Значение сновидения в поэме К. Гали Кыйсаи Йусуф

Дина Норбут
Бессмертная поэма продолжает вызывать интерес на мировом уровне. Всемирное значение произведения К.Гали освидетельствовано многочисленными версиями поэмы на разных языках, сотворёнными разными авторами в разные периоды истории. Кроме основных версий этого памятника литературы и культуры, а их насчитывается до 360, имеется множество вариантов внутри культурного наследия отдельно взятых народов. Один из крупнейших учёных с мировым именем Л.У.Стивен определил поэму как посредник между двумя Мирами: мир Ислама (содержание) и мир тюрков (форма). Факт, что идейное содержание поэмы исходит из более раннего периода Мировой культуры. Библейские и Иудейские рассказы, повествующие о житии пророков, восходящие в дальнейшем к Корану и его положениям.
Поэтому мусульмане особо почитают это произведение, отождествляя трудности, выпадающие на их долю, с мучениями Йусуфа и  сличая идеальную любовь между женщиной и мужчиной с взаимоотношениями Зулейхи и Йусуфа, признавая их союз символом идеальной любви в культурной жизни, надо полагать, всех мусульман. «Поэма К.Гали – большой шаг (продвижение), крупнейшее событие в развитии тюркской поэзии – она воплотила в себе доклассические свойства и одновременно включила в себя элементы исламской классики своего времени»
Поэма К.Гали в наиболее известных версиях изучена довольно полно и тщательно. Эстетическое и дидактическое значение поэмы так обширно, что в мировой культуре родился термин «Йусуфиана», у нас в России результаты исследования этого шедевра объединены под названием Тюрко-татарская Йусуфиана. Последнее слово и, по всей вероятности, самый достойный перевод поэмы на современный татарский язык произведён татарским учёным Н.Хисамовым.
Произведения, так или иначе ставшие источником для поэмы тюркского автора, представлены на наш взгляд, довольно полно. Кроме того, дана компетентная оценка идейно-философской проблематики, раскрываемой в поэме, исследуются литературные образы   главных героев. Учёный не оставил без внимания и литературный стиль средневекового автора: литературные приёмы, особенности тюркского стихосложения того времени и индивидуальные особенности поэзии К.Гали.  Таким образом, произведён относительно полный историографический, культурно-исторический и литературоведческий анализ поэмы.
Сейчас, когда появилась возможность изучать «Кыйссаи Йусуф»  и в культурологическом аспекте, т.е. не только с точки зрения классического литературоведения, мы намерены поговорить о сновидениях, занявших значительное место в художественном мире содержания поэмы. Действительно, СОН является очень важной составляющей, как содержания, так и идейно-философской, концептуальной, а также религиоведческой основы поэмы.
Завязка и развитие событий, приведших к крупной трагедии семью Йагъкуба (Яков) – пророка, по библейской и иудейской религиозной мифологии, - сына Исхака  (Исаак), которого в своё время его отец Ибрагим (Авраам) готов был принести в жертву по велению Всевышнего,  открывается сном главного героя, одиннадцатилетнего Йусуфа. Содержание сна, рассказанного отцу, а сон пророчил сновидцу великие милости Аллаха, было подслушано приёмной дочерью Йагъкуба, имя которой в произведении не упоминается. Сон, пересказанный старшим братьям Йусуфа, рождённым от других матерей, в сюжете произведения определяет начало конфликта. Раскрытие сна Йусуфа становится источником его страданий, а причиной тому чёрная зависть старших сыновей Йагъкуба.
Грядущие трагедии, в последствие постигшие семью пророка, усугубляются, подтверждаются сновидениями отца Йагъкуба   и его дочери Дины. Значение этого сна для понимания сути поэмы заключается в следующем: Йагъкуб и его дочь должны быть готовы к суровым испытаниям, а именно, к разлуке с любимым сыном и братом на время протяжённостью в семьдесят лет.
Особое значение для развития хода событий: внешнего и внутреннего процесса художественного мира поэмы сыграл сон Зулейхи, в дальнейшем, после очень долгих перипетий, ставшей любимой женой Йусуфа и родившей ему 12 сыновей. Особенно примечателен сон Зулейхи, повторяющийся в течение трёх лет. Влюблённая принцесса раскрывает свою печаль отцу - царю Таймасу, который предпринимает определённые действия для того, чтобы осчастливить единственную дочь. Но нетерпение, которое на протяжении всего произведения категорически осуждается, приводит к тому, что нетерпеливая Зулейха оказывается женой совершенно другого человека, шаха Мисыра (Египет) Кыйтфира, а не любимого ею Йусуфа.
Стимулом для дальнейшего разворачивания хода событий произведения также оказывается сон, теперь уже сон царственной особы (малика) Раййана, сменившего скончавшегося к тому времени Кыйтфира на престоле Мисыра. Сон, конечно, был вещим, и его никто, кроме Йусуфа, сидящего в то время в местном зиндане (тюрьме) разгадать не смог. Благодаря удивительной смекалке Йусуфа, его способности толковать сны, благодарный и благородный Раййан уступает ему своё место на троне. Этот сон является связующим звеном и пророческим, подтверждает сон Йусуфа, приснившийся в детстве, в самом начале повествования. Несчастье к тебе пришло через сон, и счастливый период твоей жизни наступит через сон, сообщает Йусуфу Джабраил.
Кроме этого, есть и другие сны, увиденные второстепенными персонажами поэмы, но и сны персонажей не первого плана имеют очень большое значение для понимания идейного содержания, для эстетического воплощения сути основной идеи автора. Обилие снов в художественном мире поэмы, прежде всего, свидетельствует о том, что сновидение в мусульманской и доисламской культуре тюрков имело очень большое сакральное и практическое   значение, которое очень интенсивно проникало в повседневную жизнь народа, формировало менталитет.
Теперь, когда с момента создания поэмы прошло много времени, условия современного мира и степень развития человеческого знания позволяют взглянуть на события поэмы по-другому, понимание произведения, его интерпретация должны складываться с учётом изменений последних десятилетий в мировоззрении народов, когда многое пересматривается, переосмысливается, и не может оставаться на прежнем уровне. Человечество быстро меняется, меняются условия проживания и возникает необходимость понимать мир и себя в нём не только с точки зрения материализма, так что и феномен сна не может оставаться пустым местом, выдумкой, не заслуживающей никакого внимания. Так что же такое сон в нашем сегодняшнем понимании?
Для начала обратимся к недавнему прошлому тюрко-мусульманских народов России. В народе большую популярность имели сонники, и толкования снов не считалось пустым времяпровождением. В советские времена, когда такие книги и поверья, изложенные в них, считались пережитком прошлого, свидетельством невежества, какая-то часть народа упорно продолжала верить в них. Теперь, о происхождении сновидений появились научно обоснованные трактаты и труды. Наиболее распространённые знания о снах, на сегодняшний день, продолжают исходить из классической психологии, где сон трактуется только как физиологическое явление. Это не противоречит истине, но истина здесь односторонняя.
Происхождение сновидений является областью интересов психоаналитиков, на протяжении последних 20 лет трактуется на другом уровне. Учитываются новейшие достижения как практической психологии, так эзотерики, которые не ограничиваются материалистическими категориями трактовки и рассматривают эту проблему системно.  В качестве примера приведем два прекрасных учебных пособия, адресованных людям, желающих изучить свою собственную суть и суть человека вообще через сновидения.
Примечательно то, что Галина Врублевская упоминает  в своём труде тот же факт, связанный со сновидением Раййана, на котором построен сюжет «Кыйссаи-Йусуф», и приводит для примера тот же сон о семи тучных и тощих коровах. По содержанию поэмы сон  был разгадан Йусуфом и означал семь грядущих плодородных лет, предшествующих следующим за ними семи годам засухи.
Американский психоаналитик Роберт Боснак объясняет свой интерес к сновидениям следующим: «древние говорили, что во сне каждый становится творцом, способным создать свой собственный реальный мир. А толкование сновидений – это тот метод, при помощи которого мы ещё и ещё раз вступаем в контакт с гением ночного воображения ».
К явлению сновидений обращается в своих трудах и представитель религиозной теологии, автор множества трудов, нацеленных на объяснение мира в системном восприятии: физическая реальность в совокупности представлений о потусторонних мирах, Шамиль Аляутдинов. В одной из своих книг он непосредственно обращается к проблеме объяснения сна: Сон канал связи и приёма информации. Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трёх видов: 1) речь души (то есть впечатления человека, результат его мысли, аналитики); 2) устрашение Сатаны и привнесение им печали и скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, печали); 3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа. Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность ».
Человек с точки зрения информационно-энергетического Учения – гораздо усложнённая субстанция. Это не только живой организм материального мира, но и субстанция нематериальная, что вовсе не означает, что она неживая. Связь человека с нематериальным, неосязаемым, невидимым, неслышимым и т.д. миром в классической философии определяется как метафизика. С метафизической точки зрения, сновидения и его смыслы объясняются довольно просто и доступно. Сон – это маленькая смерть, во время которой душа имеет возможность побывать во всех трёх измерениях времени: прошлое, настоящее, будущее. Ибо в нематериальном мире категория «время» полностью отсутствует.
Но информация сна не преподносится человеку в научных или житейских и практических смыслах. Сон к нам часто приходит в архетипических символах. Действительно, это самое верное понимание приёма информации сна. По утверждению информационно-энергетического Учения Мир, как мы помним, в качестве физической реальности – это лишь 1/10 от всего большого мира. К Миру Физическому присовокупляется 9/10 нематериального Мира, который составляет 9/10 всего Большого Мира, всей Вселенной. Одно из нематериальных тел, чаще астральное бродит по тонким мирам во время сновидений. Речь идёт не о пространственном значении, ибо в нефизическом мире нет и пространства. Оттого, что человек не в состоянии видеть этот нематериальный мир, он не догадывается о его существовании, так как организован (создан) для жизни на земле. Оттого, что человек не верит в существование нематериальной субстанции, считает, что её просто нет, невидимый мир не перестаёт и никогда не перестанет существовать. Сновидения – есть одно из многочисленных свидетельств того, что нематериальный мир – это объективная реальность и с этим нужно считаться нам живущим на Земле сегодня – на маленькой частичке бесконечной Вселенной.
Сновидения, приснившиеся героям поэмы К.Гали вещие. Они требуют разгадки, которая непременно сообщается в произведении. Сны непременно сбываются. Сбываются они, в первую очередь, в доказательство могущества, вездесущности Аллаха, ибо идея единственности и всемогущества Всевышнего – основная идея поэмы. Мудрый К.Гали в трудное время для страны хотел оградить родной народ от невежества, духовной слепоты, спасти его от тяжёлых страданий не только в мире физическом. Только сильные духом, верные себе люди и целые народы выживают в тяжелейших катаклизмах и остаются людьми на этом и том свете. Таким образом, сон – это самая настоящая реальность, но реальность нефизическая, нематериальная, поэтому сновидения в художественной системе поэмы определяют главную линию сюжета, ибо они посылаются героям Аллахом. События земной материализованной жизни строятся на системе сновидений. Исходя из собственного опыта сновидений, могу констатировать, что сны материализуются в физическом мире, но сообщение чаще всего приходит в символических образах.