Когда поспел шиповник

Федор Быханов
В то лето, всем на свете, хватало солнечных дней. Даже в середине августа не пустовали речные берега от тех, кто любил проводить на природе свои отпуска и выходные. А уж  запасливому человеку, тем более, всюду было полное раздолье.
Одни сидели у воды с удочкой в руках, другие бродили с лукошками по лугам и лесу, собирая дикоросы. И только, остывающая в тени под деревьями, техника напоминала путешественникам о пути, проделанном из дома, который нужно было теперь повторить уже с уловом или  запасами на зиму грибов и ягод. И никто еще ни знал о трагедии, готовой разыграться на ровной сухой дороге со стороны Бийска по направлению к границе Кемеровской области, со снующим по ней транспортом.
Первым в то воскресное утро почувствовал приближение беды водитель-дальнобойщик с Кузбасса, управлявшей вместительной грузовой фурой, с товарами для наукограда, до которого оставалось всего каких-то семь километров, о чем говорили и очередной верстовой столб,  и  указатель нахождения на территории села Первомайского, за которым уже виднелся пригород Бийска.  Сам он держал положенную скорость, сбавляя газ, пока стрелка спидометра не качнулась на отметку 60 километров.
Столько же, судя по всему, держал и мотоциклист на красном «Иже» с коляской, двигавшийся навстречу. А вот следом за ним, рыская из стороны в сторону, так стремительно, неслись темные «Жигули», что опытный дальнобойщик посчитал за благо взять правее и даже выехал за бровку автотрассы, чтобы избежать столкновения. Того самого, что в следующий момент разглядел в зеркале заднего вида.
Непосредственной свидетельницей дорожно-транспортного происшествия оказалась, возвращавшаяся домой в город, с ночного дежурства на  работе в селе, Марина Глебова. Проводив взглядом попутную грузовую фуру, внезапно свернувшую на обочину, она вдруг увидела, как на встречный мотоцикл, сзади  накатывает легковушка.  И почти поравнявшись с женщиной, «Жигули» врезались в ярко-красный «Иж-7», смяв у него заднее крыло, облицовку бокового прицепа, сорвав выхлопную труду и  столкнув с асфальта в глубокий кювет.
Вот только мотоциклиста уже не было на водительском месте. От удара его отбросило на капот автомобиля, на котором он еще проехал несколько метров, неестественно мотая головой, пока вместе с «Жигулями» тоже не оказался в кювете, где упал на землю рядом со своим  покореженным мотоциклом.
Зрелище было столь шокирующим и страшным, что Марина даже на некоторое время оцепенела, не в силах сделать и шаг по направлению к пострадавшему в аварии, явно нуждавшемуся в помощи. Но потом пришла в себя и первым делом, со своего мобильного телефона позвонила по «03».
Бригада «Скорой медицинской помощи» примчалась по вызову  через каких-то там четыре минуты, но все равно было уже поздно. Еще до приезда медиков, остановившийся у разбитого транспорта, водитель иномарки «Нисан-Циферо» спустился под откос к лежавшему мужчине и по отсутствию пульса на сонной артерии того, понял, что мотоциклист мертв.
Зато почти не пострадали, двое мужчин, сидевшие в пропахших свежей рыбой, «Жигулях» – водитель и его пассажир на переднем сиденье. Оба были настолько пьяны, что сначала мало понимали о том, что  с ними только что произошло. На упрек: «Что ты натворил?!», водитель, с трудом подбирая слова, парировал: «Ничего же не случилось!». Однако, похмелье, как и недавний сон, уже оставили его. Потому он не решился выйти из машины к толпе возмущенных таким поведением людей, уже собравшихся на месте ДТП, до самого появления сотрудников ГИБДД, также вызванных очевидцами.
Предъявленное водительское удостоверение было выдано Кириллу Белокрылову, судя по отметкам в «правах» имевшему стаж езды на машине более двух десятков лет. Нетвердо стоя на ногах, он представился электриком одного из предприятий села Первомайского, куда возвращался после выходных с рыбалки, вместе со своим приятелем. Правда, улова у рыбаков было не много. Да и как иначе, если по их признанию, несколько дней и ночей больше пьянствовали, чем сидели с удочками на берегу.
И эти бессонные бдения со стаканом водки, сказались, на обратном пути. Оба заснули. В том числе и управлявший «Жигулями» Белокрылов. Так что впервые друзья  увидели того, кто погиб от наезда их машины лишь тогда, когда сами пробудились от удара о мотоцикл, и тряски при попадании в кювет.
Одновременно с установлением у виновника ДТП состояния алкогольного опьянения, медикам стала ясна причина смерти мотоциклиста. Он получил травмы головы, внутренних органов и перелом шейного отдела позвоночника, после чего скончался почти моментально. В кармане пожилого мужчины были документы, но требовалось установить его личность еще и с помощью родных, так как лицо было разбито во время аварии. И с этой скорбной, но необходимой миссией, сотрудники полиции отправились по адресу, имевшемуся в паспорте погибшего пенсионера.
Тем утром Иван Данилов отправился в хорошо знакомые места произрастания поспевшего шиповника. Своими намерениями поделился с супругой Ниной Сергеевной, но будить ее на рассвете не стал. Сам собрался в дорогу, приготовил «сухой паек» и в гараже на своем частном подворье не забыл осмотреть свой мотоцикл, который берег и лелеял, как малое дитя. Ведь с его помощью  пенсионеру удавалось пополнять семейный бюджет дарами леса. Когда не было другой подходящей работы, требовавшей умелых рук, пусть и  пожилого, но трудолюбивого, как в молодые годы, человека.
И вот его не стало. Известие о гибели любимого и заботливого супруга, за которым всю жизнь была «как за каменной стеной», повергло овдовевшую женщину в глубокий шок. В сознание ее пришлось приводить медикам. Но потом, Нина Данилова нашла в себе силы опознать в морге Ивана Петровича, а на штрафной стоянке – разбитый мотоцикл. Затем были похороны, деньги на которые собирали друзья погибшего пенсионера. Ведь у  вдовы, после, свалившегося на нее горя, резко ухудшилось здоровье. Понадобилось долгое лечение.
И все это время, пока  велось расследование ДТП, имевшего место на седьмом километре автодороги, ведущей от Бийска в Ельцовку, его виновник так ни разу и не появился перед вдовой, погубленного им человека. Не принес свои извинения, не помог в решении проблем с лечением. Как оказалось, Кирилл Белокрылов лишь на первых порах всеми силами готовился смягчить наказание за совершенное им преступление. Только в самом начале следствия он честно признавался в том, что просто заснул за рулем, сморенный алкоголем и веселыми ночами, проведенными на «рыбалке». Потом он начал утверждать, что не увидел мотоцикл из-за пыли, поднятой фурой, свернувшей на обочину. Потому и совершил столкновение.
Пришлось проводить ряд специалистов в различных отраслях знаний. Техническое исследование установило, что в момент аварии тормоза на «Жигулях» Белокрылова были в рабочем состоянии. Транспортно-трасологическая экспертиза показала, что столкновение автомобиля с мотоциклом произошло на половине проезжей части, предназначенной для движения в их попутном направлении, а в момент первого контакта оба транспортных средства находились на некотором удалении от начала следов юза. То есть, даже не было попытки затормозить.
Всего оказалось, что причиной дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть Ивана Данилова, стало нарушением Кириллом Белокрыловым нескольких пунктов «Правил дорожного движения» РФ. В том числе, он сел за руль машины в состоянии алкогольного опьянения, значительно превысил скорость движения, допустимую на территории населенного пункта и не выбрал безопасную дистанцию. Потому его действия были квалифицированы как нарушение лицом, управлявшим автомобилем, правил дорожного движения, совершенные в состоянии опьянения и повлекшие по неосторожности смерть человека.
В итоге вынесли осужденному наказание в виде четырех с половиной лет лишения свободы в колонии-поселении. Заодно, на три года его лишили прав управления транспортным средством. И тем же приговором с Кирилла Белокрылова взыскано триста тысяч рублей в пользу Нины Даниловой в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением.