8. Всё остальное

Альбина Гарбунова
 
Обещанное в первой главе всё остальное – это не только несравненные ступы, храмы, монастыри и статуи. Это не только столицы, дворцы, каналы и искусственные озёра. Это не только история бесконечных войн и краткосрочных мирных передышек, добропорядочных и не очень королей. Это ещё и современная Шри-Ланка с её сегодняшними заботами и чаяниями.

В этой стране есть много того, чего не ценили мы в своё время, например, бесплатное медицинское обслуживание. Здесь даже в самой захолустной деревне есть медпункт, а в городах – оснащённые полным набором лекарств, качественным оборудованием и высококвалифицированными врачами больницы или госпитали. В азиатском регионе лучше медицина лишь в Сингапуре и Японии. Отсюда (и не только) и спокойная эпидемиологическая обстановка, что подтверждено моим организмом: ела всё, что хотела, включая пищу, приготовленную на улице, – никаких проблем.

Кроме государственной медицины есть ещё частная и аюрведическая. Частная занимается тем же, чем и государственная, только за деньги и, слава Богу, никому из нас не понадобилась. А вот центр Аюрведы в рамках экскурсионной программы мы посетили. Уверена, что вы, мои читатели, об этой индийской науке жизни знаете всё гораздо лучше меня. Хвала тем, кто разобрался во всех этих ватах, питтах и капхах. Мне, к сожалению, не дано постичь эту мудрую философию. Возможно потому, что у меня есть своя: не употреблять алкоголь, не курить, не есть всякую гадость, вести активный образ жизни и не бежать из-за всякого пустяка к врачам. Эта философия мне кажется проще, а главное, выполнимее. Скорее всего, именно поэтому в центре мне понравился только запах каких-то травок-муравок. Но чтобы вы не сочли меня совсем уж дремучей, расскажу о том, как мы тем вечером сходили на аюрведический массаж.

Так вот, сначала нас отправили в сауну, но не в обычную. Там сперва положили нас на какие-то душистые листья, а потом засунули в греющиеся «саркофаги». Но засунули туда только наши «тушки», а головы, прямо-таки по-суворовски, оставили снаружи, то есть «в холоде». Очень приятное, доложу вам, ощущение. Когда мы совсем «разомлели», за нас взялись массажисты. Массировали с маслом, мощно, от волосистой части головы и до пяток. Лицо тоже не забыли. В заключение вымыли нас тёплой водой, и мы улетели. Да-да, именно улетели, ибо тела наши после всех манипуляций стали просто невесомыми. Спали как младенцы.
 
Второе подзабытое уже нами благо – бесплатное школьное образование. С пяти до пятнадцати обязаны учиться все. Учебники и единую белую форму оплачивает государство. Одни подростки потом приступает к овладению ремёслами, другие идут в гимназии, по окончании коих самые способные на основании тестов попадают в университеты, которые для них тоже бесплатны. Остальные желающие должны совмещать учёбу с работой или иметь богатых родителей.
 
И третье бесценное завоевание социализма, утраченное нами, но не ланкийцами, – отсутствие безработицы. Каждый, кто намерен трудиться, делает это и получает за свой труд вознаграждение. Во многих местах видели и весьма необычную картину: через населённый пункт, например, строится дорога, на технике работают мужчины, а рядом с лопатами и какими-то тяпками – женщины. На резонный вопрос о «жуткой эксплуатации» гид ответил следующее: «Эти женщины живут в домах напротив дороги и добровольно, пока дети в школе, выходят помогать строителям. Подобный труд им хорошо знаком, потому что в своём огороде они занимаются тем же, а тут они ещё и денежку для семьи зарабатывают. И дороги, кстати, при активном участии населения строятся быстрее, а это для Шри-Ланки ох как важно». И то правда, путных дорог на острове – кот наплакал.
 
Теперь о цейлонском хлебе насущном. Основной продукт ланкийцев, конечно же, рис. И ещё сорок лет назад население голодало. Два правительства были избраны только потому, что обещали накормить народ. Каждое сначала выполняло свои обещания, потом казна пустела и, чтобы её наполнить, приходилось продавать рис другим странам. В 77-ом к власти пришли те, которые просто бесплатно раздали людям землю, и они сами стали выращивать на ней рис.

Это дело непростое. Особенно трудно приходится, когда рис цветёт. Тогда на его запах приходят целые стада желающих полакомиться слонов. Они вытаптывают поля, сводя все старания на нет. Во избежание губительного нашествия, на делянках каждую ночь дежурит какая-то семья. Чтобы видеть дальше, на высоком дереве делается будка. Под вечер «очередная» семья, прихватив еду с собою, располагается в наблюдательном пункте, ужинает, а потом устраивает концерт — поёт песни, аккомпанируя себе на освободившейся посуде. Слонам очень не нравится грохот ложек по кастрюлям и чашкам, и они к полям не приближаются.

Таким образом удаётся вырастить и собрать три урожая риса в год. Теперь народ сыт, а излишки зерна отваривают прямо в оболочке, высушивают на солнце, обмолачивают и продают в те страны, где эта культура не растёт. В европейские, например. Да-да, это как раз тот рис, который варится до готовности всего за десять минут.

Я тут о слонах вспомнила. Видели мы как-то парочку диких возле дороги. Бивни одного поразили меня своим огромным размером. Наш автобус притормозил на минуточку и поехал дальше. Гид сказал, что задерживаться не стоит, потому что здесь поблизости может быть целое стадо, а это уже опасно. А через несколько дней мы съездили в слоновий питомник Пиннавела, где получили возможность часа полтора наблюдать за поведением этих могучих животных.

А началось всё с того, что 1975 году Департамент по охране дикой природы открыл приют, в котором заботились об одиноких маленьких слонятах, которых время от времени находили в джунглях. Малыши могли осиротеть по разным причинам, но основная – мины. В предыдущей главе я уже упоминала о длившемся до 2009 года противостоянии тамильских партизан и правительственных войск. Мины оттуда. До 82 года приют выхаживал и выкармливал из соски молоком оставшихся без мам малышей. А потом, учитывая то, что количество слонов на острове значительно сократилось, была запущена программа по их разведению на территории приюта, и через пару лет там появился первый «свой» слонёнок. С тех пор их там много («юбилейный» пятидесятый был в 2009 году) родилось. Мы насчитали не менее десятка детёнышей, когда «по улице слонов водили» к реке на купание. Зрелище очень интересное: стадо медленно заходит в воду и разбредается по прилично большому участку широкой, но мелкой реки. Взрослые особи либо меланхолично стоят, наслаждаясь прохладой, либо ложатся набок, всем своим видом призывая погонщиков их помыть. А малыши резвятся в воде на полную катушку: куляются, валяются и даже, кажется, ныряют. Дети – они и у слонов дети.

Подросших животных дрессируют, обучают необходимым навыкам и отдают в зоопарки мира. Остальные работают в лесах, перевозят грузы, развлекают туристов, участвуют в буддистских церемониях и представлениях. Например, в шествии в честь Зуба Будды в Канди, где слоны – главные участники. По рассказам гида, их наряжают в яркие, красочные одежды, украшают драгоценностями. Урну с Зубом укрепляют на спине царского слона, который и открывает всё шествие. На его спине лежит великолепная попона, на хобот надет чехол, вспыхивающий в темноте гирляндами разноцветных лампочек; на шее слона мелодично позванивают колокольчики, а бивни украшены наконечниками из чеканного серебра. За главным слоном идут настоятели храмов и их помощники. Особо почётное место занимают, понятное дело, служители храма Зуба Будды. За ними шагают слоны с другими древними реликвиями. Вокруг них теснятся участники празднества с барабанами, флейтами, тамбуринами и трубами из океанских раковин.
 
Жаль только, что всё это происходит лишь один раз в году, в августе месяце. А мы-то были в ноябре. Зато в Коломбо стали свидетелями церемонии снятия государственного флага. Этот ритуал, к счастью, ежевечерний. В 18:00 офицер и три матроса приезжают на машине на площадь, расположенную на берегу Индийского океана. Торжественным шагом маршируют к флагштоку, выстраиваются на постаменте и отдают флагу честь. Затем один матрос вращает ручку, опуская полотнище вниз. Офицер следит, чтобы оно не коснулось земли, а двое других матросов подхватывают флаг на середине и с переднего краю. Потом полотнище накручивают на палку, один из участников несёт его к машине, остальные чеканным шагом идут рядом. На флаг надевают чехол, кладут в машину и увозят.
 
Небо на востоке быстро темнеет, а на западе последний солнечный луч скользит по океану и тонет в его тёплых водах. День заканчивается. Наше путешествие – тоже. Мы долго ещё сидим на берегу, слушаем шум прибоя и шелест отступающего вслед за волной песка. О чём я думаю? О том же, о чём и в любом другом уголке земного шара: что родная наша планета пленительно прекрасна; что всего на ней достаточно и всё гармонично устроено; и что Всевышний наделил нас разумом исключительно для того, чтобы мы сохранили Землю и жизнь на ней. И другой миссии у нас нет.