Здравствуй, дорогая мамочка!

Валентина Телухова
Я всегда с улыбкой говорю, что в школе я проработала ровно двадцать пять лет. На посту перед классом простояла. Как солдат в эпоху Петра Первого.

Своих учеников я называю моими государственными детьми. У меня двое своих детей и чуть больше ста - государственных. Это те дети, у которых я была классным руководителем.

Классное руководство предполагает особенные отношения между учителем и учениками. Конечно, я вела у детей историю и приходила к ним два раза в неделю в качестве учителя-предметника. Это так. Но я несла ответственность за их успеваемость по всем предметам. И двойки по литературе за невыученные стихи детьми из моего класса меня огорчали иногда даже сильнее, чем самих ребятишек. Плохое поведение на уроках математики у молодой учительницы тоже напрямую меня касалось. Хотя учительница была истеричкой. Любое непослушание на уроке вызывало у неё прямо истерику. Она прекращала урок, заставляла учить детей тему самостоятельно. Если школьники допускали провинность в начале урока, то учительница все оставшееся время тупо сидела за учительским столом и молчала, а дети должны были сами по учебнику изучать новый материал. Страницы для изучения она писала на доске.

Молодую коллегу я "вылечила" быстро. Написала докладную записку на имя директора школы и попросила не оплачивать педагогу те уроки, которые она не проводила.

Какая волна непонимания обрушилась на меня! Даже опытные педагоги осудили. Но я свою позицию отстаивала просто. Я говорила, что за каждым моим уроком стоит напряженный труд подготовки к нему и полная отдача моя на уроке. Что я прихожу в класс научить детей, и делаю это. Шалят ли у меня дети на уроках? Бывает. Но я никогда не напишу на доске номер параграфа и не усядусь за стол учительский в праздности. Потом я показала коллегам свои планы уроков и предложила молодому педагогу показать свои. Они у неё были схематическими. Урок был спланирован неправильно. Работа класса не была запланирована на весь урок. Дети шалили от того, что у них было много свободного времени.

Я сама вызвалась помочь молодому педагогу при планировании уроков.  После нескольких консультаций дело у неё пошло.

Конечно, приходилось и мне иногда серьезно конфликтовать со своими учениками. Воспитывать - значит предъявлять требования. Разумные. Вот я и предъявляла. Подрастали мои ребятишки. Время шло. И вот они уже из пятиклассников, которых  я взяла под свое крыло когда-то, превратились в восьмиклассников. Почти взрослые люди. И эти взрослые люди сбежали с уроков на дневной сеанс фильма "Фантомас", который демонстрировался в сельском клубе. Для детей.

Случай был вопиющий. Я в класс не вошла, я - влетела.

-Так. Доставайте чистые листки бумаги и пишите под мою диктовку письмо вашим мамам.

Они в глаза мне не смотрели. Чувствовали себя виноватыми.

-Уважаемая и далее пишите имя и отчество своей мамы. Приглашаю Вас на внеочередное родительское собрание завтра, в шесть часов вечера.

Классный руководитель.

Потом я прошлась по рядам и подписала каждое приглашение и поставила дату. В третьем ряду на последней парте сидел шутник и озорник Андрей. Он был душой класса.  О нем мечтали девочки не только нашего класса, но и всей школы. Высокий рост, пшеничный и чуть кудрявый чуб, открытый взгляд и глаза василькового цвета делали его неотразимым.

Я наклонилась над его листком. Рука моя замерла.

"Здравствуй, дорогая мамочка! Зайди завтра в школу в шесть часов. За тобой сильно соскучилась Валентина Ивановна. Хочет срочно увидеть.
Любящий тебя, твой сын Андрей."

Я посмотрела внимательно на любящего сына" и... вместо того, чтобы рассердиться еще больше - я рассмеялась от всей души.

Напряжение, которое ощущалось в воздухе, вдруг куда-то исчезло. Дети заулыбались.

-Ладно. Убирайте свои приглашения. Внеочередного собрания не будет. Фантомасы. Попущенные уроки поставят в расписание уроков дополнительными. И не роптать. Все отработать! И - в лучшем виде.

-Конечно, конечно, отработаем. Разве мы не понимаем. Мы - понимаем! Малость виноваты, - зашумел класс - все тридцать четыре ученика.

Отработали. Исправились. Но Андрюшино приглашение для мамы я запомнила на всю жизнь.

Хотите узнать, как у него жизнь сложилась? Да как и у всех красавцев во всех уголках нашей Земли. Трижды женился. В трех браках пятеро детей. Последняя жена вдвое его младше. Теперь примерный семьянин и любящий отец для своей младшей дочери. Говорят, что он стал серьезнее. И только одна черта у него сохранилась навсегда - бережное отношение к своей матери.

Любящим сыном он остается и сегодня.