Ной Рудой-светлый храм душевной красоты. гл 1

Доба Каминская
Автор Доба Каминская               
Окончание темы- в главе номер 2.


Введение

 В одном из дневных  общественных центров для пожилых я познакомилась с вдовой замечательного, самобытного поэта.  Его имя: НОЙ МОИСЕЕВИЧ РУДОЙ.
Вдова поэта ввела меня в богатейший  поэтический мир Ноя Рудого, который я попытаюсь представить в этом очерке.


Ной Моисеевича Рудой- участник и инвалид Великой Отечественной войны, заслуженный деятель науки,доктор медицинских наук. Он автор нескоьких поэтических сборников.

Родители при рождении дали мальчику библейское имя Ной, что значит - спокойный, урановешенный, но получилось иначе- карты перпутала нагрянувшая Война.
В своих ранних стихах Ной писал:

Была ты верующей, мать
Родимая моя.

Я в синагогу не хожу,
Ни в церковь, ни в мечеть,
Но я неверия межу
Сумел преодолеть.

И я поверил в светлый храм
Душевной красоты,
Где поклоняюсь двум БОГАМ:
Ума и красоты.

Военная тематика заняла главное место в поэтическом творчестве Ноя.
Чувством глубочайшей трагедии обреченных на смерть 20- летних юношей пронизано стихотворение «Новобранец»:

Я, гибели страшась,
От роя пуль спасаюсь
И в ледяную грязь
Поглубже зарываюсь.

Мне только двадцать лет.
Да я ещё и не жил.
И рук девичьих свет
Меня не грел, не нежил.

Так почему же мне
За бруствер и - в атаку.
И по какой вине
Приговорён я к мраку.

Где убивают зря
Таких же безответных
Ребят двадцатилетних

В засилии ночей
Беззвездных и безлунных...
О, страшный мир траншей,
О,  обреченность юных!

Безмерная боль за тех, кто погиб на войне, и чувство вины перед ними звучат в стихах:


Полвека скоро стукнет мне.
А если толком разобраться ,
Я мог погибнуть на войне,
Я мог лежать в могиле братской.

Кусты, деревья и траву
Собой поить. А я живу.
Но среди тех, кто там лежат,
Я знал особенных ребят.

Гордился дружбой их,
Душою я понимал, что их не стою.
Они обойдены судьбой...
И каждый день, что прожит мной,

Пусть он обычен и неярок,
Я принимаю за подарок.;

Многие матери так и не смогли узнать,где  были похоронены их погибшие на фронте сыновья:

А ты, солдат, в бою убитый...
Однополчанин, ты нас, друг, прости.
Гранитные и мраморные плиты
Мы так и не поставили в пути.

И матери твоей не разобраться
Где пулею тебя сразило вдруг.
Вот и белеет у могил, у братских,
Седых голов поникший полукруг.

На фронтах войны погибло 48 поэтов. Ной вспоминает о трагедии этого поколения поэтов- фронтовиков:

Эта книга писалась бы кровью,
Как и всякая истая исповедь.
И страницы ее перелистывать
Люди всюду могли бы с любовью.

Каждой строчке, словам, междуметьям
Отзываясь душевным пизнаньем...
Только автор погиб в сорок третьем
У селенья с нерусскими названьем.

Прожил двадцать не лет, а мгновений,
Ожиданием счастья понизанных...
Сколько их-этих слов- откоровений,
Этих книг,  никогда не написанных.

Ошеломляюще сильные чувства вызывает стихотворение «Порожняк», в котором описан реальный эпизод, пережитый Ноем на фронте:

Передний край, то близкий, то далёкий.
Передний край. Едва ли кто забыл
Повязок окровавленных потоки
И раненых, которых надо в тыл.



Но у меня была ОДНА машина.
 Всего ОДНА на марше и в бою.
Шутили в штабе: «Хнычет медицина»,
И командир сказал: «Возьмёшь мою.

Но если удержаться не сумеем... «
И комполка распорядился так:
«Снаряды подвезёте к батареям,
 А доктору дадите ПОРОЖНЯК...»

Я врач и на войне видал немало.
Но ад земной познал наверняка,
Когда бойцам снарядов не хватало
И не хватало мне порожняка.

Порожняя машина мчится в тыл.
Прорвались танки. Близок неприятель.
«Стой, я кричу воителю,- забыл?
Забыл приказ о раненых,предатель?».

Он, ошалев, летит в тартарары.
И с грохотом проносится трёхтонка,
И вырвав пистолет из кабуры,
Я всю обойму шлю ему вдогонку.

Никто с меня погоны не сорвал
И не пытался пистрелить на месте.
Есть на войне военный трибунал,
Но есть и суд прямой солдатской чести .

И круто развернулся грузовик.
Стон раненых страшнее, чем расплата,
И раненых мы погрузили вмиг,
И мигом довезли до медсанбата.

Мне кажется,я вижу и сейчас
Изрытую воронками дорогу.
По своему стрелял я только раз,
Стрелял, - и промахнулся,слава Богу.

Здесь в очень скупых словах описан подвиг врача, который самозабвенно боролся за жизнь раненых, пренебрегая нависшей над ним угрозой Военного трибунала и последующего смертного приговора.
Своей беспредельной сердечной преданностью и другими высокими качествами своей души Ной напоминает литературного хх героя- военного врачач -хирурга Анатолия Марковича Левина, героя романа Юрия Германа «Полеовник медицинской службы».
Ной  получил на войне тяжёлое ранение- он потерял ногу.  Эта трагедия описана в его стихотворении:

Солдат с оторванной ногой ,
В крови, оглохший, ошалелый.
Минутой раньше-  молодой,
Минутой позже- поседелый.

За ним кровавый долгий след,
Он задыхается от дыма,
В руке зажатый пистолет
К виску ползёт неотвратимо.

И вдруг с истошным криком:»Нет!»,
Собрав в кулак остаток воли ,

Отшвыривает пистолет,
Дрожа от ужаса и боли...

Когда сменяются мечты
Определённостью жестокой,
И ты, сорвавшись с высоты,
Повис над пропастью глубокой.

И избавление прийти
Уже не может ниоткуда,
И понимаешь, что спасти
Тебя способно только чудо,-

Не дай очаянью, не дай
Вцепиться в гороло мертвой хваткой!-
Представь на миг передний край,
Представь того солдата все схватке.

С отчаяньем, с самим собой...
Я вправе говорить об этом,
Ведь это я, едва живой,
Схватился насмерть с пистолетом.

Автор тескта Доба Каминская






,
















.










 


  ,