Забытые слова и ужас бытия

Галина Коревых
     Многие забытые слова близки мне, благодаря земле.  Слега - для меня яркий зрительный образ:  тяжёлая и длинная поперечная перекладина, которая,  - улёгшись на железные скобы по краям ворот, - закрывала скотный двор.   Березовые слеги - две параллельные, которые мы с папой прибивали самыми большими гвоздями к столбам - каркас будущего забора.  Я плакала, когда нужно было держать: вибрация  - что огромного гвоздя, что древесины - отдавались болью.  Но я знала, что папе с одной рукой никак не справиться.  Приходилось терпеть. 

     Не озадачивает меня и разница между дровнями и розвальнями,  телегой и двуколкой, предназначение вил и грабель - железных ли, деревянных.  Я жила среди таких предметов старины, как ухват и кочерга, видела деревянные выдолбленные корыта и деревянные же бадьи.   Знала, для чего нужна лучина и как ее нащепать,  как разбивать чурбан,  на поленья тупым колуном, - а не острым топором, который  застрянет в нем бестолку. 

     Как чистить газетой стекло керосиновой лампы пришлось освоить с трёх - четырёх лет.   Как плести пеньковую бечевку - немного позже.   Раздувать чугунный утюг с углями - лишь когда я смогла поднять его.

    Некрашенный деревенский пол раньше  не просто мыли:  имелся специальный, слегка изогнутый, скребок с двумя ручками, а для ленивых хозяек - железная проволочная «терка», на которую можно было наступить и действовать как полотёр.   Труд мытья деревенского пола был утомителен, но ни с чем не сравнится утерянный аромат отдраенного добела натурального дерева, на которое ты с наслаждением ступаешь босой ногой.

    Русская печь-кормилица,  тёплая медведица.  Как красива ты была, свеже побеленная,  аппетитно пахнущая извёсткой.  Никогда не забуду твои редкие лакомства: топленое молоко с румяной корочкой и пышный хлеб.  Тепло ты хранила долго-долго. Морозным январем можно было забраться в темноте  в то твоё таинственное пространство, которое  отделено от мира широким дымоходом,  - то тайное место, где живет русская душа, - варварское, по мнению крестоносцев, конкистадоров,  колонизаторов и, наконец, - цивилизаторов.

    Упряжь: дуга, оглобля, подпруга - это как сегодня сменить резину, масло и фильтры.  Я не борюсь со временем и прогрессом. Просто он мне более очевиден, благодаря долгой жизни.  Я люблю свою машину, почти как лошадь.  Мне каждый раз больно менять ее на более новую.  Я разговариваю с ней, прошу прощения за случившиеся неловкости.  Кажется, этот атавизм - от конного транспорта моего раннего детства.   

    Я не была никогда  близка к лошадям, если не считать, что мой папа был старшим конюхом в эпоху моего появления на свет.   Лошадь - животное удивительное, понимание которого доступно лишь избранным.  Любопытство, надежда приобщиться к порывам героев прошлых веков  заставили меня однажды попытать счастья  при Московском ипподроме.  Там был «пункт проката лошадей», что отражало полностью происходящее:  заняв очередь часов в шесть утра,  к восьми была надежда попасть на малюсенький манеж. С третьего захода я попала.

     Мне дали кобылу Ночь.  Она была огромна, черна и недоступна.  Нас было шестеро в круглой форме, более узкой, чем цирковой манеж.  Для залезания в седло для «чайников» имелись деревянные голубые ступенечки... Я взгромоздилась.  Прослушала наставления о том, как надо облегчаться на рыси, про шенкеля, просчитала раз-и-два-и-три-и...
Мы тронулись шагом и это оказалось слишком высоко, шатко и опасно.  Для спасения жизни я вцепилась в ограждение из голубых досок, - в тон ступенечкам.   Ночь презрительно ушла из-под меня, а я осталась висеть на частоколе, откуда меня вскоре сняли, потому что этот сервис был включён. 

    С Ночью я увиделась ещё один раз, вложив все силы в то, чтобы проникнуться ритмом лошадиного шага.  Синергии не случилось. 
Всего раз в жизни я пыталась пуститься рысью: дело было в конце девяностых.   Ошеломительный банкет после выставки «Космополитен»  проходил на Мантуллинской, возле делового центра.  На выходе под фонарями ждали заработка ребятки с верховыми лошадьми.   Сторговались до дома:  это было поблизости.   
 
      Ему и больно и смешно... Это - про меня тоже.  Морально: мне ведь шёл шестой десяток,   со всеми вытекающими, - наверное, это больно, хотя потусить на молодежной пьянке было смешно, и я оторвалась.   Смесь трагического и комического заставила оседлать коммерческую лошадь.  Длинная фиолетовая накидка  как нельзя лучше украсила мизансцену.   Сначала  коня (или лошадь) вели под уздцы шагом, и я выяснила многое из этой стороны московской жизни.  Потом я уговорила попробовать рысь,  пыталась вспомнить, как считать и облегчаться, измучила животное и отбила всю нижнюю часть тела. Тут мы и прибыли к месту назначения.  От шока я зацепилась каблуком за стремя и упала вниз головой.  Звезды - настоящие и высеченные асфальтом из мозга - сверкнули перед глазами.  Я расплатилась и пошла к подъезду,  пытаясь осознать причины случившегося.

     Что-то все же было задано свыше, чтобы пересечь меня с этой темой. И вот: моя ученица -  берейтор.  Мне спущен канал связи, позволяющий узнать секреты «лошадоведения».   Например, что их стригут: не только хвост и гриву, но и весь корпус.  Что они кусаются - и больно! При том не осознают, что делают.  Ведут себя, как дети: капризничают, балуются: только начни потакать, - становятся невыносимы. У них же своя логика:  если ты мне дал морковку  вчера  и сегодня - давай ее всегда,  а не дашь - мало не покажется!

     Во что же превратил наш век коня, лошадь!  Из союзника и товарища по выживанию его или ее сделали развлечением, аттракционом, аксессуаром для богатых, наравне с яхтами и полями для гольфа.

    А финалом я вижу одно: фильм «Туринская лошадь» - абсолютно бескорыстный и лишь для единиц смотрибельный фильм,  цель которого,  как мне кажется, - создать жестокий отпечаток ужаса любого биологического существа, появляющегося в этом мире.