Единство и разделение. Глава 2

Леонид Бликштейн
1. Я закончил вводную первую главу этой книги вопросом о том, что может дать контекстный анализ для осмысления европейского проекта, потерпевшего крушение в волнах политического и общественного катаклизма середины 20 века, кульминацией которого являлась Вторая мировая война? Значимость такого осмысления очевидна из того факта, что нового проекта, как я уже отметил, не возникло и поэтому самосознание тех людей, кто так или иначе связан с европейской культурной традицией, неизбежно сталкивается с проблемой осмысления и преодоления ее несостоятельности. Разбитый автомобиль можно ремонтировать, а еще лучше построить новый. Но традиция это не автомобиль, а корни живого дерева и если эти корни засыхают заменить их нечем. Тогда дерево умирает.

2. А без устойчивого самосознания личность и общество неизбежно оказываются добычей неопосредованной и непреодоленной самости, которая так или иначе воспроизводит разработанные в истории культурные и политические ходы, но уже на пещерном уровне, вместе с самосознанием утратив способность ведать, что творит. Отсутствие такой способности значительно ускоряет процесс общественного саморазрушения, так что лишившаяся самосознания цивилизация бесследно исчезает за сравнительно короткий промежуток времени и вместе с ней гибнут те значимые ценности и достижения, которые необходимы ее преемникам для того, чтобы не быть вынужденными начинать с очень низкой новой точки отсчета.

3. Однако вернемся к нашей собственной исходной точке, то есть к цитированному в первой главе вопросу Иисуса и попробуем разобраться в том, какая связь существует между этим вопросом о цене приобретения мира для человеческой души и кризисом европейской цивилизации. Как хорошо известно любому человеку, знающему историю, в последние 500 лет эта цивилизация так или иначе распространила свое влияние ( а порой и господство) по всему миру, она так сказать приобрела себе человеческий мир и создала то, что мы называем глобализацией. Французский эквивалент этого слова mondialisation очень хорошо выражает это растворение европейской культуры в мировом процессе, при этом мы оставляем открытым вопрос о том, насколько такое растворение было хорошо или плохо для самой Европы и остального человечества.

4. Но что при этом произошло с этой традицией, какой ценой было достигнуто это мировое влияние? И в чем состоит суть самой этой традиции и насколько эта суть обнаружила свои противоречия и была ими повреждена? Насколько такие хорошо знакомые и связанные с европейской экспансией явления, как империализм, насилие и власть денег совместимы с заявленными когда то идеальными приоритетами в виде человеческих прав, научного знания, разума, равенства и свободы? Являются ли эти идеальные приоритеты простым лицемерием или самообманом или за ними стоит нечто действительно важное и значимое? А может быть именно жажда власти и денег и была на самом деле основным двигателем всего этого исторического процесса, а постулируемые идеальные ценности являлись просто оправдывающей эту жажду красивой мишурой?

5. И даже если это было не так и сама Европа на протяжении веков в конвульсиях войн и революций кровью самих европейских народов, сражавшихся за те или иные национальные или универсальные цели и идеалы, заплатила по этим счетам, не было ли все это напрасной затеей и прикрытием каких нибудь властных и денежных махинаций отдельных политиков и господствующих элит?

6. Все эти очевидные вопросы задавались и так или иначе обсуждались и подразумевались бессчетное число раз и в самой Европе и за ее пределами. И чем нам поможет здесь обозначенный выше вопрос Иисуса?

7. Попробуем посмотреть на этот вопрос с точки зрения контекстного анализа. Я напомню своим читателям, что этот разрабатываемый мной метод исторического и философского описания связан с использованием контекстограммы, т.е. специфической диаграммы, ее контекстных полей, линий и парадигм. Краткое описание этого метода можно найти в моей недавно начатой небольшой книжке Карта Парадигм, которая пока существует на Прозе лишь в виде наброска (Наброски КП1 статьи “контекстные поля”, “контекстограмма” и “месономный цикл”). Итак не тратя время на такое описание здесь перейдем к делу.

8. Если упоминаемый Иисусом мир это нижнее левое контекстное поле мира/рынка D, a душа в данном случае связана с нижним правым полем автономной личности С, то приобретение мира связано с движением извлекаемых из мира/рынка D ресурсов и доходов вдоль нижней репрезентационной горизонтали DHC к автономной личности (например инвестора, капиталиста и пр.) в поле С. Это движение возможно например в рамках рыночно властной парадигмы эгономики CFD, где F это верхнее центральное контекстное поле субьекта власти (например государства, владеющего колониальной империей, как это было в случае Англии), который контролируя захваченную часть мира/рынка D с помощью организованного насилия (распорядительная линия FD), обеспечивает извлечение и передвижение ресурсов в пользу владеющих деньгами (среднее нижнее контекстное поле ценностей Н) индивидуальных капиталистов С, за что эти капиталисты делятся с государством F частью извлеченных из мира ценностей Н, когда платят этому государству налоги (движение вверх из Н в F по центральной вертикальной инструментальной оси HF).

9. Функционирование этой парадигмы очень хорошо описывает знаменитый английский экономист Джон Майнард Кейнс во второй главе своей книги "Экономические последствия мира" (1919),посвященной критике Версальского мирного договора:

Что за чрезвычайный эпизод в экономическом прогрессе человека была эта эпоха, которая закончилась в августе 1914 г.! Правда большая часть населения занималась тяжелым трудом, и ее благосостояние было на сравнительно низком уровне,но она была, насколько по крайней мере, можно было судить по поверхности,в разумной степени довольна своим жребием.Но для любого человека с характером и способностями,превышавшими средние,возможен был выход в средние и высшие классы, для которых жизнь по низкой цене и без всякиххлопот открывала удобства,роскошь и возможности наслаждения,превышающие те которые были доступны самым богатым и могущественным монархам других эпох. Обитатель Лондона мог по телефону,прихлебывая в кровати утренний чай,заказать разнообразные продукты со всей планеты,в том количестве,какое он считал удобным. Он мог рационально ожидать их ранней доставки на его порог.Он мог в ту же минуту и таким же способом вложить свое богатство в естественные ресурсы и предприятия в любой точке земного шара...Он мог,если хотел,обеспечить себе дешевые и удобные средства передвижения в любую страну или климат без паспорта и прочих формальностей.Он мог отправить своего слугу в соседний офис банка за тем количеством драг. металлов, какое было ему удобно и мог потом отправиться в другие страны,не зная их религии,языка или обычаев,храня при этом при себе богатство в монетарной форме.Он был бы очень удивлен и недоволен малейшим вмешательством. И что важнее всего,он считал это положение вещей нормальным,несомненным и неизменным (кроме как в направлении улучшения)и всякое отклонение от него возмутительным,ненормальным и подлежащим устранению.Проекты и политика милитаризма и империализма,расового и культурного соперничества,монополий,ограничений и исключений,которой было суждено сыграть роль змея в этом раю,была для него не более чем развлечением в ежедневной газете,и,казалось,совсем не влияла на обычное течение социальной и экономической жизни,интернационализация которой на практике была почти полной (конец цитаты Keynes 1920, 10-12)

10. Попробуем осмыслить этот текст в категориях контекстного анализа. Преуспевающий лондонский капиталист (правое нижнее контекстное поле автономной личности С) может позволить себе купить товары со всего света (левое нижнее контекстное поле мира/рынка D )используя свои денежные накопления (центральное нижнее контекстное поле ценностей/объектов Н). Эти товары и услуги делают его повседневную жизнь комфортабельной и даже роскошной. В этом смысле лондонский капиталист действительно приобрел себе весь мир. Он может путешествовать повсюду и используя свои деньги рассчитывать на более или менее тот же самый уровень комфорта и уважения к себе со стороны местных жителей и при этом ему незачем учить их язык и знакомиться с их обычаями (то есть вступать в среднее левое контекстное поле чужих Е и тем самым обнаруживать свою уязвимость) поскольку английского туриста с деньгами везде хорошо примут. Его контакт с местным населением ограничивается сферой рынка D, где все решают его деньги, то же самое относится и к его роли инвестора.

11. Но эффективное функционирование рыночного механизма в пользу лондонского капиталиста обеспечивается имперским административным полицейским и военным механизмом (центральное верхнее контекстное поле субъекта власти F, распорядительная полувертикаль FD и инструментальная вертикаль FH и вообще архономика FDH, как левая половина эгономной CFD властно-рыночной парадигмы идентичности). Лондонский капиталист может рассчитывать, что эгономный механизм (и прежде всего его архономная половина)будет работать на его интересы, поскольку сам он выбился в люди, т.е сделал карьеру и заработал себе деньги и положение внутри левой хрематономной CFH половины того же эгономного механизма. Для этого он тематизировал диссоциативную полувертикаль CF связывающую его с коллективным государственным субьектом власти F и отделяющую его от низов общества в нижнем центральном контекстном поле объектов Н. Эта часть населения, по словам Кейнса,
"Занималась тяжёлым трудом, и ее благосостояние было на сравнительно низком уровне, но она была, насколько по крайней мере можно было судить по поверхности, в разумной степени довольна своим жребием".

12. Количество оговорок в этой закрученной фразе показывает, что Кейнс отдаёт себе отчёт в том, что, говоря о разумной степени довольства со стороны трудящихся классов Англии он все же несколько преувеличивает. Классовые конфликты и неприязнь к верхам были вполне реальными в обществе этого периода и порой вызывали вспышки насилия с обеих сторон. Например для того, чтобы прижать бастующих рабочих во время стачки 1911 г в Ливерпуле полицейские с дубинками атаковали рабочий митинг и сотни людей были ранены, в город были введены 3500 солдат. Не обошлось и без стрельбы и несколько рабочих погибло. Но все же такие ситуации были в этот период исключением, а не правилом в британском обществе и в этом отношении Кейнс прав:социальная стабильность в основном успешно сохранялась.

13. Интересно, что данный лондонский капиталист согласно описанию Кейнса, старается дистанцироваться от левой насильственной (полицейской и военной)архономной части эгономного механизма и сосредотачивает своё внимание на своей собственной правой хрематономной половине, где все совершается тихо и гладко, без видимого принуждения: "политика милитаризма и империализма, расового и культурного соперничества, монополий, ограничений и исключений, которой было суждено сыграть роль змея в этом раю, была для него не более чем развлечением в ежедневной газете и, казалось, совсем не влияла на обычное течение социальной и экономической жизни, интернационализация которой на практике была почти полной".

14. Таким образом приобретение мира (в данном случае с помощью империализма и рыночной глобализации) можно наглядно представить себе с помощью этого, удивительно современно звучащего текста Кейнса. Но в чем же состоит упоминаемый Иисусом вред для души? Впрочем Кейнс нигде не упоминает, что у данного капиталиста вообще есть душа, он совершенно не интересуется этой стороной дела, также как и его уютно устроившийся герой.

15. Так может быть никакого вреда и не было? И может быть вопрос Иисуса действительно теряет значение в новых обстоятельствах, когда душа уже никого не волнует? Да и как мы можем заглянуть этому капиталисту в душу и узнать, что там у него творится и полезно это ему или нет? Как говорит пословица: "Чужая душа-потемки".

16. Но вот этот упоминаемый Кейнсом "змей в раю" в виде милитаризма, империализма, расового и культурного соперничества, которое очень скоро бросит страну и Европу в целом в ад мировой бойни, никуда не делся, он то во всяком случае вполне реален и даже более реален, чем ускользающий в прошлое (и в туманное будущее) благополучный потребительский рай.

17. И где то в этом, несколько напоминающем загробный мир соприсутствии потребительского рая и военного ада, между благополучной бесчувственностью и страданием и смертью бродит и затерялась душа Европы. Возможно ли нам ее отыскать и каким образом?

18. Попробуем переформулировать вопрос Иисуса и перевести его из индивидуального плана в социальный. Что именно происходит с обществом в котором начинает преобладать и берет верх занятый "приобретением мира" для себя эгономный тип идентичности? Поисками конкретного исторически осмысленного ответа на этот вопрос мы займёмся в следующих главах.

Примечания

9. Мой перевод текста Кейнса сделан по книге John Maynard Keynes, The Economic Consequences of the Peace. New York: Harcourt, Brace and Yovanovich, 1920, pp. 10-12.