Детектив только начинается

Астахова Светлана
метки: СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА. ДЕТЕКТИВ С ЭЛЕМЕНТАМИ МИСТИКИ.
 ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ,или Продавец воздуха.

В ПОЛУПУСТОЙ КВАРТИРЕ ЭХОМ ОТДАВАЛОСЬ, КАК НОЧЬЮ ПОД КАМЕННЫМ МОСТОМ:
—- Иди вот сюда, гляди, какие тут стоят.
-— А что это они такие маленькие?
-— А? Так это мысли художника! Ой, я их столь перебила, когда тут убиралась. Ничего не заметил, расставлю их пореже — и всё.
Он узнал диалог из фильма " Приходите завтра".
Славный на вид невысокий молодой человек с лицом
"мальчика из битлз ", двадцати одного года от роду , прямо голышом вышел из ванной, переключил телевизор на другую программу и проследовал на балкон развеситькое-какие вещички. .
По тв уже шла очередная реклама пива, крикливая, беспардонная.
" Не было печали, черти накачали..." ,- подумал юноша и пошел заваривать пакетик чая, самого дешевого, самого невкусного.
В дальнейшем мы будем называть героя просто продавец воздуха, кем он себя собственно и считал.
Работа у него была такая. Он работал у аппарата, который надувает воздушные шары в парке имени Горького. Иногда участвовал в оформлении банкетов и праздников по объявлению, оставленному в газете "Из рук в руки". Нарядные гирлянды из шаров разного цвета, разной формы - это не только красиво, но и престижно.
Но заказы у продавца воздуха были делом не постоянным.
Сегодня молодой человек взял выходной, все равно выручки в такие дни в парке нет, как это бывает всегда поздней осенью, когда люди уже ходят туда гораздо реже, чем летом.

По радио на кухне передавали "Новости культуры" .
Диктор монотонно перечислял выставки, открывшиеся в Москве. Затем дал слово одному из самых бойких участников. "Частные коллекций картин" разместили в здании музея им.Пушкина на Волхонке. А какому- то господину Никифорову не терпелось высказаться:
- Я покупаю сотни картин, - говорил он почти без акцента, но как будто немного захлебываясь, - скупаю картины из частных коллекций по всему миру, последние две - от русских передвижников - приобрел в Лондоне и Париже. Они хранятся у меня дома в Нью-Йорке.

Продавец воздуха тоже был художником, только этим летом закончившим "Строгановку" и пока непризнанным, но уже хорошим копиистом в узких московских кругах. На последней новости юноша поперхнулся так, что еле откашлялся.
А когда слезы на глазах высохли, в голове у продавца воздуха нарисовался вопрос, как будто кашель успешно прояснил мозг:
- А есть ли охрана в доме коллекционера?

"Конечно есть,- ответил ему внутренний голос.- Но можешь не мечтать - охранников хватает, даже твое второе американское гражданство тебе не поможет."
"Заткнись!" — Возмутился продавец воздуха..
"Нет, погоди, ты вспомни свой любимый фильм "В бой идут одни старики"!"
"И что?"
"— Так что сказал Шекспир в 18-м сонете!?
— И не в 18-м, а… в 19-м?
— В 19-м сонете Шекспир сказал… Гуляй, Вася!"

"Заткнись, - придавил продавец воздуха свою совесть, - я всё сам знаю."

- Господин НикифороФФ привез в Москву часть своей уникальной коллекции картин,- продолжал издеваться над продавцом воздуха диктор.

" А это мысль!" - Вспыхнуло внутри радостной искрой. И тут же оптимизм погас:

"Но как? У меня даже знакомого дворника там нет..."

Юный художник машинально поставил в видеомагнитофон кассету с фильмом "Старики - разбойники".
Успел прочитать только титры, и тут раздался резкий телефонный звонок.
Поразмыслив несколько секунд, продавец воздуха снял трубку. На другом конце кричали:
- Алло! Ты куда пропал, Баська, мы же договорились ехать на этюды в Калугу.-
Это звонил приятель Басилия по художественному колледжу, тоже из начинающих живописцев.
- Кхы, кхы...понимаешь, старик, я тут приболел, просквозило...так что давай один.
- Ну, ты зря, пока солнце и краски, надо внахлест, ловить момент!
- Отстань, сказал же: болею!
- Ну, как знаешь.

Продавец воздуха вернулся к просмотру фильма об украденной картине и к своим мыслям, назойливым словно осенние мухи.
"Что мне эти этюды, наелся уже... Мне тема нужна. И спонсорские деньги для выставки..."
Темы у Баси не было. Он начинал не один раз триптих " Звуки космоса", но попав на выставку космобиологов, понял, что эта ниша основательно занята, и никаких открытий он не сделает. Повторять чужие находки нельзя даже начинающему...Этим имени не сделаешь и много не заработаешь.
Почему - то Бася был твердо убежден, что можно совместить своё творчество с космическими заработками, хотя кроме небольших пейзажных полотен для вернисажа , он ничего ещё стоящего не делал.

Телефон зазвонил с новой силой.
- Алло, Баська! Ты куда пропал? У нас тут срочно художник нужен на День города.
- Сколько?
- Плохо слышу! Алло! Я говорю, один художник!
- Сколько за все сразу?
- Это надо тебе уточнять у директора. Но обещал не обидеть. Ну, так что?
- Что мне его обещания! я должен оплатить аренду своего места в парке, срочно . И жить как-то месяц.
-Ну, как знаешь. Не пожалей потом!

"Не пожалею, наелся завтраков и обещаний. Нек было печали! Пообещают тысячу, заплатят половину. Это еще ничего, могут вообще третью часть от целого. или дырку от бублика получишь."
Продавец воздуха Бася нервно закурил, кассета прокручивалась сама по себе, а он пошел на кухню и снова включил чайник. В квартире было холодно, на желудке голодно, на душе скребли кошки. И обидно было, что никому он, неординарный и подающий надежды художник, по большому Гамбургскому счёту-то не нужен.

" Только пахать на всех? На дядю, на тетю богатую и ее племянников, а самому когда жить?"- мысль продавца воздуха уже не ползала бестолково, как муха по стеклу туда и обратно. Она выбрала вектор.
"Что-то желающих поездить на моём хребте много, я у себя один. Да была нужда за пирожок !Хочу куш ухватить, так, чтоб с лихвой хватило! И пошли все заказы копеечные лесом!"

- Басилий, ты дома? - услышал он голос, прозвучавший неожиданно, словно с того света.
В коридоре топтались и кряхтели.
Бабушка Феня, с подачи которой он в первые же дни жизни был Басилием (за громкий крик по ночам из-за рассыпной грыжи) снимала резиновые боты на искусственном меху. Басилий еле успел сдернуть со стула  трусы и буквально впрыгнул в них,  пока Феня не вошла на кухню.
 Бабушка, блин, ругался внук, вечно ты без звонка...
А она, сердобольная глухова уже  была, пришла убраться, приготовить еды и взять квитанции, чтобы оплатить за квартиру и за телефон. Платила Феня аккуратно из своей пенсии вдовы участника ВОВ. Какие претензии к Баське,- размышляла она на лавочке с соседкой, - он еще "детё-детём", если деньги и появятся, так в автоматах проиграет.

- Привет, бабуля. Ты как всегда не вовремя.
- Басенька, здравствуй, держи сумки. Надо разобрать.
Баська рывком схватил сумки и бросил их на пол в кухне и надел майку.
- Я хотел кино досмотреть, а ты вечно тут...
- Смотри-смотри, милок! Это я так! Разве я тебе помешаю. Сама сейчас разберу, только вот руки ополосну с дороги.
Бабка пошуршала в ванной и нарисовалась в проёме комнатной двери, улыбаясь, поправляя платок.
- Иди рыбки пока съешь малосолой, для аппетиту!
- Не хочу, ба!
-Ой, как осунулся, миленький... ой а грязь опять развел! Сыми эту майку, сейчас буду стирать. Не было печали, купила баба порося...-- запросила Феня о своем. --Майку, говорю, сыми!
- Обойдешься, ба, не приставай...вот да, не было печали!
Бася не любил, когда его беспокоили, особенно , если бабка Феня допекала советами и жалостью. Лучше бы в свое время вышла замуж за кадрового офицера белогвардейской армии , а не за голодранца кузнеца, за что в перестройку семья прокляла Феню. Жил бы Басилий сейчас где-нибудь в Испании или во Франции , был бы признан не только как художник, но и потомок промышленника,сын которого иммигрировал сразу после революции 1917 года в Западную Европу . А теперь никто из той родни  даже не знает о существовании Баси, потому что связь давно с этой ветвью семьи прервана. И поди вот теперь  докажи родство для выезда не по туристической  визе.
Продавец воздуха засобирался уходить, шумно двигался, задевая стулья, гремел дверцами антресолей, доставая что-то и складывая в карман.
Бабка Феня увидела краем глаза, что внук поднял с пола упавший орден своего прадеда "За доблесть и отвагу", который боец получил уже в Великую отечественную.
Орден этот из чистого серебра, с рубиновой звездой в центре композиции.
Бабка Феня узнала его сразу, но промолчала.
" Деда больше нет, ну и на кой хранить его медали, ордена, пусть Басёк их продает барыгам в скупку, раз нужно!"- Успокаивала себя старушка.
Она и квартиру свою ему отдала, только бы её "Солнце Бася" не горевал, чтоб место у него было, где свои картины и краски разложить. А сама она жила с троюродной парализованной сестрой и племянницей. Родители Баси жили плохо, туда лучше не соваться.

- Бася, ну куда же ты, а как же обед? - Крикнула баба Феня.
- Обойдешься, - буркнул он уже в дверях , схватив ветровку и уронив бабкин зонт.
Бабка запричитала, закрыв дверь, подняла зонт "на клюке" и поставила в уголок, забормотала слезно сама с собой, что мол, толку поучать, все равно внук сделает по - своему.
"И в кого он такой упрямый? А?"
Феня посмотрела в окно, увидела, как Баська выскочил из подъезда и побежал в арку. Тут же занялась делами, много надо было успеть до вечера.

В арке со стороны улицы стоял незнакомый лысоватый мужик, глухо покашливал. Он немного сутулился , озираясь по сторонам, как будто ждал кого-то. Увидев Басилия, мужик засверкал золотыми фиксами и сделал шаг навстречу.
- Брат, закурить не найдется?
- Обойдешься! - Буркнул Бася незнакомому мужчине.- Не видишь, спешу?
- Ты чего, паренёк, ты на кого, обморок ходячий, бочку катишь?--
Мужик зло скривился, подошел вплотную, дыхнув на Басю перегаром, схватил за шкирку, начал трясти.
- Сам обморок, сам катишь,- блеял Бася, пытаясь вырваться.
- Ну, ты — кент, ты меня не понял, ты денег за аренду сколько должен Ахмеду, ты чего борзый такой? Я же сейчас твои позвонки"враз  пересчитаю."

Бася всё мгновенно понял, но продолжал упираться и, извернувшись, даже смог слегка ударить мужика кулаком в челюсть.
- Слышь, турок!Тебя мама разве не учила: взрослых надо уважать?
- Пусти, видал я таких! А-а-а!!! - Громко заорал Вася в надежде, что кто-то его услышит.

И тут он почувствовал резкий острый удар между ребер, прямо под сердце.
"Гуляй, Вася!" - прохожий вытер ножик о подкладку куртки убитого им юноши и спрятал в карман.
А Баська вскинул к небу глаза от нестерпимой горячей боли и схватился за бок, где рубашка быстро пропитывалась кровью.
Это было последнее,что почувствовал молодой и красивый художник в этой земной жизни.
Ему виделись в агонии воздушные шары, улетающие в небо, а на них надписи :
Прощай, Бася!
Прощай!
"Не было печали... просто уходило лето ..." — лихо и судьбоносно донеслось из проходившей за аркой двора лады.
Прощай, продавец воздуха!

Феня с балкона услышав крики во дворе, почуяла неладное, накинула свой долгополый плащ и вышла прямо в тапках из подъезда.
По радио тем временем шли новости без политики:
Корреспондент ИТАР-ТАСС Алексей Карцев сообщает из Варшавы. Целых девять лет потребовалось польской полиции, чтобы разыскать похищенное из Национального музея города Познань полотно знаменитого французского живописца Клода Моне "Пляж в Пурвилль". Практически одновременно с обнаружением картины был арестован и предполагаемый похититель - 41-летний житель городка Олькуса.
Картина была украдена в сентябре 2000 года и оценивалась в то время примерно в один миллион долларов. Это полотно было единственным произведением Клода Моне в польских музеях. Живописец написал эту картину в 1882 году масляными красками на холсте размером 60 на 73 см. В 1906 году ее приобрел музей в Познани.
Найти похитителя удалось благодаря дополнительному исследованию места преступления и следов, оставленных вором, с помощью самой современной криминалистической техники, подчеркивал журналист, в сообщении о работе полиции.

Как говорится , полиция хоть и дремлет иной раз, но дела идут, преступления века раскрываются.

"Прощай, продавец воздуха!
Прощайте, химеры, вам все равно не суждено было осуществиться ...
Сценарий твоей жизни написан задолго до твоего рождения, Басенька!" - звенели свирели на все голоса в лабиринте, по которому катилось со скоростью света ещё не остывшее сознание.

Мужик заглянул в лицо убитого и ему на мгновение показалось, что это наглая рожа его черного кота Васьки , парень тогда смотрел на него неподвижными расширенными зрачками, которые уже почти не реагировали на свет, и хрипел, будто хотел что-то ещё мяукнуть или вцепиться ему глотку. Пока баба Феня топала к арке, беззвучно открывая рот и размахивая руками, посланник Ахмеда воровато проверил карманы убитого, вытащил пакетик с орденом, мобильный телефон, паспорт, портмоне. Ключи от квартиры, где , возможно, еще что-то ценное лежит - пригодятся - спрятал во внутренний карман куртки.

Так всегда пусто и безлюдно днём в гулких асфальтированных московских дворах вдали от центра, особенно летом,когда многие на даче, да и осенью малолюдно, так что никто ничего не видел и не слышал, кроме родной бабушки, да и она уже не успела, лишь послала проклятие в воздух и осела около внука с рыданием... Помогите,кто- нибудь!

В портмоне оказались только мелкие купюры , и громко зазвенели монетки, когда мужик бросил потертую вещицу в мусорный бак.
- Эх!Голь перекатная, только небо коптил, - сплюнул мужик, спрятав в свою куртку деньги  из карманов Баськи.
Потом он оглянулся на прибавившую шаг бабку, бежавшую с перекошенным лицом, которой в свою очередь перебежал дорогу черный дворовый кот — а может, это была  тень кота Васьки, убитого.Вот тут мужик  похолодел слегка, поднял воротник, нахлобучил кепку на глаза и поспешно удалился в неизвестном направлении. А вернее - прыгнул в подъехавший трамвай - и был таков. Возможно, на следующей остановке он потеряет голову на рельсах (как Берлиоз) потому что очередная Аннушка,как и булгаковская хавронья, купила маслица в свечной лавке и успела его пролить, косорукая кухарка...
2009 год