ф. Пахомов, Я. М. Шур и другие.

                *   *   *   
    В 1927 году – В СССР в залах Общества поощрения художеств открылась
    очередная выставка картин Общество им. А. И. Куинджи.  Среди 808 работ
    (из них 340 произведений посмертной выставки А. И. Вахрамеева) 76 авторов
    экспонировались произведения: Л.П. Альбрехт, П. Д. Бучкин, В. В. Кремер,
    А. М. Любимов,  Л. Ф. Овсянников, А. А. Рылов,  И. В. Петровский,
    В. П. Кузнецов, М. Г. Платунов, В. Е. Савинский, А. Н. Протопопов,
    Н. А. Протопопов, Е. М. Чепцов, а так же Михаила Авилова, Александра 
    Вахрамеева, Михаила Гужавина, Альфонса Жабы, Альфреда Эберлинга и других художников.

                *   *   *   
     1 мая 1927 года было воскресенье – В СССР был выпущен первый советский автомобиль НАМИ-1

                *   *   *   
    26 мая 1927 года был четверг – В СССР Ушел из жизни художник, академик 
                живописи Кустодиев Борис Михайлович, (род. в 1878).

                *   *   *   
    14 июня 1927 года был вторник – В Москве в Большом театре премьера балета
           «Красный мак» композитора Р. М. Глиэра — «первый советский балет»

                *   *   *   
    В этот де день 14 июня 1927 года – В  Англии ушел из жизни английский    
                писатель- юморист   Джером К. Джером, (родился в 1859)

                *   *   *   
    18 июля 1927 года был понедельник – В СССР Ушел из жизни  художник и педагог,
           Народный художник РСФСР Поленов Василий Дмитриевич, (род. в 1844).

                *   *   *   
    27 июля 1927 года была среда – В СССР учреждено звание «Герой Труда».

                *   *   *   
               
     1 сентября 1927 года был четверг – Костя пошел заниматься в первый класс средней школы. 

                *   *   *   
     7 сентября 1927 года была среда – Ушла из жизни скульптор
                Голубкина  Анна Семёновна,  (род. в 1864).

                *   *   *   
    14 сентября 1927 года была среда – Ушла из жизни американская балерина
       Айседора Дункан, одна из основоположниц танца модерн. Трагическая смерть
       произошла во время езды в открытом  автомобиле, когда её длинный шарф
                намотался на колесо.

                *   *   *   
    16 октября 1927 года было воскресенье – В СССР в СССР объявлено о
                постепенном переходе к 7-часовому рабочему дню.

                *   *   *   
 Ну а в строительном кооперативе «Сала» все работы велись по плану. Время
 рабочее было не нормировано и рабочая неделя тоже.  Часто, когда была
 возможность, работали и в субботу и в воскресенье, особенно сами члены кооператива..

  И действительно, после Нового года началась отделка и оформление домов
  кооператива «Скала». Работы шли по плану, что не могло не радовать всех
  застройщиков. По воскресеньям на улицах собиралось много народа поглазеть      
  на новинку, весть о которой быстро разлетелась но Москве. Обещание архитектора
  - полуторагодовой срок был выдержан. 

  За три дня до выдачи  каждому члену кооператива ключа от квартиры, все
  участники получили специальные уведомления от правления кооператива о том, что
  каждый член является хозяином квартиры. Многие из участников, в том числе и
  Михаил, уже избавились от своего прежнего жилья, распродали мебель — в новых
  домах мебель-то была вся готовая. Все стали готовиться к переезду в эти новые квартиры..

  На следующий день, к концу рабочего дня (ведь все работали в одном месте) всех
  их пригласили собраться вместе на важное собрание. Растерянные Шига Власьевич 
  Ионинсьян — председатель правления кооператива «Скала», и секретарь правления
  Юревич (оба члена партии), предупредили всех членов кооператива остаться после
  работы. Поползли слухи о том, что случилось что-то, очень неприятное.

  Шига Власьевич, будучи очень подавленным, открыл собрание в абсолютной тишине 
  и передал слово секретарю кооператива Юревичу для информации.
            
           Тот с мрачным видом, строгим  тоном сообщил следующее:

  — Сегодня утром из Секретариата ВЦИК'а (Всесоюзный Центральный Исполнительный 
  Комитет) позвонили товарищу Ионинсьяну и мне о том, чтобы мы не позже полудня
  со всеми бухгалтерскими книгами и документами по кооперативу Скала явились в   
  Секретариат ВЦИК'а в Кремль по вызову Секретаря ВЦИК'а товарища Енукидзе.

  В двенадцать мы были на месте и нас не заставили долго ждать. Енукидзе
  принял нас в своем кабинете, где, кроме него, была только стенографистка.

  Он заявил, что Секретариат ВЦИК'а обнаружил при организации жил-
  кооператива  «Скала» и в его работе злоупотребления, а посему постановил
  кооператив  «Скала» срочно ликвидировать, а членам его в трехдневный срок 
  возвратить внесенные ими взносы на строительство, для чего он, Енукидзе, 
  сейчас же даст распоряжение хозяйственному отделу ВЦИК'а о переводе правлению
  «Скала» потраченные на это средства. Все документы и дела кооператива, а также
  выстроенные жилищные объекты должны быть переданы хозотделу ВЦИК'а, о чем 
  Секретариат уже предупредил архитектора Зеленского. Все дальнейшие расчеты по 
  обязательствам  «Скалы» перед байками эа материалы, оплату рабочих хозотдел
  сделает сам.

  Далее Юревич уже от себя сказал, что товарищ Енукидзе, ввиду его чрезмерной
  занятости, не мог продолжать наше свидание с ним и на этом аудиенция закончилась.

  —  Мы сообщили только цифру вложенных членами «Скалы» средств, — добавил он.

  Кое-кто попробовал задать вопросы и высказаться, но Юревич злобно оборвал эти попытки, заявив:

  — Правление «Скалы» не может допустить никаких высказываний о действиях   
   Секретариата ВЦИК'а, а на вопросы отвечать нечего, так как все мною сказано.

  Характерно, что Шига Власьевич — председатель правления не проронил ни      
  одного звука. Совершенно ясно было, что план проведения этого летучего (для 
  формальности) собрания был заранее расписан.

  «Вот тебе и  фунт изюма!».. Создатели «Скалы» и трех его блестящих корпусов, 
  накануне въезда в свои квартиры, остались с ни с чем... Нет, это очень мягкое,
  шутливое выражение не определяет трагизма положения. Конечно, ссылка секретаря
  ВЦИИКа на какие-то нарушения в кооперативе была полностью неправдой, ибо жил-
  кооператив был создан точно по закону самого же ВЦИК'а, а его дела и 
  отчетность велись блестяще, ведь это были работники банка.. Тем не менее,
  трагедия такой потери для  них всех была огромна, если не сказать больше.

  Жилищный кооператив «Скала» перестал существовать, а его члены так и не
  увидели своего жилищного рая, который теперь переместился к новому хозяину —
  Хозотделу ВЦИК4а. Внесенные членами взносы были через два дня выданы обратно,
  а уведомления о вручении ключей от квартир были отобраны тоже обратно, а что
  касается полуторагодичной отчаянной работы самих членов по строительству, то
  кому теперь будешь жаловаться. Ситуация в стране была уже не та, что два –
  три года назад.. ..

  И надо еще уточнить, что возвращенные членам первые взносы были в виде денег,
  уже потерявших частично свой первоначальный вес. К 1927 году тот червонец уже
  потерял часть своей стоимости.

  Самое интересное об аудиенции у всесильного тогда секретаря ВЦИК'а Енукидзе 
  члены мгновенно рухнувшей «Скалы» узнали несколько позже и заключалось оно в следующем:

        Шига Власьевич и Юревич сначала были приняты Енукидзе наедине без 
                стенографистки и он заявил им:

 Енукидзе – Вы ответственные  коммунисты и я буду с вами откровенен. К нам, в   
            Москву приезжает все больше и больше иностранцев по торговым делам, 
            а мы не можем предоставить им соответствующие условия жилья. Самое   
            лучшее здание – гостиница Метрополь занято до отказа нашими   
            ответственными товарищами, а переселить их некуда. Мне совершенно
            случайно, при разговорах у нас на эту тему, товарищи из Верховного
            суда сказали, что у них напротив совершенно готовы корпуса с
            тридцатью семью квартирами и на днях должно уже произойти вселение
            жильцов. Может быть, в нашем решении есть некая неэтичность, но вы,
            большевики, должны сами решить что важнее. Готовые, прекрасные 
            квартиры, построенные, в основном, на наши государственные средства,
            предоставить какой-то меньшевистской и кадетской сволочи в составе
            вашего кооператива, или использовать их для нужд нашего государства.
 
 Председатель - Да, вы конечно правы. Но понимаете наши члены …
 
 Енукидзе -  Мне наплевать, что будут думать  о нашем решении ваши члены, а я 
             должен через два дня переселить наших товарищей из Метрополя, и 
             срочно поставить его на ремонт и отделку – для иностранцев.
 
 Председатель -  Да… Да…

 Енукидзе - развалившись в кресле, саркастически

            – Вы же, не собираетесь судиться с ВЦИКом.    

 Председатель и секретарь – Ммм. Ну...
 
 Енукидзе  - Вот и прекрасно. Все всё понимают. А сейчас пригласим 
             секретаршу, надо  все застенографировать.
               
 Продолжение при секретарше –
 
 Енукидзе -  Хочу поставить вас в известность, как руководителей кооператива    
             «Скала», что Секретариат ВЦИКа обнаружил при организации жил-
             кооператива «Скала» и в его работе злоупотребления, а посему
             постановил кооператив «Скала» срочно ликвидировать, а членам 
             кооператива в трехдневный срок возвратить внесенные ими взносы на
             строительство. Для этого я сейчас же дам распоряжение хозяйственному
             отделу ВЦИКа о переводе правлению кооператива «Скала» потраченные
             на это деньги. Все документы и дела кооператива, а также
             выстроенные жилищные объекты должны быть переданы хозотделу ВЦИКа,
             о чем Секретариат уже предупредил архитектора Зеленского.

             Ну а все дальнейшие расчеты по обязательствам  кооператива «Скала»
             перед банками за материалы, оплату рабочим и прочее хозотдел
             сделает сам…..
 
             Я надеюсь вам все понятно.? … Отлично...

   Этот апофеоз со «Скалой» произошел как раз тогда, когда Михаил, с разрешения
   управдома у Яузских Ворот, уже продал свою квартиру, передав ее некоему
   зубному врачу из Харькова, снова «приложив» к заявлению сто пятьдесят рублей,
   а сам временно перебрался, в ожидании рая в «Скале», в Сокольники, к брату
   Антонины - Антоше, который со своей семьей занимал одну большую комнату в
   летней даче на одной из Сокольнических просек.

                *  *  *   
   И вот здесь я хочу сделать некоторое пояснение, которое, как мне кажется,
   может помочь в понимании многих процессов, которые происходили и тогда и
   происходят поныне. А возможно, что происходили всегда с разными людьми.

  Сегодня представить себе, что представляла Москва в 1925-1927 годы очень
  непросто. Такая уж специфика человека. Рассказ о клопах, керосинках и многом
  другом, чему свидетелями было еще и наше поколение ныне живущих, современного
  человека может повергнуть в шок. Как это так?! Да, это было так. Еще в 1945-
  1950 годы в таких городах как Москва, Ленинград, Киев, не говоря о других были
  в квартирах и керосинки, и керогазы их сменившие, и полчища клопов, рассказ о
  которых будет еще впереди. Тем более в Москве 1925-27 годы при её скученности 
  и существованию почти в самом центре массы деревянных построек. К счастью   
  сохранилось много фотографий Москвы того времени. Так вот в тех условиях
  начать строить в центре города, да еще рядом с домом в котором размещается
  Верховный суд что-то особенное, по меркам того времени, было изначально
                настоящим безумием.

  Все это происходило на глазах массы людей, государственных чиновников,
  представителей власти, которые относиться к этому равнодушно конечно не могли.
  И если в самом начале этого проекта он мог показаться кому то советской 
  утопией, то по мере строительства она, эта утопия, становилась реальностью.

  Кто же мог позволить, что бы эта утопия оказалась в руках простых, ничем не
  примечательных 37 граждан – обыкновенных жителей Москвы. Никто этого позволить
  не мог. В это время Кремль был набит жильцами, крупнейшие гостиницы Москвы
  были забиты целиком семьями чиновников, и иностранцами. В коммуналки был 
  превращен почти весь жилой фонд города. И на этом фоне 37 человек планировали
  свою райскую жизнь под носом у всех остальных. Конечно, что в коммуналках жили
  не все. Но это были старые дома, да и люди там обитавшие были не из рядовых –
  хотя бы научная, творческая элита, и некоторые другие. Но из этого не делалась
  показуха, да было это как бы по традиции. А тут вдруг ни с того ни с сего,
  прямо на глазах у всех строится социалистический рай для 37 простых обывателей
  да еще и не членов партии!!! Безусловно, что этот комплекс мог оказаться
  великолепной пропагандой и агитацией. Но тогда еще было не до них.

                «Не от жиру – быть бы живу» говориться в поговорке.

  Всего этого вышеизложенного и не учли ни архитектор В. Зеленко, ни 36 членов
  кооператива.  Хочется спросить – а о чем они думали. У Михаила то был уже опыт
  общения с властью в лице сумского ЧК. Он то должен был хоть как –то усвоить
  тот опыт – что в условиях того времени защищенным никто быть не можнет. И хотя
  до 37 года еще было далеко, но сущность этого не была другой. Нельзя на глазах
  у народа живущего в определенных условиях стараться построить свой рай в
  отдельно взятом доме, отличавшийся от этих народных условий. Все хорошо знают,
  что жить в обществе и быть свободным от его правил – нельзя. С кооперативом
  «Скала» произошло то, что и должно было произойти. Это было заложено в том, и
                тем, какую цель они перед собой поставили. 

   Хотя для многих живущих в России и старающихся тоже создать свой маленький
                рай, та история тоже может быть поучительной.

      Ну а насколько эта ситуация окажется поучительной, хотя бы для некоторых
                пострадавших в этом случае, мы увидим дальше
.            
                *  *  *   
   Михаил  снова отправился  на поиски жилья, но теперь уже подальше от ВЦИК'а,
   от центра и Лубянки, на окраину Москвы и как раз успел вступить в другой
   строительный кооператив «Сокол», куда и внес двадцатипроцентный пай из денег,
   полученных из «Скалы» и плюс то, что получил за свою проданную стоматологу квартиру.
         
   Но ждать своего нового скромного домика снова пришлось почти полтора года.

   Пришлось мучиться с Антониной и сыном и стеснять брата Антонины с его семьей.
   Так они и прожили полтора года в одной перегороженной комнате восемь человек.


          Шига Власьевич не раз бывал потом у Михаила и Антонины в Соколе и,
           вспоминая «злосчастную» Скалу, восклицал: «Нет худа без добра»

         Не знаю, не знаю, та ли всё гармонично в отношениях добра и зла!?
        Определить это мои герои, к сожалению, ещё будут иметь возможность.

                *   *   *   
    1 Ноября 1927 года был вторник – в Ленинграде в ГРМ открылась
    «Выставка новейших течений в искусстве». Экспонировались произведения: 
    Льва Бруни, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Александра Древина,
    Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова,
    Ильи Машкова, Александра Осмёркина, Марка Шагалаи,  П. В. Митурича, 
    В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька и других художников.

                *  *  *   
    6 ноября 1927 года было воскресенье – В СССР в Ленинграде в здании Академии
    художеств открылась «Юбилейная выставка изобразительных искусств». Разделы 
    выставки: живопись, скульптура, графика. Среди 849 работ 148 авторов
    экспонировались произведения Петра Бучкина, Альфонс Жаба, Дмитрия Митрохина,
    Сергея Приселкова, Аркадия Рылова, Ефима Чепцова, Альфреда Эберлинга,
    М. П. Бобышов, Я. И. Бровар, К. М. Лепилов, К. С. Петров-Водкин,
    И. Н. Степашкин, В. А. Раевская, Н. Х. Рутковский, А. В. Уханова и др.

                *   *   *   
    7 ноября 1927 года был понедельник – В СССР в СССР широко отпраздновано
                десятилетие Октябрьской революции.

                *   *   *   
    10—12 ноября 1927 года – В СССР проходил Всемирный конгресс друзей СССР

                *   *   *   
    14 ноября 1927 года был понедельник – В СССР Лев Троцкий и Григорий Зиновьев были исключены из ВКП(б).

                *   *   *   
     2 декабря — 19 декабря 1927 года – В СССР Начинает работу XV съезд ВКП(б),
        который выработал программу коллективизации сельского хозяйства. Съезд
        довершает разгром оппозиционеров. Из партии исключены 75 деятелей
        «троцкистско-зиновьевского блока» (среди них Л. Каменев, Г. Пятаков,
        К. Радек и X. Раковский), а также сторонники группы «демократического
        централизма». Впоследствии некоторые из них, в частности Л. Каменев и
        Г. Зиновьев, признают свои ошибки и будут восстановлены в партии в 1928 году.

                *   *   *   
        В 1927 году – В СССР Дмитрий Шостакович написал «Симфония № 2» посвященную «Октябрю»
                *   *   *   
        В 1927 году – В СССР в Ленинградском театре оперы и балета премьера
            балета «Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига в обработке Б.
            Асафьева и А. Гаука поставлен Фёдором Лопуховым

                *   *   *   
  В 1927 году – В СССР Одноактный балет «Стальной скок» (фр. Le pas d’acier) на 
  музыку Сергея Сергеевича Прокофьева по либретто Г. Б. Якулова и самого
  композитора. Первое представление состоялось 7 июня в Париже, «Русский балет
  Дягилева», в исполнении Леонида Мясина, Любови Чернышёвой, Александры
                Даниловой и Сержа Лифаря.

                *   *   *   
         А в Москве в Большом театре поставлен одноактный балет «Мимолётности» 
                Касьяна Голейзовского на музыку Сергея Прокофьева. 

                *   *   *   
               Среди фильмов вышедших на экраны страны  в 1927 году были:

  « Булат-Батыр »  (р/п. Юрий Тарич).
  « Его превосходительство »  (р/п. Григорий Рошаль).
  « Девушка с коробкой », (реж. Борис Барнет)
  « Поцелуй Мэри Пикфорд », (реж. Сергей Комаров)
  « Октябрь (Десять дней, которые потрясли мир », (реж. Сергей Эйзенштейн и  Григорий Александров)
  « С. В. Д. », (реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг)
  « Сар-Пигэ », (реж. Олег Фрелих)
  « Тарас Трясило », (реж. Пётр Чардынин)
  « Третья Мещанская », (реж. Абрам Роом)
  « Сумка дипкурьера » (р/п. Александр Довженко).
  « Еврей и земля » (р/п. Абрам Роом).
  « Конец Санкт-Петербурга » (р/п. Всеволод Пудовкин).

                *   *   *   
             Среди произведений литературы увидевших свет в 1927 году были:

  « Взвихренная Русь » — произведение Алексея Ремизова.
  « Оля » — произведение Алексея Ремизова.
  « Гиперболоид инженера Гарина » — роман А. Н. Толстого.
  « Человек-амфибия » —  роман Александра Беляева (опубликован в 1928 году).
  « Город Градов » — фантастическая повесть Андрея Платонова.
  « Подпоручик Киже » — повесть Юрия Тынянова.
  « Седьмой спутник » — повесть Бориса Лавренёва.
  « Мемуары вшивого человека » — первая книга очерков Б. Н. Полевого под именем Б. Кампов.
  « Морфий » — рассказ Михаила Булгакова.
  « Тайное тайных » — сборник рассказов Всеволода Иванова.
  « Контрабандисты » — поэма советского поэта Эдуарда Багрицкого.
  « Большая четвёрка » — роман Агаты Кристи.
  « Белые слоны » (англ. «Hills like white elephants») — рассказ Эрнеста Хемингуэя
  « Мост короля Людовика Святого » — роман Торнтона Уайлдера
  « Случай с сержантом Гриша » — роман немецкого писателя Арнольда Цвейга.
  « Смятение чувств » — сборник новелл австрийского писателя Стефана Цвейга.


                *  *  *  *  *