Кумиры в миру

Александр Пырьев 3
Российская общественность, литературоведы, поэты и прозаики в прошлом декабре отметили 100-летие великого нашего соотечественника, писателя-фронтовика Константина  Симонова. В Новомосковске три десятилетия живёт и работает профессиональный журналист Александр Пырьев, репортёрские тропы которого в своё время проходили по республикам Средней Азии, в том числе – по Узбекистау. Там, на «второй родине» Симонова, и встретил наш земляк прославленного воина-героя фронтовых газетных публикаций.

НЕ В СТРОКУ ЛЫКО

Биографы об этом не расскажут: не знают. АВТОР.И САМ я знал о Константине Михайловиче Симонове только институтской программой предусмотренное. Ещё наизусть - «Жди меня, и я вернусь...»
Между тем фронтовой журналист, поэт и писатель в своё время шибко не ладил с властью, за что имел «гражданский срок», который отбывал в Ташкенте. С одной из оттепелей вернулся Симонов в Москву, но сильно тосковал о своей второй творческой родине. Среднеазиатский цикл его произведений - тому свидетельство.
Тянула великого художника в Ташкент, в край голодностепский, не только Муза. Много там он оставил друзей, а их дороже ничего в жизни знать не доводилось.
Это преамбула. Об этом прочитать и в чужих «толстых» воспоминаниях можно. А вот что у меня случилось.
Вызывает редактор: «Бегом, - командует, - дуй в обком! Константин Симонов приехал. В машине свободно только одно место. Так что аппарат у фотокора забери, Шура».
Шура - это я. Ну и «дунул» в обком. Часов пять «на хвосте» у лимузина ЦК компартии Узбекистана сидели. Хлопковые поля смотрели с гостем, кукурузные початки шелушили, дыни с арбузами дегустировали... Две кассеты плёнки уже «отстреляны» были, когда подрулили к главку «Голодностепстроя». Как шустрый папарацци по ступенькам вперёд всех секретарей и самого писателя вбегаю: надо же из главка снимок иметь. Знал, что потом, где коньяки стоят, снимать не позволят.
Снял на лестничном марше всю шеренгу. Кассету перематываю. Вдруг... шлепает меня кто-то панибратски. Глаза в гору: ба, Симонов!
- Слушай, парень (пацан, в смысле!), где тут у вас отлить можно? Уссался я с ваших арбузов…
В главке-то я, как дома, показал, где искать «заведение». Закурил кумир затёртую трубку, кивнул благодарно, двинулся по коридору. С той поры «живым» я его даже со спины не видел. Обкомовские инструктора вдруг на службу заторопились. А я-то твердо знал, что за стол с секретарями да с гостем высоким им садиться всё равно не велено. Субординация!

Александр ПЫРЬЕВ,
член Союза журналистов СССР (РФ)