Потребительская память

Григорий Спичак
В интернете полно видео реальной войны. И Великой Отечественной, и современных войн, и даже сражений Первой мировой. Но они, как я заметил, появившись, вскоре исчезают. Кто-то как будто чистит эти видео. Но я не жалею, я даже рад. 


О чем служат напоминанием эти кадры кинохроники? Да, там все вперемешку – окопное, героическое, парадное. Но все-таки это - об убивающем, все-таки о разрушающем… Всё это - видеоподтверждения того, что человек способен творить зло. Но чтоб человек узнал свою немощь и слабость, смотреть надо не на экран, а внутрь себя. По-честному. И многое поймешь и вспомнишь. Даже то вспомнишь, что не с тобой было. 


9 мая пойду в храм. А перед этим выпишу 20-30 имён с памятника у Вечного огня в Сыктывкаре - и подам записки с этими именами в храме. А через год – следующие 20-30 имён, и так же ещё через год, сколько Бог даст  - не знаю. Вечная память - она только у Бога.  А фильмы и хроники, и всякие пересказы я уж давно не смотрю и не слушаю. Насмотрелся. Человеку, думаю, в полной мере достаточно пяти-десяти фильмов для понимания, что такое война. Тем более, что начинается в современных художественных произведениях о войне что-то новое, что душа принять не может – начинаются упрощение, карнавальность, поминание без памяти… Это как Пасху праздновать, не помолившись на ночной службе.. Как вставать на Минуту молчания и набирать в эту Минуту эсэмэски по телефону… 


В Омской области выпустили шоколадные конфеты в виде орденов Великой Отечественной. Боевых орденов. Детишкам раздавать будут. Съедят. В Туле выпустили тапочки с изображением солдат из строя на Параде Победы в 1945 - тех, кто знамена дивизий поверженного фашизма нёс к стенам Кремля. Может быть, у той тапочно-обувной фабрики будет целая серия? Следующий рисунок, например – младший политрук Ерёменко со знаменитой фотографии, поднимающий в атаку свою роту с пистолетом над головой - через минуту он умрёт, сраженный пулей. Вместе с шоколадными орденами, глядишь, и шоколадную статую «Родина –мать зовет!» сделают, в фольге, наверное, как новогодних зайчиков… Хрум – и откусили голову. «Ты сестричке голову отдай, а платье и постамент можешь сам съесть…». 


Причем такого рода парадные сувениры некоторые готовы с жаром отстаивать. Спорят с христианами в первую очередь: «А вы сами разве не Христа едите? И кровь разве не его пьете?». Это неожиданное сравнение может ввести в ступор человека. А тут и про тапочки вам скажут с крестами, и про полотенца с изображением Божьей Матери, и про фигурное мыло в виде ангелов, продающееся даже в храмах…. Дескать, намыливать им в каком месте будете? 


Плоть и кровь Христову мы принимаем в себя, чтоб принять Истину и исправить неистинность в себе. Приобщение, причащение Истине таким образом заповедано самим Христом. Наша христианская Чаша неупиваема.


Поедающий шоколадный орден - что он съедает? Что он принимает в себя? Гастрономическим предметом, десертом для него становится то, что было мерилом человеческой доблести. Теперь это «к чаю». Фронтовики разве заповедовали есть их ордена? Шоколадки в виде орденов – это съедаемый подвиг, умаляемый подвиг, обессмысливание награды.   


Что касается «православных полотенец» и тапочек с вышитыми крестиками – здесь упреки и нам, христианам, верны. Благоговения перед образом не стало. Девальвированы символы до утилитарных состояний. Есть такое правило: чтобы проверить мысль – её надо продолжить. Она либо получит логическое подтверждение, либо превратится в абсурд. 
Хотел бы я тапочки с изображением своего земного отца? Полотенце с изображением матери? Приятны были бы шоколадные медали моего бати? Надел бы он свои, если бы видел, что внуки медали просто едят?
Ведь вопрос практически к любому виду искусства и даже к такому явлению, как компьютерные игры. В них все меньше человека и души, но все больше «красот исполнения интриги» и «удивительных находок». По этой потребительской логике и продается все — праздник, память, героизм и трагедия. А вместе с ними и душа продается — она перестает переживать.
Накануне майских праздников побывал я в Печоре на собрании общественности, где ветераны Чеченских и Афганской войн с настойчивостью требовали строительства очередного памятника погибшим воинам. Мне известно было, что перед тем на Республиканском ветеранском «афганском совещании» было высказано неоднозначное отношение к затратному возведению очередного памятника. Предлагалось подумать над чем-нибудь другим - например, о специальной библиотеке воинского подвига, где была бы собрана специализированная литература - это было бы реальной памятью. Но ветераны нескольких войн, как говорится «закусились» - нет, надо памятник! И вроде бы странно спорить с этим желанием.... Странно, но можно. Мне на память тут приходят бесконечные «памятники» вдоль дорог с напоминаниями о погибших в автокатастрофах (их в десятки раз больше, чем погибших на локальных войнах). Правильно ли в память о каждом новом погибшем ставить вдоль дорог обелиски, рули, стелы и разбивать клумбы? Не получится ли так, что через несколько лет мы с вами будем ездить по одному сплошному кладбищу? Странной выглядела бы культура народа, где все построено вокруг могил и памятников. Но  память должна быть живой. Потому что наш Бог - Бог живых, но не мертвых. У нашего Бога все живы. 
А пока же наблюдаем, как светская культура подходит к своему логическому завершению - к абсурду. Похоже, что дальше его будет только больше. 

Отличалась команда «пленных не брать», 

От команды «умри, но останься».

Не встает посеченная рать –

серо-саванное

пространство.

Воет волк и кричит неясыть,

да священник с кадилом - по полю.

Умирали ребята, чтоб жить…

даром, что ли? 


И вот, чтоб умерли они «не даром», мы зажигаем не вечный огонь (вдумайтесь в смысл выражения - «вечный огонь»), но зажигаем свечи. Мы не кричим в микрофон, а шепчем молитвы и читаем имена по синодику - этой самой настоящей, самой честной Книги памяти христианина.