Афористика. Выпуск 2

Николай Островский 2
АНТРОПОЛОГИЯ.

Герой-образец и жертвы. Перенесение образа действий на других людей превращает их в потенциальные жертвы. (С.Б. Крымский. :-k «вопросы философии», 12, 1992 «Контуры духовности; новые контексты идентификации», с.26.)
Несчастно общество, которое нуждается в героях. (Брехт, пьеса «Галилей». // Там же, с.26.

«Каждый новый человек – новое открытие… Чем больше он тебе противоречит, тем
лучше. Ибо это значит, что он зовёт тебя из твоей ограниченности и уравновешанной,
устаявшейся абстракции к новому, ещё не оценённому.» (А.А. Ухтомский. Собр. Соч.,
т.1й, Л., изд-во ЛГУ, 1950, с.11).

Я нахожу в другом только то, что уже есть во мне, что я уже знаю о себе. Обнаруживая в других то, что не присуще мне самому, я всматриваюсь в себя и задумываюсь над тем, как обрести, развить, усилить черты, привлекающие меня в облике другого. (А.А. Ухтомский. Там же, с.42.)

Люди обращаются с другими людьми так глупо, как не обращаются с автомобилями.
(Бертан Рассел. «Почему я не христианин?» М., Политиздат, 1987, с.334).

Типы человека. 1 Мученик. Утешение в вечности. 2.Раб. 3.Массовый человек. 4 Лев –
кровавая историческая пища. (Альбер Камю. «Диалог с глухими».)

Типы людей. Нехотяи. Не хотят делать хорошее там, где это сделать легко и просто.
Амфибии – люди мнимого существования. Живут и поступают так, словно отсутствуют.
Существуют между бытием и небытием, как мнимые числа. (Хлебников. // Ст. о нём
Александра Лейтеса. 3, с. 226-227).

Умные, с которыми предстоит бороться и простачки, которыми предстоит пользоваться.  (Ухтомский А.А. См. указ. Выше кН., с.310.)

 Виды людей. Свободные (идеалисты; веруют в своё свободное «я». И несвободные
(находят себя лишь в представлении вещей. Рассеянное самосознание, переплетено с объектом, осознаёт свой образ через вещи, сосуществуют лишь вместе с вещами,
продукты вещей. «Всем, что они суть, они стали воистину через внешний мир». Вера в вещи ради вещей, вещи – опора «я». Догматики, нетерпимые. (Фихте И.-Г. 1ое введение в наукоучение, 5, с.459).

Демонические люди. «Огонь становится их стихией, пламя – их деятельностью … Высшая точка – начало падения.» (Ст. Цвейг. «Борьба с демоном», 1 Гёльдерлин. М.,
«Республика», 1992, с.73.)

Человек человеку – секрет. (Он же, там же, с.15).

ЧЕЛОВЕК - ЭТО...

Человек – символическое животное. (Кассирер).

 Живая недостаточность. (Ортега-и-
Гассет, Лекция 3, с.83.).

Переходная ступень от неандертальца к магу. (А. и Б. Стругацкие.
«История двух». Гл.3.) ;

Мыслящая опечатка. (Жоакин Мария Машадо де Ассиз, 1839-
1908, бразильский писатель.)

Человек – «абсурд с гармонией внутри». «Грандиозный импотент». (Валерий Кувакин. «Личная метафизика смерти и удивления». – «Четыре метафизических сна», М., 1993, с.45.)

Человек – чистое для себя бытие, сплошная преднамеренность, тенденция, проект,
сознательный и свободный деятель. (Сартр Ж.-Поль. // Соловьёв Э.Ю. ).

Человек противостоит миру – «демонический титанизм». Ат. Экз-м. Камю. // «Фил-я
энцикл.», Р. Гальцева, «Экз-сты о человеке»,, с.357.)

Человек ищет себе бремя. Не может существовать, не посвящая чему-то свою жизнь.
(Безусловное, идеал, программа, норма). (Экз-зм. // Соловьёв Э. Ю., с.297.)

«Ужас истории и его несчастье заключается в том, что человек жестоко оскорблён;
оскорблён природой, которая, создав его, бросила в пустыню мира зверем среди зверей, представив ему для развития и самосовершенствования те же условия, как всякому другому зверю; оскорблён богами, которых он, в страхе и радости перед природой, создал слишком поспешно и по образу и подобию своему … бесконечно оскорблён хитрым и сильным ближним и – всего горше – самим собою, своими колебаниями между древним зверем и новым человеком.» (М. Горький. «Несвоевременные мысли», Лит. Объединение, 1988, М. №9, с.6).

Человек есть то, что он не есть. Он не есть то, что он есть. (В.Н. Шердаков. «Иллюзия
добра. Моральные ценности и религиозная вера». Политиздат, М., 1982, с.7.)

Человек – это будущее человека. (Фр. Писатель Понт Франсис. // Сартр. «Экз-м это
гуманизм». Избран. Произв., М., «Республика», 1984, с.443.)

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой
могильной плитой лежит всемирная история. Г.Гейне. Большая кН. Афоризмов,"ЭКСМО-ПРЕСС", М., 2002.-  С.342.).

Неполноценные обычно не страдают комплексами неполноценности. (Жан Дютюр. Там же, с.352.)

Мы будем блохами космоса, скачущими со звезды на звезду. (Станицлав Ежи Лец, там же, с. 363.)

Всё, что делает человек, он делает для того, чтобы забыться. Он страшится остаться с
собою, почувствовать себя. (Бибихин В.В. «К метафизике другого», с.52. // ж-л «Начала»,3,1992, с.61).

Мы будем блохами космоса, скачущими со звезды на звезду. (Станицлав Ежи Лец, См. выше, Большая книга афоризмов, с. 363.)

Мы на Бога похожие, / Но в отличье от Бога, / Все мы в мире прохожие … / Бесконечна дорога. (Арсений Прохожий – д-р философских наук, проф. Моск. Ун-та А. Николаевич Чанышев. «Где овалы, там углы», Уфа, 1998, Эпиграф к сборнику стихов и афоризмов,с.4.)

Если ты не гений, то неважно кто ты! (Он же, там же, Аф. №3, с.3.)

Мещанство самодовольное, с телефонами, с Эйфелевой башней… (Розанов В.
«Мимолётное», 1915 г., 2,5. С.13. // Ж-л «начала», 3,1992.)

Подлинный человек. Верен своим убеждениям и действует соответственно. (Ясперс К. «Духовная ситуация эпохи», 1931, с.292.). Жертвует жизнью своему предназначению. (Там же, с.292). Признаёт и общие интересы,стремится к идеалу (= разум), устремлён к вечному. (Там же, с.297). Верит (в Бога, в Разум, в соц. утопию и т.п.) (Там же, с.302). И непрояснённая вера. (Там же, с.302.)
Основное в человеке. Наслаждение и долг. (Кьеркегор. Спб, 1894,
с.230.) // «Фид. Энцикл.», «ст. Р. Гальцевой «Экзист-сты о человеке, с. 357.)

Самопорождение человека волевым актом. (Он же, там же.)

Другой – мыслящее Неведомое. (М. Пруст.)

Низшая личность – момент высшей. (Карсавин Л. «О личности. Сммфоническая
личность.». С.126.)
Личность. 1 Высший аспект. Мы находимся во всём пространстве-времени. Частица
моего тела и элемент тела других. Я – мир. Совершенная личность.
2 Ограниченные пространство-время.
3 Божественное содержание. Цель Л. как обожествление. (Л. Карсавин – Лосский Н.О. «История рус. философии».)
4 Единство – духовность и множество-телесность (Всёцелое). Данность, необходимость (телесное) и духовное-свобода. Реально-идеальное.
5 Низкое бытие.
6 Многосторонняя Л.
7.Единственная, незаменимая самость. (Он же, там же, с.385.)
8 Изначальная Л. – Вечный, небесный человек в Боге. Личное Я коренится в
собственном бытии Бога. Образ Бога – принцип сверхъестественного бытия в
проявлении бытия-для-себя. Единство без разделения и смешения. (Он же, там же,с.361,370.) (Карсавин – по Лосскому.)
Тварь. Самососредоточение её, гордыня. Желает быть не полнотой, а частью бытия.
Полубытие-полунебытие. (Смерть-жизнь). Не есть личность – не имеет в себе
божественного содержания. Леность, инерция – увядание. Несовершенство – страдание и без вины, смертность. (Он же, там же, с.388.)
Эгоизм – акты отталкиванья, материальные процессы. (Он же, там же, с.332.)

Личность – это инициатива. (Вивеканда. «4 йоги». )

«Человек есть ночь, пустое ничто, которое содержит всё в своей неделимой простоте. (Неясные образы, представления и т.п., фантасмагории.) Отличается от Ничто лишь на некоторое время. Его бытие – временное уничтожение до-Бытия. Субъект – уничтожение ничто в бытии. Ничто человека пожирает нго изнутри и создаёт конкретную реальность – субъективный и объективный мир. Диалектическое дух-е бытие. Чистое личностное Я – интимность Природы. Человек – ночь мира. (Зрелый Гегель, лекции 1805-щ6 г. Отр. Из этюда Александра Кожева, цит. По соч. Ж. Батая «Гегель, смерть и жертвоприношение» в кН. «Танатография Эроса», Мифрил, Санкт-Перербург, 1994, с.247-248).

Иудейско-хр. Традиция: человек как движение тотальности. (Там же, с. 249-250).

Человек – самопожертвование бытия (специфика). = Негативность. (Текст Батая, там же, с.252.)

Жесток человек и одни долгие испытания укрощают его. Жесток в своём неведении
ребёнок, жесток юноша, гордый своей чистотой, жесток поп, гордый своею святостью, и доктринёр, гордый своей наукой, - все мы беспощадны и всего беспощаднее когда мы правы. ((Сердце смягчается)) вслед за глубокими рубцами, за обожжёнными крыльями, за сознанными падениями; вслед за испугом … ((когда человек догадывается)) – какой он слабый и дрянной … ((сердце)) ищет себе оправданий – и находит их другому, ((отказываясь от роли)) судьи, палача… (А.Н.Герцен. «Былое и думы», ч.4, гл. 25, Детгиз, 1974, с.339.)

Человек может всё, даже превратиться в обезьяну. (К.Валери. Ж-л «Аврора», №4, 88г., с.156.)

«Как эти люди бесчеловечны, когда на них находит каприз быть человечными! (О
чиновниках. – Он же, там же, с.381.)

Индивид – раб своих соц.-эгоистических интересов, трус, циник, выродок. (Соловьёв Э.Ю. "Время  оценивает нас" )

Так много народа стало потому, что нет личности. Генри Дэвид Торо, «Жизнь без
принципа».)

Толпа – это пустота. (М. Норбеков, НОД, «Что такое норма?» С.52.)

Притязающие на власть над народом способны её завоевать лишь рабски следуя за
толпой. А пути богам проторяет лишь тот, чьи суждения звучат гласом паломника в
пустыне. (Оскар Уайльд.)

Человек – существо без изначальной сущности. Он есть то, кем должен стать. Его
сущность – становление человеческого. Ойзерман – МИА, 4,с.155).

Переход от обезьяны к человеку ещё не осуществлён. (Он же, там же).

Чем больше толпа, тем ничтожнее в ней индивид. (Юнг. «Нераскрытая самость
(настоящее и будущее), 1, с.332 в кн. К.Г.Юнг. Психология dementi pieeok. Пер. Т.Э. Гусакова. Мн.: ООО, «Харвест», 2003.)