Внутренний диалог

Марта Снежинская
Вместо предисловия

Как часто приходится слышать томления людские о том, что их судьба не сложилась. Как сетуют некоторые представители рода человеческого на то, что выбрали неверный путь, к примеру, связав себя узами отношений не с тем, с кем стоило бы.
НО! Никто доподлинно не знает, каким был бы исход другого пути, ведь он не был ими пройден.
Вывод: Судьба всегда ведет нас в верном направлении!

***

Наша встреча с Владом была случайной, во всяком случае, я так думала изначально.
Судьбе было угодно соединить нас узами брака,  в результате которого родился МОЙ сын.
Сын был именно МОЙ, потому что Влад имел к нему лишь косвенное отношение, заключающееся в том, что без его участия сын бы не родился. Единственным вкладом Влада в МОЕГО сына была порция генетического материала, необходимого для оплодотворения клетки. ВСЁ! Больше ничего сыну биологический отец не дал.
Быть матерью-одиночкой никогда не казалось мне заманчивой перспективой, однако, эта участь постигла меня буквально в самом начале жизненного пути.
Марк рос и взрослел вместе со мной. Временами мне казалось, что он мой братишка, а не сын. Видимо, прочувствовав мое отношение к происходящему, он называл меня «Марта», а не мама.
По мере взросления Марка у нас с ним появились недопонимания. Я все сложности его характера приписывала генам, доставшимся ему от Влада. Так ли это на самом деле, мне предстоит разобраться…

Родители поддерживали меня всегда. Никогда не упрекали за опрометчивое замужество, не корили за шероховатости выбранного мной пути. Хоть в этом мне повезло. А в остальном…

Сейчас с высоты прожитых лет я часто думаю, как бы сложилась моя судьба, не встреть я тогда Влада…

Самхейн

31 октября. Я отметила очередной День рождения. За плечами уже 43 года. Я в который раз задумалась о том, как несправедлива ко мне судьба.
Природа одарила меня довольно привлекательными внешними данными, поэтому я никогда не испытывала дефицита мужского внимания. Только почему-то ко мне всегда липли «не те». Я каким-то магическим образом из толпы поклонников всегда выбирала именно того, от которого надо было держаться подальше. Конечно, мой горький опыт первого замужества не прошел даром, кое-что я усвоила. Только строить счастливую жизнь надо было в самом начале пути, а сейчас уже поздно что-то корректировать.
- Если бы только иметь возможность вернуться в прошлое и дать совет самой себе,  - размышляла я, гуляя с собакой вокруг развалин заброшенного госпиталя, одиноко стоявшего в лесопарке.

Мой пес с силой рванулся вперед, я еле удержалась на ногах. От этого рывка даже в голове зашумело, и как следствие, мысль была потеряна. Прикрикнув на собаку, я поняла, что так сильно встревожило ее. Пес почуял присутствие человека в развалинах госпиталя. Светленькая девушка находилась на верху ветхого сооружения.
Я подняла глаза и ужаснулась.  Она сидел на самом краю, свесив ноги вниз. Под ней было примерно 8 этажей, причем везде и всюду торчала арматура. Одно неловкое движение и конец.
Холодок пробежал по моей спине. Что мне делать? Как быть? Окликнуть ее? Или просто вызвать службу спасения?

Пока я размышляла над возможными действиями, она сама окликнула меня: - Поднимайтесь ко мне. Здесь невероятно! Вам понравится.

Я с детства боюсь высоты. Даже летать на самолете для меня испытание. А она предлагает подняться на развалины госпиталя. Ну, уж нет!
- Если не подниметесь, я спрыгну, - поставила ультиматум девушка. – Это будет на Вашей совести.
Я попыталась объяснить ей, что не смогу выполнить эту просьбу. У меня куча страхов, и я никогда не справлюсь с ними. Скорее всего, сама рухну на арматуру, даже не поднявшись на второй этаж развалин.
- Это Вам так кажется. А впрочем, я Вас не уговариваю. Короче, я считаю до 10 и прыгаю.
Она начала отсчет: - 10, 9, 8, 7
- Стой! Я иду.

У меня созрел план, я буду делать вид, что пытаюсь подняться к ней, а сама незаметно вызову МЧС.
И тут же она ответила мне: - Не пытайтесь меня обмануть, если я услышу, что Вы кого-то зовете сюда, сразу сброшусь.
- Послушай, у меня же собака, как я с ней к тебе поднимусь?
- Собаку привяжите к дереву, а сами поднимайтесь. Уже 6.
- Останови отсчет, я уже привязываю и иду к тебе.
Я быстро привязала собаку и побежала искать место, откуда можно было наиболее безопасно подняться наверх. Конечно, такого места в развалинах не было. Все, что осталось от лестницы явно намекало на печальный исход этого восхождения. Моя собака отчаянно лаяла. Я подумала, что этот лай обязательно привлечет чье-то внимание, поэтому решила отвлечь девушку разговорами.
- Я иду к тебе, - кричала я, пытаясь заглушить лай моей собаки.
- Быстрее, пожалуйста.
- Я делаю все возможное, но у меня нет навыков хождения по развалинам.
- Я верю, что Вы сможете.
- Надеюсь. Иначе моя отзывчивость будет стоить мне жизни, - попыталась я надавить на ее совесть.

- Страх часто препятствует нашему восхождению. И не важно, куда мы стремимся, на верхний этаж развалин или вперед к заданной цели. Если Вы поборете свой страх, то результат будет высочайший, - неожиданно ответила она.
 - Кто ты? – я задумалась над этими словами, поняв, что когда-то уже слышала это.
- Меня зовут Марта.
Надо же, мы с ней тезки. Хоть мое имя довольно редкое, я встретила свою тезку да еще при таких странных обстоятельствах.
- Меня тоже так зовут, - ответила я. – Мы с тобой тезки, поэтому я просто обязана спасти тебя.
- Или я Вас.
- Меня нечего спасать. А вот ты совершенно напрасно так относишься к жизни. Слезай, поговорим внизу.
Вместо ответа она продолжила отсчет: - 5,4..
- Я поняла, ты не оставляешь мне выбора.
- Выбор всегда есть.
-Действительно, - промелькнуло у меня в голове, - зачем мне лезть к ней? Хочет прыгать, пусть себе прыгает, это ее выбор. А я жить хочу – это мой выбор.

Она будто услышала мой мысленный диалог: - Интересно, каково это жить, осознавая, что ты даже не попытался спасти того, кто в этом нуждался. Как Вы спать потом будете, если я спрыгну? Уже 3, кстати.
Я двинулась вперед. Тогда мне казалось, что я просто сделаю несколько шагов по лестнице, но сама того не замечая достигла 2 этажа. Лестница была ничем не огорожена, я видела под ногами бездонную пропасть. Повсюду торчала арматура. Сказать, что мне было страшно, это значит, ничего не сказать.
- Не смотрите вниз, - крикнула Марта.
- Легко сказать «не смотрите», я же должна смотреть под ноги.
- Сосредоточьтесь только на своих шагах. Представьте, что Вы идете по лестнице в своем подъезде. Это Ваш страх концентрирует внимание на арматуре и шаткости этой лестнице. Не дайте ему столкнуть Вас вниз.

Я попыталась последовать ее совету. Теперь я старалась фокусироваться только на своих кроссовках. На какое-то время это помогло, я дошла до 5 этажа. Но теперь мне стало совсем невыносимо. Уже и назад идти страшно, и вперед двигаться мочи нет.
- Марта, - окликнула ее я, - Я не могу сделать ни шагу. У меня даже поджилки трясутся.
- Это страх снова овладел Вами. Именно поэтому Вы и не построили карьеры.
- Причем здесь моя карьера?
- В жизни все взаимосвязано. Вы будете стоять на месте? Мне продолжить отсчет?
Я сделала глубокий вдох и решительно двинулась вперед. Сейчас я поняла, что такого толчка мне не хватило несколько лет назад. Перед глазами пролетели моменты. Я вспомнила, как пришла в фирму и как меня здорово приняли там. Моя должность сулила заманчивые перспективы. Но злую шутку со мной сыграла моя неуверенность в собственных силах. Освободилось место начальника отдела и, безусловно, назначили бы меня, но я испугалась взвалить на себя тяжкий груз ответственности. Я собственными руками блокировала свое восхождение по карьерной лестнице.

За воспоминаниями я не заметила, как оказалась на 7 этаже.
- Марта, я почти у цели, - выкрикнула я. – Может, подойдешь ко мне и поможешь подняться? Остался всего этаж.
- Никто не может нам помочь. Наша судьба всегда остается только в наших руках. Вы сами должны сделать это и результат не замедлит сказаться.
- Ты говоришь какими-то загадками. Сколько тебе лет?
- 19.

Я вспомнила, что именно в этом возрасте встретила Влада. Я познакомилась с ним в университете. Он пришел к нам на факультет к своему другу – председателю студ.совета Саше Горешкину. Первая часть фамилии Саши (ГОРЕ) будто в самую точку характеризовала нашу «случайную» встречу с Владом. Я ведь могла не прийти в тот день в универ или уйти пораньше с лекций, но нет… случилось то, что случилось.

Перед глазами промелькнуло лицо Влада. А потом я почему-то вспомнила себя. Я четко увидела ту стройную длинноволосую блондинку с постоянной улыбкой на лице. Сейчас я уже редко улыбаюсь, все больше грущу о своей не сложившейся судьбе. А тогда… Я прямо, как наяву вижу свое лицо: светлые волосы струятся по плечам, зеленые глаза, прямой нос, пухлые губы.
Я прихожу в себя и понимаю, что это Марта смотрит на меня. Я дошла до 8 этажа, и она встретила меня.

- Я – это ты, - говорит мне девушка. – Ты так желала вернуться в прошлое и дать себе совет. Сегодня наш с тобой День рождения. А еще сегодня Самхейн - самый тёмный день в году, сегодня любое колдовство будет действенным. Ты хотела в прошлое, твои мысли материализовались, портал открылся.  Мы обе оказались вне времени, сейчас у нас есть возможность побеседовать. Потом каждая из нас вернется в свое время. Я слушаю тебя!

У меня даже в горле пересохло. Я не сразу пришла в себя.
- А как я могу верить тебе? Ты же обманом заманила меня сюда, - я пристально посмотрела на девушку.
- Нет, я не виновата. Это высшие силы, а не я. Мне тоже пришлось нелегко, уж поверь. Поэтому говори быстрее, пока портал не закрылся.
- Самхейн, ты говоришь?  А я всегда считала, что мой День рождения выпадает на Хэллоуин.
- Хэллоуин – не древний праздник, можно сказать, что он пришел на смену Самхейна. Раньше его называли – Языческий Новый год.
- Откуда ты все это знаешь?  И вообще, если ты – это я, то никак не можешь знать больше меня, ведь я гораздо старше.
- Меня просветили только что. Я не могу тебе долго объяснять, с кем я находилась, пока ты боролась со своими страхами во время восхождения. Тебе надо либо довериться мне, либо забыть о своем желании провести внутренний диалог, перескочив через 25 лет назад. Я – это ты, придется поверить на слово.

Совет 1.

Сомнения не отпускали меня, и я решила задать ей вопрос ответ, на который знала только я.
Меня бросило в пот, когда она в деталях описала то, что не мог знать никто. Это очень личное, я даже не могу описать свои чувства.
- Мистика какая-то…
- Действительно, мистика, - поддержала меня молодая Марта. – Но у нас совсем не остается времени. Портал может закрыться в любую минуту. Говори, что ты хотела мне сообщить, иначе ты в который раз упустишь свой шанс.
Я собралась с духом и начала инструктаж: - Сегодня 31 октября – наш День рождения. Через несколько дней, я точно не помню число, где-то в начале ноября, ты встретишь Влада. Так вот, беги от него, слышишь. Не смей даже смотреть на него! ОН – источник наших с тобой бед. Ты поняла меня?
- Да, - ответила она.
- Ты точно, поняла? Обещай мне, что не свяжешься с Владом.
- Обещаю.
- Поклянись!
- Клянусь!

И только после этого напряжение, сковавшее мое тело, отпустило. Я выдохнула с облегчением. Если молодая Марта не свяжется с Владом, наша судьба сложится удачно. Я даже улыбнулась от этой мысли.
- А ты хорошо сохранилась, - прервала поток моих мыслей Марта. – Я вот иногда думаю, как буду выглядеть в старости. Больше всего боюсь растолстеть.
Я вспомнила эти мысли. Действительно, в 19 лет мне казалось, что 40 – это глубокая старость. Сейчас же я понимаю, что и не жила еще.
- Не бойся, не растолстеешь, - ответила я ей. – Фитнес тебе в помощь. Главное, не свяжись с Владом. Помни, ты поклялась!

В эту самую минуту я почувствовала гул в ушах. Поднялся сильный ветер. Стоять на верхотуре развалин в таких погодных условиях было небезопасно.
- Нам надо прощаться, - молодая Марта как будто прочитала мои мысли. – Портал скоро закроется. Пока!
Я повернулась и поплелась к лестнице, с одной только мыслью, как мне спуститься вниз.

Очнулась я уже на земле. Сознание вернулось в тот момент, когда я отвязывала собаку. Как я спускалась, не помнила. В моем случае восхождение оказалось намного тяжелее спуска.
Возвращаясь домой, я заметила, что ноги меня несут совсем в другой район.
Войдя в подъезд дома, к слову заметить, совершенно мне незнакомого, я поняла что квартира, в которой я живу теперь гораздо меньше той, что была до встречи с молодой Мартой. На пороге меня встретил мой муж…

Я не хотела верить своим глазам… Я вышла замуж за соседа Серегу. У нас с ним случился роман в школе. Кажется, в 11 классе произошел кульминационный момент наших с ним отношений. Тогда я вычеркнула его из сердца. Он какое-то время побегал за мной и отступил. А почему же я все же вышла за него?
- Что-то ты долго, - нарушил муж мои мысли. – Все гуляешь со своим кабелем, лучше бы ужин приготовила.
- Сам вари! – выкрикнула я. – Я работаю, а ты на диване валяешься.

И тут же перед глазами всплыли картинки:
 На 3 курсе университета я пришла на День рождения Сереги. Очень не хотела идти, но в последний момент уступила его мольбам. Там было довольно весело, поэтому я задержалась.  Уже почти в самом конце вечеринки кто-то предложил играть в игру. Я уже не помню ее сути, но результат почему-то вспомнила. Я же пообещала Сереге, что после окончания университета выйду за него замуж, если никого другого не встречу. Он мне клялся в вечной любви и говорил, что мы созданы друг для друга. Самое ужасное, что на 5 курсе я вышла за него. Теперь у нас двое детей: Марку – 20 лет, а Денису – 9.

Муж не работает. Он постоянно порхает с одного места на другое. А в последние 6-7 лет вообще находится «в поиске». На самом деле он - тунеядец чистой воды. Работать не любит, а вот вкусно поесть – это да. Я так устала от постоянной нехватки денег. Моей зарплаты хватает лишь на скромное существование. Я с утра до ночи на работе, поэтому, когда возвращаюсь, уже нет сил ни на детей, ни на что-то еще. Погуляю с собакой и спать. Вот такая у меня «счастливая» жизнь.

Кстати с Марком у нас постоянные конфликты. Серега давно самоустранился от воспитания обоих сыновей.
- Где Марк? – спросила я мужа.
- Ушел.
- Куда?
- Не знаю, он не докладывает…
Я села на старенький диван, он принял меня со скрипом. Как же я устала от такой жизни. Оглядевшись по сторонам, я подумала, что надо бы сделать ремонт, только на что, вот вопрос.

- Сереж, что у тебя с работой?
- Пока нет ничего подходящего.
- Значит, надо идти на неподходящее. Нам ремонт надо делать, посмотри, как мы живем.
- Нормально мы живем. Ты еще не видела, как другие живут. Вон Юрка…
- Хватит! – оборвала его я. – Мне все равно, как живет Юрка. Меня волнует, как живу я.
- Мартик, - Серега всегда называл меня так, когда чувствовал, что я взвинчена. – Успокойся, пожалуйста. Я сейчас схожу в магазин и сам все приготовлю. А ты ляг, отдохни.
Он залез в шкатулку и взял купюру.

Я включила телевизор. На голубом экране какая-то новоявленная Звезда отечественного шоу бизнеса демонстрировала свои загородные владения. Я выключила телевизор. Не могу назвать себя сильно завистливой, но видеть этот шик на фоне своего убожества не хочу.
Я уставилась в потолок, размышляя над своей судьбой.
- Зачем я вышла за Серегу? Он не смог ничего мне дать. Может, развестись? А как делить нажитое? Боже мой, это замкнутый круг.

- Мартик, я шампанское купил, - Серега вернулся из магазина.
- Зачем?
- Хотел тебя порадовать.
- Меня бы очень порадовало, если бы ты на работу устроился.
- Я устроюсь. Обещаю!
Это я слышала каждый день. Понятно, что он так и помрет тунеядцем. А я должна до смерти тянуть с ним одну лямку.
- Эх, не тот я дала совет молодой Марте. Если бы можно было увиться с ней еще…

В ту ночь мне приснился сон. Я снова встретила молодую Марту. Она сообщила мне, что портал может открыться еще раз. В году есть несколько дней, обладающих сильнейшей энергетикой. Она велела мне изучить их, и ни в коем случае не пропустить ни одного. Я пообещала, поэтому едва проснувшись, озадачилась эзотерикой.
 
Итак, 31 октября – точно откроется, но это же целый год жать.
Жить в постоянной нужде с Серегой мне не хотелось, я была настроена очень решительно.
Я узнала, что есть вероятность магии чисел. К примеру, 10.10 (10 октября), 11.11, 12.12, 01.01, 02.02 и т.д. – зеркальные даты. Эзотерики советуют в такие дни визуализировать новую реальность, представлять то, что ты желаешь получить. Говорят, такие практики невероятно действенны.
У меня на этот счет были свои планы.  Я решила, что каждый месяц буду ходить в вечернее время к госпиталю и, возможно, высшие силы станут к нам с Мартой благосклонны. Я, боясь пропустить нужный день, нарезала круги вокруг развалин госпиталя. Однако, портал не открывался. Тогда я начала изучать языческие праздники, вспомнив, что Марта упоминала Самхейн, как языческий Новый год.  Их оказалось довольно много, но почему-то я постоянно думала о Ивана-Купала. Смешно, наверное, но я, как маленькая девочка, верящая в сказки, желала найти цветущий папоротник. Стоял декабрь, а я грезила о лете.

Понемногу я свыклась со своей участью. В принципе, Серега – не самый плохой вариант. Он, конечно, не работает, но зато всегда старается мне услужить. Временами мне кажется, что это я – глава семьи, а он - мой третий сын. И все же, не о такой судьбе я мечтала. Надо было, советовать молодой Марте выходить замуж по расчету, тогда бы судьба точно сложилась, как надо.

Совет 2.

Наше подсознание устроено неведомым образом. 6 июля я проснулась с точной уверенностью, что скоро что-то произойдет. С нетерпением ждала ночи. Марк, как обычно, ушел куда-то, не сказав нам ни слова. Денис с отцом играли в PlayStation, а я со своим верным псом отправилась на прогулку.
Летом темнее очень поздно. Я посмотрела на часы: 23.55. Сегодня же  Купальская ночь!
Я в который раз прошла вокруг развалин госпиталя. Марты здесь не было.
- Значит, я так и буду влачить свое жалкое существование с Серегой, - обреченно подумала я.
В этот момент я услышала окрик. Он исходил будто из недр земли. Я остановилась и прислушалась.

- Ау, я здесь, - услышала я голос Марты.
- Где?
- Спускайся.
Я заметила небольшой лаз в развалинах госпиталя:- О, Боже! Она приглашает меня в преисподнюю!
- Не бойся, здесь тоннель. Пригнись и заходи. Я жду тебя, - развеяла она мои сомнения.
Я хотела войти туда с собакой. Так мне будет спокойнее. Но Марта не позволила: - Собаку привязывай, ей сюда нельзя. Портал сразу закроется. У животных связь с потусторонним миром, они видят то, что людям не видно.
Действительно, мой пес вел себя очень странно. Он, то нюхал воздух, то неистово лаял, то поскуливал, гладя вдаль. Я привязала его и пошла в тоннель, на свой страх и риск.

Непроглядная мгла. Тошнотворный запах сырости. Я делаю огромное усилие над собой. Хочется бежать отсюда, но я двигаюсь вперед. Глаза понемногу привыкают к темноте, и я вижу силуэт Марты. Еще я вижу, что нахожусь в коридоре. Госпиталь - военный, поэтому под землей был лаз, по которому в случае опасности можно было покинуть помещение. Я столько лет прожила в этой местности, но даже не подозревала о существовании этого коридора. Во мне боролись два чувства: страх и любопытство.
- Куда ведет этот коридор? – озвучила я свои мысли.
- В другую реальность, в нашем с тобой случае.
- Я должна дойти до конца?
- Как хочешь.
- Единственное, что я хочу, так это сказать тебе, чтобы ты ни в коем случае не выходила замуж за Серегу! Пойми, муж должен быть опорой, а не балластом. Ищи того, кто сможет тебя обеспечить. Кстати, я знаю кто достойная кандидатура. Борис! Я ему всегда нравилась, он мечтал жениться на мне.
- Но он же страшный, - возмутилась Марта.
- Зато богатый!
- Как же я смогу жить с ним?
- Очень даже прекрасно!
- Нет, лучше вообще одной, чем с ним.
- Не спорь со мной. Мне лучше знать. Выходи за Бориса. Он раскрутится в 90-е годы. Денег будет столько, что на несколько жизней хватит. Как сыр в масле с тобой будем. А что еще надо-то для счастья.
Марта кивнула.
- Ты согласна?
- Да.
Ее силуэт поплыл и растворился во мгле. Я, с чувством выполненного долга, вылезла из коридора.

Теперь я направлялась к машине. Поняла, что это мой автомобиль. Я села за руль и уверенно двинулась в сторону частного сектора. Подъехав к одному особняку, я поняла, что там живет моя свекровь. Зачем мне понадобилось навещать ее? Я же ненавижу всю семейку Бориса.
- О, Боже! – я вспомнила, что муж отобрал у меня Марка, когда ему было 3 года. Мы развелись. И развод был ужасен.
Снова перед глазами поплыли картинки:
 Вот наша пафосная свадьба, на которой в основном только «нужные» люди. Я даже родителей своих не вижу. Повсюду одни только морды «друзей» моего супруга. Я чужая на этом празднике. Хочу сбросить фату, но продолжаю улыбаться.

Потом всплывают эпизоды нашей жизни с Борисом. Он постоянно слушал свою мать. Мне даже казалось, что я вышла замуж за них обоих.
Я несколько лет жила в этом особняке. Хоть денег и было более, чем достаточно, супруг не желал уезжать от матери. Эта властная женщина поработила всех. Только я не хотела сдаваться. Мы постоянно ругались с ней. Это был сущий кошмар, а не жизнь.

В итоги она  добилась нашего с Борей развода. Самое ужасное, что они отобрали у меня ребенка. Как я ни билась, как ни старалась, не смогла ничего изменить. У них были деньги, связи, а у меня только эмоции. Они победили… С Марком мне разрешали видеться лишь раз в месяц под надзором свекрови.
Даже сейчас, когда он стал взрослый, эта ведьма не оставляет нас одних. Ей удалось отнять у меня и мужа, и сына… Как ни печально осознавать, но теперь уже и сын не особо желает моего общества…

С этими мыслями я стояла возле ворот.  Позвонила, мне открыли дверь. Вхожу. Вижу Марка. Он кивает мне. Я понимаю, что пропасть между нами огромная. Мне хочется обнять сына, но он отстраняет меня.
- Марк, послушай, мне надо многое тебе объяснить.
- Мама, хватит нудить. Ты уже всех достала.
- Сын, разве я заслужила такого отношения к себе.
Он не ответил. Я понимаю, что здесь мне не рады. Ухожу.

Еду к себе. У меня шикарная квартира. Боря откупился от меня ей. Я понимаю, что невероятно одинока среди всей этой роскоши. Я и собаку-то завела от одиночества.  Хотела, чтобы хоть кто-нибудь любил меня. Слезы подступили, я не стала их сдерживать. А кого стесняться-то, я в огромной квартире одна-одинешенька, ни одной человеческой души рядом. Хорошо хоть собачья душа есть.
- Что же я наделала? – снова вернулись рациональные мысли. - Зачем же я вышла замуж за Бориса? Надо было просто ждать, и непременно встретился бы тот, кто сделал меня счастливой.
Я должна снова увидеться с Мартой!

Совет 3

Теперь моя жизнь потеряла всякий смысл, я жила одними думами о встрече с Мартой. Я ходила к экстрасенсам, гадалкам и колдунам в надежде, что они помогут мне осуществить задуманное. Я не жалела денег, благо они у меня были, только все попытки оставались безуспешны, портал не открывался.
И вот уже практически потеряв всякую надежду, под Старый Новый год мои коллеги пригласили меня в этно-парк. Я сначала отказалась, но потом что-то подтолкнуло меня, и я решила поехать. В программе этой экскурсии была встреча с шаманом.

Я вошла в юрту вместе с коллегами. Все были в приподнятом настроении, только я, как всегда, озадачена. Шаман будто прочувствовал мое настроение.
- Тебя гнетет большая боль, - прошептал он мне на ухо. – Пей! – он велел своей помощнице подать мне снадобье.
- Я выпила горьковатый настой и ощутила сильное головокружение. Перед глазами все поплыло, и я поняла, что шаман берет меня за руку и увлекает за собой.
- Куда мы идем? – спросила я, превозмогая сильную тошноту.
Он не ответил.
Я видела, что размеры юрты сильно увеличились. Теперь мне казалось, что мои коллеги находятся невероятно далеко от меня.
- Говори! – приказал мне шаман.
Я поняла, что он ждет от меня самого сокровенного, но как же можно открыть душу незнакомцу. А вдруг он шарлатан? Вдруг он напоил меня галлюциногенным напитком?
- Твой страх снова овладел тобой, - услышала я голос Марты. – Ты так и не научилась с ним справляться.
- Марта, ты здесь? – обратилась я к ней. – Почему я не вижу тебя?
- Вполне достаточно, что мы слышим друг друга.
- Но…
- Ты что-то хотела мне сказать? – она резко оборвала меня.
- Да! – я собралась с мыслями, пытаясь побороть этот ужасный приступ тошноты и головокружения. – Я прошу тебя не выходить замуж за Бориса. Ты должна тщательно присматриваться ко всем потенциальным мужьям. Выбирай по параметрам. Не спеши. Взвешивай все «за» и «против». Я уверена, тот человек, который сделает нас счастливыми, сам объявится. Главное, не торопись. Ты поняла?
- Она поняла тебя, - ответил за нее шаман. Теперь я отчетливо видела его глаза, устремленные прямо на меня. Он так близко подошел ко мне, что мне даже стало неловко от столь тесного общения. Я  невольно отодвинулась от него.
- Спи, - он приложил руку мне ко лбу.
Я поняла, что не в силах сопротивляться нахлынувшей сонливости.
 
Когда я очнулась, уже находилась возле развалин госпиталя. Рядом со мной бегал мой верный пес.
- Домой! – скомандовала я собаке.
Ноги понесли меня в неизвестном направлении.
Я вошла в подъезд многоэтажки, уверенно открыла дверь и оказалась в однокомнатной квартире с дизайнерским ремонтом.
Только сейчас я поняла, что вообще никогда не была замужем, а Марка родила 6 лет назад практически от первого встречного.

Я долго и тщательно присматривалась к кандидатам в мужья. Старалась не совершить ошибки. В 20 лет мне встретился Влад, но я даже не рассматривала его кандидатуру. Впереди была целая жизнь, и я решила, что замуж мне еще рано. Потом был Серега, которого тоже я не воспринимала серьезно. Затем Борис и еще несколько претендентов на мою руку и сердце. Я считала, что никто из них не достоин моего внимания.

В 30 лет я немного снизила планку своих параметров по отношению к выбору будущего супруга, но опять нужной кандидатуры не обнаружилось.
В 35 лет я уже готова была смириться со многими недостатками потенциальных женихов. Только вот незадача - количество самих кандидатов резко уменьшилось. Почти все удачные варианты были разобраны, оставались лишь б/у или совсем никудышные.

В 39 лет я, осознав, что мое время давно ушло, родила от женатого мужчины, с которым волей судьбы оказалась в одной фирме. Мы проработали всего 3 месяца вместе. Я даже не хочу вспоминать о нашей близости с ним. Это было как в тумане, я четко понимала, что мне нужен ребенок, больше ничего не интересовало меня. Понятно, что когда я узнала о беременности, сразу уволилась, дабы избежать лишних разговоров.

Мы с сыном жили очень скромно. Я не могла устроиться на хорошую работу, потому что зависела от многих аспектов, связанных с появлением ребенка. Мне надо было забирать его из садика, гулять с ним, развивать. На няню денег у меня не было, мама уже в возрасте и помогала мне лишь по мере своих сил. Так я стала заложницей обстоятельств.
У меня была небольшая квартира, которую я приобрела в ипотеку. Единственное, что меня радовало, и чем я действительно гордилась – это дизайнерский ремонт. Я всегда обладала хорошим вкусом, поэтому смогла очень гармонично распределить пространство. На 46 квадратных метрах у меня умещались и кухня-гостиная, и кабинет, и детская комната.

Машины у меня не было, потому что на нее не хватило средств. Я не могла себе позволить отдыха за границей или даже в пределах страны, но вне своего региона. Отпуск мы с Марком проводили на даче у моих родителей. И это было единственной возможностью вырваться из каменных джунглей, сковавших меня своей фундаментальной силой.
Друзей у меня тоже не было, потому что я, как будто, выпала из своего окружения. Сверстники имели семьи, их дети уже были взрослые. А я, как поздно родящая, вынуждена была постоянно испытывать комплексы в присутствии других молодых мам на утренниках сына или просто, гуляя с ним на площадках. Конечно, сейчас модно рожать в зрелом возрасте. Только в большинстве случаев, это вторые дети, а у меня он был первым. Я не желала общения в кругу молодых родителей друзей моего Марка. Я чувствовала себя некомфортно в обществе людей на 10-20 лет моложе себя.
Что и говорить, я жила  абсолютно не той жизнью, о которой стоит мечтать.

Я снова начала грезить о встречи с Мартой, гуляя с собакой вокруг развалин госпиталя, когда Марк был у родителей. Теперь я уже не знала, в какой день может открыться портал. Да и произойдет ли это еще раз, неизвестно…
- Ты исчерпала все попытки, -  услышала я голос Марты за своей спиной.
Я обернулась, но никого не увидела: - Марта, ты где?– кричала я. – Мне надо тебе дать последний совет? Покажись! Я прошу тебя.
Ответа не было. Как ни умоляла я высшие силы, портал не открывался.
Дикий ужас проник в мое естество. Неужели мне придется до конца своих дней тянуть эту лямку? Неужели эта и есть – моя судьба?
И только сейчас я осознала то, что долгие годы было от меня закрыто...
Мы не ценим того, что имеем, наивно предполагая, что выбрали не тот путь изначально. Зачастую мы виним людей, повстречавшихся нам на пути, и пытаемся додумать сценарий своей судьбы уже без их вмешательства. К примеру, как бы я замечательно жила, не повстречайся ЭТОТ (ЭТА) мне. Или, а если БЫ только я сделала БЫ вот так…
Только ключевое слово всегда остается «если БЫ».

Безусловно, каждый сам выбирает свой путь. Возможно, он и не самый верный. Только кто знает, как сложились бы обстоятельства на другом пути. А вдруг, судьба нам всегда указывает самое верное направление? Может, мы сами виноваты в том, что считаем себя не достаточно счастливыми? Может, мы просто слишком много хотим? Или попусту не замечаем хорошего, фокусируясь на недочетах?

Моя настоящая судьба без корректировок, которыми я так увлеклась, была вполне гармонична. Сначала я встретила Влада. Это видимо было необходимо, ведь  иначе у меня не было бы Марка.
Потом судьба свела нас с Сашкой. Мы уже давно вместе, у нас есть общий ребенок - Дениска. Марк с Денисом отлично ладят друг с другом, несмотря на большую разницу в возрасте.
Так, почему же я считала свою жизнь несложившейся?
Я ведь даже не упомянула о Сашке, сконцентрировавшись на персоне Влада. Только Влад – лишь момент, а Сашка – моя судьба.

Я всегда считала Сашку  само собой разумеющимся событием моей жизни. А ведь, если задуматься… Его же могло и не быть у меня. Почему же я не ценю того, что имею? Почему я все время оглядываюсь назад? Почему не живу настоящим? Вопросов много, а ответы на них, как выяснилось, лежат на поверхности.
У нас сейчас недопонимание с Марком… Кто в этом виноват? Гены? А может, это я зациклилась на прошлом?
Мне надо научиться слышать своего сына. У Марка есть личное видение жизненных ситуаций и событий. Да, оно не всегда совпадает с моим, но это вовсе не плохо. Мой сын – самодостаточная личность! И главное, в нем есть индивидуальность.

Мне кажется, я только что вывела формулу взаимопонимания: «людей надо принимать такими, какие они есть, и ни в коем случае не пытаться их скорректировать под свои личные амбиции и запросы».
Только вот за размышлениями, я совсем забыла, что сейчас живу «не своей» жизнью. Мне срочно необходимо встретиться с Мартой! Сейчас я точно знаю, какой совет ей дать!

Гора Кайлас

Проснувшись в свой законный выходной спозаранку, я ощутила тревогу. Что именно встревожило меня, я не поняла, но уснуть больше не смогла. Я отправилась выгуливать собаку, пока Марк еще спал. Ноги, как обычно, несли меня к развалинам госпиталя.
Я решила подняться наверх, возможно, это поможет встретиться с Мартой.
Привязав собаку, я полезла вверх по ступенькам. Сейчас без поддержки Марты мне было не просто страшно, мне было жутко. Но я не сдавалась.
Она учила меня не концентрироваться на опасности, а представлять, что ты делаешь обычное дело. Например, просто поднимаюсь по лестнице своего подъезда. Я сделала усилие над собой и рванулась вперед.

Мне удалось победить страх. Я дошла до последнего этажа и очутилась на крыше. Теперь я смогла оглядеться вокруг. Вид открывался бесподобный. Я видела кроны деревьев под своими ногами. Вдалеке виднелись высоченные строения мегаполиса. Моими мыслями завладела магия раннего утра. Еще весь город спит, а я уже с высоты птичьего полета созерцаю пространство.
Вдруг мое внимание привлекли два силуэта. На другом конце развалин стояли: подросток лет 14 и парень лет 25. Я хотела двинуться к ним, но голос Марты остановил меня:
- Не мешай Марку провести свой внутренний диалог. Ты уже исчерпала свои попытки, а он нет.
Приглядевшись, я поняла, что это Марк подобно мне встретился с самим собой.
- Ведь он так молод, - подумала я. - Неужели он тоже хочет что-то скорректировать в своей судьбе? А может, он хочет других родителей для себя? – холодок пробежал по моей спине. – Может, он недоволен мной и пытается найти мне замену? Нет, это вряд ли… Зачем бы он искал встречи с собой для достижения этой цели, абсурд какой-то получается.
Я прислушалась. До меня долетали лишь обрывки фраз.  Гора Кайлас – единственное, что отчетливо услышала я. В этот момент сознание поплыло, и я погрузилась в сон.

Проснулась я у себя в постели.
Что произошло со мной? Это был сон или я все видела наяву?
Оглядевшись, я поняла, что по-прежнему проживаю «не свою» жизнь. Марк тихо посапывал в своей кроватке (ничего удивительного, ему всего 5 лет), и мне оставалось только встать и приготовить нам завтрак.
Однако, что означает «Гора Кайлас»? Почему я это услышала?
Я открыла интернет.

Гора Кайлас  - огромная пирамида, там накапливается энергия. Гора находится в Тибете, все грани её вершины четко направлены по сторонам света.
Говорят, что если монахи или йоги  проведут  в той местности медитации в течение нескольких дней, то от них исходит поток бесконечной доброты и света. При этом, они заряжают людей своей энергетикой, исцеляя недуги и даруя покой.
- Мне необходимо в Тибет! – осенило меня. – Только как же туда попасть? Это же очень дорого.
И тут же я сама себе ответила, что не пожалею ничего, но обязательно осуществлю задуманное.

Теперь я жила одним предвкушением поездки. Моих скудных средств не хватило бы даже на сотую долю этого путешествия, поэтому я решила взять кредит. Ни с кем не советуюсь, я отправилась в банк. Там мне предложили кредит под залог квартиры. Страх снова овладел мной: - А вдруг, это бессмысленно. Что если портал не откроется, Марта же четко дала мне понять, что я исчерпала свои попытки? Сомнения глушили меня, но другого выхода я не видела.
Подписав все необходимые бумаги, я отправилась паковать чемоданы. Путь предстоял неблизкий.
Одним из испытаний оказались объяснения с родителями. Мама не могла понять, откуда у меня деньги. А когда они с отцом узнали, что я взяла кредит под залог квартиры… Не буду описывать эту сцену, чтобы поберечь нервы читателя, да и свои тоже.

Марка я не могла с собой взять, слишком сложный мне предстоял маршрут, поэтому он остался с моими родителями.
Умом я понимала, что мой поступок не очень разумный, - Но кто не рискует, тот  не пьет шампанского, - успокаивала я себя во время полета в Китай. Надеюсь, высшие силы будут ко мне благосклонны, в противном случае, мне до конца своих дней придется оплачивать кредит, взятый под залог жилья.
Из Китая я с группой туристов, следующих по тому же маршруту, я отправилась  в Центральный Тибет со столицей в Лхасе. Оттуда с сопровождающим гидом мы должны будем на автотранспорте проследовать через Шигадзе и Сагу до Дарчена. А далее к точке назначения.

В этой жизни, которую, следует заметить, я сама себе скорректировала, я никогда не выезжала за пределы своего региона. Не трудно представить, что я чувствовала, путешествуя по неведомому для меня миру. Я не владела ни одним иностранным языком, поэтому буквально по шагам следовала за гидом, боясь даже на минуту упустить его из вида. Иногда я останавливалась вместе с другими туристами и созерцала невероятность  природного ландшафта. Но расслабиться и полностью отдать себя во власть увиденного, я не могла. В голове все время крутилась мысль о взятом кредите под залог квартиры. Я всегда была очень ответственной, и как бы ни складывалась моя судьба, это качество оставалось при мне. Скорее всего именно чувство ответственности сейчас мешало мне испытать умиротворение и покой, места-то священные, во всяком случае так говорят.

Эта поездка оказалась для меня скорее испытанием, нежели удовольствием.
К слову, Дарчен вовсе не то, что я себе представляла изначально, это какое-то мрачное и довольно грязное поселение. Я не почувствовала никаких магических отголосков, оказавшись в той местности. Скорее всего, селение Дарчен вообще никого к себе бы не привлекло, если бы ни столь близкое соседство с  горой Кайлаш. А самое ужасное, что я взяла кредит на эту никчемную поездку.
В этот момент я поняла, что потеряла из вида сопровождающего гида. Куда он мог подеваться-то? Здесь же нет скопления туристов или каких-то лабиринтов, где можно заблудиться. Здесь вообще ничего нет, кроме мусора и маленьких сооружений. Мистика какая-то…

 Леденящий ужас сковал мое тело. Как я выберусь отсюда? Что со мной теперь будет? Я пыталась вспомнить хоть какие-нибудь фразы по-английски. Но ничего кроме «how are you» не приходило в голову.
Я отправилась, как говорится, куда глаза глядят, уповая лишь на благосклонность высших сил. Погода оставляла желать лучшего. Говорят, что при ясной погоде Кайлаш виден из этой местности, но сейчас тяжелые тучи сгустились вдали.
Мне очень хотелось пить. Пейзаж кроме уныния ничего не навевал. Я шла-шла-шла…

День клонился к закату. Силы были на исходе, а нервы натянуты, как канаты. В ушах шумело, вернее какой-то гул не давал мне покоя. - Может, давление? – подумала я. – Только бы не упасть.
Вдруг, вперемешку с гулом в ушах я услышала голос. Это очень странное чувство. Ты слышишь свой собственный голос, как будто это запись аудио сообщения, созданного тобой. Собственный голос не кажется знакомым. Вернее ты его воспринимаешь как-то особенно.
Тем не менее, я поняла, что это Марта общается со мной.
- Помоги мне, - взмолилась я. – Я такой путь проделала ради встречи с тобой. А еще кредит…, - мысль о взятом кредите заставила меня содрогнуться.
- Не переживай, - успокоила Марта. – Твои старания будут вознаграждены. Осталось чуть-чуть, не сдавайся.

Мне стало холодно и жарко одновременно. Теперь я уже не понимала, что происходит со мной. Я видела тяжелые тучи над головой. Они как будто давили мне на плечи. В ушах гудело. Сердце бешено колотилось. Я слышала удары своего пульса.
Интуиция подсказала мне, что я почти у цели. Я сделала глубокий вдох, запрокинув голову назад. Перед глазами все поплыло. Я старалась сфокусировать свое зрение, пытаясь разглядеть сквозь тяжелую пелену серых туч хоть какой-нибудь намек на Кайлаш. И тут, словно голограмму на фоне свинцового неба, я заметила Марту.
- Марта, - крикнула я, что есть мочи. – Не меняй нашей судьбы! Слышишь! Пусть все остается так, как есть! Пусть в нашей жизни будет Влад, Марк, Сашка и, конечно, Дениска. Я очень прошу тебя, забудь все мои советы и иди тем путем, который я прошла изначально. Поверь, это самый верный путь.
Она не ответила мне. Я долго стояла и смотрела вдаль. Потом меня кто-то окликнул. Я увидела перед собой местного жителя. Он что-то говорил мне на своем наречии, жестикулировал, показывал мне какие-то предметы, но я никак не могла понять его, скорее всего, не хотела.
От напряжения я села прямо на землю. Схватилась руками за голову и закрыла глаза. Мне хотелось спрятаться, чтобы меня никто не видел. Я не желала больше анализировать своего положения. Я хотела лишь вернуться в СВОЮ жизнь.
Вдруг я отчетливо услышала голос Марка.

На круги своя

Я открыла глаза и увидела, что сижу на верхнем этаже развалин госпиталя. Именно там, где встретила Марту в первый раз. А потом здесь же я увидела Марка. Я вспомнила, что уже наблюдала сцену, открывающуюся передо мной сейчас.
Марк здесь встретился с самим собой. Он вел свой внутренний диалог, а я пыталась прислушаться. В прошлый раз я услышала Кайлаш, сейчас же я стала свидетельницей откровений.
Взрослый Марк просил у подростка уйти из школы после 9 класса. Он заклинал его поступить в театральный колледж: - Я не хочу жить так, как советует мне мама, - объяснял взрослый Марк подростку. – Это ее выбор, а не мой. Я – творческая душа, мне неведомо жить в установленных рамках. Я хочу полета, а не прозябания в офисе или кабинете.
Подросток попытался ему возразить: - Мама не одобрит. Артист – это не профессия. Мало кому удается найти себя в творческом русле. Можно всю жизнь ждать своей роли, но так ее и не дождаться.
- Я помню, мама мне всегда твердила об этом. Но только я очень жалею, что не смог донести до не своих мыслей. Прошу тебя, исправь это. Просто подай документы в колледж.
- Я бы с удовольствием, но…
- Не возражай, пожалуйста. Ты же и сам этого хочешь, верно?
- Очень хочу! Но мама…
- Не думай о маме, думай о себе.
- Так нельзя.
- Я тоже так думал. В результате…, - он опустил голову, и некоторое время молчал. Видно было, что беседа дается ему нелегко.
-Я поступил туда, куда меня направили, - объяснял  Марк, собравшись с мыслями. - Это престижный ВУЗ, но я его бросил на втором курсе, потому что это было не мое. Потом в армию попал. Вернулся и снова поступил уже туда, где был маленький конкурс. Лишь бы получить образование, хоть какое-нибудь, лишь бы оно только было…
Я живу совершенно не так, как хотел бы, - он зашагал взад-вперед, стараясь сконцентрироваться.  - Я сам научился играть на гитаре, - продолжал он свои откровения. - Я пишу стихи, накладываю на них мелодии и снимаю клипы.  Я – творческий, понимаешь?
- Конечно! Я же и сам такой.
- Значит, сделай то, о чем я прошу. Хорошо?
- Да, я понял тебя, - ответил подросток.
После этих слов он исчез.

Я анализировала то, что только сейчас услышала…
Я всегда считала, что у нас с Марком нет взаимопонимания, а на самом деле я и не искала его. Видимо, я подавляла сына своим авторитетом, не давая возможности раскрыться. Я не замечала его талантов, не помогала ему их развивать. Как ни печально это осознавать, но я навязала сыну свою модель поведения и свой сценарий жизни.
Увлекшись своими размышлениями, я не заметила, как Марк подошел к краю. Он на четверть стопы подвинул ноги за пределы бетонной плиты, являющейся некой границей этого пространства, под ним была пропасть примерно в 8 этажей с торчащей повсюду арматурой.
- Что он делает? – промелькнуло в голове. – И как мне быть?

Я, собрав всю волю в кулак, медленно направилась к нему. Главное, не испугать его сейчас. Одно неловкое движение и … О, БОЖЕ! Страх сковал меня. Мысленно я обратилась ко всем высшим силам: - Не отнимайте его у меня!
Я поняла, что наша встреча с Владом была не случайна! Марк – цель этой встречи.
Я медленно направилась к нему. Приблизившись, я в полголоса окликнула сына.
Он сделал пол-оборота головой в мою сторону.
- Марк, - я направила к нему руки. – Мне надо поговорить с тобой.
- О чем?
- Пожалуйста, подойди ко мне.
- Зачем?
- Я не могу видеть все то, что сейчас здесь происходит. Ты рвешь мне душу.
- Ничего особенного не происходит. Я выбрал свой путь, дал наставления самому себе. Теперь моя судьба изменится, поэтому мне уже нечего делать здесь. У меня нет ни настоящего, ни будущего. Я такой никому не нужен, от меня одни проблемы. Теперь появится другой Марк, а я… У меня нет выхода… Я должен уйти.
- Что ты такое говоришь, - я поняла, что слезы брызнули из глаз. – Ты МНЕ нужен! Без тебя не будет и меня! И если ты туда уйдешь, то я уйду вместе с тобой, - я решительно направилась к нему. Я очень боюсь высоты, но сейчас страха вообще не было. Я встала рядом, и продвинула стопы к самому краю.
Марк не ожидал такого поворота. Он взял меня за руку и резко рванулся назад. Он буквально вытолкнул меня в безопасную зону.

- Марк, я обещаю принимать тебя таким, какой ты есть, - я смотрела на него, пытаясь угадать, что он чувствует сейчас.
- Прости, - прошептал он, опустив голову.
- За что?
- За то, что не оправдал твоих надежд.
- Почему не оправдал? – возмутилась я. – Ты же только жить начинаешь, у тебя еще все впереди. Вместе мы все преодолеем, слышишь. Главное, доверять друг другу.
- Но ведь ты же хотела, чтобы я был другим.
- Нет, Марк, я просто не понимала много. Сейчас все изменилось. Ты – МОЙ сын, но при этом ты – ЛИЧНОСТЬ. Я обещаю прислушиваться к тебе и не навязывать собственных стереотипов. Идем домой. Холодно здесь.
Он улыбнулся.
- А как ты попала сюда?
- По ступенькам, - засмеялась я.
- Так ты же высоты боишься.
- Теперь я НИЧЕГО не боюсь!

Мы спустились вниз, а потом еще долго гуляли вокруг развалин госпиталя. Марк рассказал мне, что его детство прошло в этих развалинах. Он с одноклассниками постоянно лазил здесь, пока мы все были на работе.
- Как хорошо, что я этого не знала. Это же опасно, - переживала я то, что уже давно случилось.
- Мне так не кажется. Я раньше часто забирался наверх и сочинял там стихи, песни. Я приходил сюда, когда мне было плохо. Я мог часами наблюдать отсюда за тем, что происходит внизу. А еще я лазил по подвалу. Ты знаешь, что под землей есть лаз?
- Теперь знаю. Только ты уж, пожалуйста, не ходи туда. Там очень мрачно.
- Скоро туда уже никто ходить не сможет.
- Почему.
- Госпиталь сносят. Ты не знала?
- Нет. А вообще и хорошо, что сносят. Это сооружение опасно. Давно пора его демонтировать.
- Может и так. Только этот госпиталь - целая страница моей жизни. Мне даже жалко немного с ним расставаться.
- А мне нет! Пусть на его месте построят что-нибудь позитивное. Я больше не хочу грустить. Я хочу, чтобы наша жизнь всегда была позитивной!
- Будем надеяться, - улыбнулся Марк.

Верный путь

 Мы с Марком вернулись домой. Нас встретили Сашка с Дениской. Я посмотрела на них и поняла, как я люблю свою семью: и Марка, и Сашку, и Дениску, и, конечно, родителей.
Я выбрала ВЕРНЫЙ ПУТЬ!