Угадайка

Джордж Ренко
Дорогой читатель, хочешь поиграть в "угадайку"? Ниже приведены цитаты самых разных авторов из самых разных исторических эпох. Попробуй угадать, когда эти высказывания имели место. Если это век ХХ или ХХI, то хотя бы с точностью до десятилетия; для XIX века – к первой или ко второй половине столетия оно относится; для более ранних эпох – достаточно угадать номер столетия. За каждый правильно угаданный ответ поставь себе единичку. А в конце сможешь подсчитать процент правильных отгадок – ответы найдешь в конце статьи. (Если в ответе точная дата отсутствует, но десятилетие или полустолетие угадано примерно правильно, смело ставь единичку).

1. "То, чем гордятся военные, всегда похоже на детские забавы.Взрослого человека не могут прельстить блестящие доспехи и сверкающие шлемы. Ордена – вот что меня по настоящему удивляет. Почему военные в трезвом состоянии разгуливают, увесив грудь орденами. "
(А еще смешнее выглядят ряженые с полной грудью фальшивых орденов и медалей, на полном серьезе выдающие себя за ветеранов. Дж.Р.)

2. "Какие-то разнузданные люди в манчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали исполнения народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались также в частные квартиры, шарили в кроватях, в комодах, требовали водки, денег, гимна и наполняли воздух пьяной отрыжкой. "
(Что-то это смутно напоминает, не правда ли? Дж.Р.)

3. "Покажите вы <…> русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною. Никаких знаний и беззаветное самомнение. "

4. "В "Планете Голливуд" было ужасно душно.
- Ну что здесь сидеть, а? – Лужков повернулся к Шварценеггеру. – Поедем, я тебе лучше Москву покажу...
У Лужкова – новая "Волга"; поршевский мотор, гладкие кожаные сиденья... Эта машина дороже "мерседеса".
Кортеж устремился на Воробьевы горы.
- Как погуляли, Юрий Михайлович? – интересуются утром соратники Лужкова. – Как Шварценеггер?
- Ужас, что было, - сказал Лужков. – Я чуть со стыда не сгорел. Приехали на Воробьевы, Шварценеггер вылез из "Волги", а у него весь зад разодран, штаны клочьями свисают. Он одной рукой автограф дает, другой – трусы прикрывает.
- Какие трусы, Юрий Михайлович?
- Свои. Белые. Под ним сиденье лопнуло, пружина выскочила и прямо в жопу ему, вот ведь как... "

5.
"Ты выбрался из грязи в князи,
Но быстро князем становясь
Не позабудь, чтобы не сглазить,
Не вечны князи — вечна грязь. "

6. "Национальное самосознание есть великое дело; но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение. "

7.
"О как же ты противен вязкий гной
Имперских за паек интеллигенций,
И вечность им не выдаст ни одной
Из всех, что так желанны, индульгенций.
Они молчали в 68-м,
И в 79-м – промолчали,
Молчали, выясняется, с трудом,
Но без труда награды получали.

Эх, знать бы, кто, когда, за что и чем
Таланту за злодейство отмеряет.
Хозяйка вдруг взметнулась: - Выпить всем!
Ведь смерть любого с каждым примиряет!
На это я сказал: - Пожалуй, нет.
Не каждый может с каждым примириться,
Не сможет стук смертельных кастаньет
Заставить жертву танцевать с убийцей. "

8."Прилетела на берег синица Из-за полночного моря, Из-за холодна океяна. Спрашивали гостейку приезжу, За морем какие обряды. Гостья приезжа отвечала: "Все там превратно на свете. За морем Сократы добронравны, Каковых мы здесь не видаем, Никогда не суеверят, Не ханжат, не лицемерят; Воеводы за морем правдивы; Дьяк там цуками не ездит, Дьячихи алмазов не носят, Дьячата гостинцев не просят, За нос там судей писцы не водят. Сахар подьячий покупает. За морем подьячие честны, За морем писать они умеют. За морем в подрядах не крадут; Откупы за морем не в моде, Чтобы не стонало государство. "Завтрем" там истца не питают За морем почетные люди Шеи назад не загибают, Люди от них не погибают. В землю денег за морем не прячут, Со крестьян там кожи не сдирают, Деревень на карты там не ставят, За морем людьми не торгуют. За морем старухи не брюзгливы, Четок они хотя не носят, Добрых людей не злословят. За морем противно указу Росту заказного не емлют. За морем пошлины не крадут. В церкви за морем кокетки Бредить, колобродить не ездят. За морем бездельник не входит В домы, где добрые люди. За морем ума не пропивают; Сильные бессильных там не давят; Пред больших бояр лампад не ставят; Все дворянски дети там во школах, Их отцы и сами учились; Учатся за морем и девки; За морем того не болтают: Девушке-де разума не надо, Надобно ей личико да юбка, Надобны румяна да белилы. Там язык отцовский не в презреньи; Только в презреньи те невежи, Кои свой язык уничтожают, кои, долго странствуя по свету, Чужестранным воздухом некстати Головы пустые набивая, Пузыри надутые вывозят. Вздору там ораторы не мелют; Стихотворцы вирши не кропают; Мысли у писателей там ясны, Речи у слагателей согласны: За морем невежа не пишет, Критика злобой не дышит; Ябеды за морем не знают, Лучше там достоинство - наука, Лучше приказного крюка. Хитрости свободны там почтенней, Нежели дьячьи закрепы, Нежели выписки и справки, Нежели невнятные экстракты. Там купец - купец, а не обманщик. Гордости за морем не терпят, Лести за морем не слышно, Подлости за морем не видно. Ложь там - велико беззаконье. За морем нет тунеядцев. Все люди за морем трудятся, Все там отечеству служат; Лучше работящий там крестьянин, Нежель господин тунеядец; Лучше нерасчесаны кудри, Нежели парик на болване. За морем почтеннее свиньи, Нежели бесстыдны сребролюбцы. За морем не любятся за деньги: Там воеводская метресса Равна своею степенью С жирною гадкою крысой. Пьяные по улицам не ходят, И людей на улицах не режут."

9."Когда государство начинает убивать, оно всегда называет себя Родиной. "

10."Здесь движутся, дышат только по приказу, поэтому все так мрачно и имеет такой принужденный вид… Русское правление – это дисциплина военного стана, заменившая порядок гражданской общины, осадное положение, ставшее нормальным состоянием общества."

11."Я привык стыдиться этой родины, где каждый день — унижение, каждая встреча — как пощечина, где всё — пейзаж и люди — оскорбляет взор. "

12. "Если русским предоставить выбрать себе предводителя, они выбирают самого лживого, подлого, жестокого… Вместе с ним они убивают, грабят, насилуют, впоследствии сваливают на него свою вину. Спустя время церковь провозглашает его святым. "

13. "Опасно быть правым, когда правительство ошибается. "

14."Дела идут всё хуже, власть глупеет на глазах, при непрерывной смене функционеров уровень каждого следующего призыва всё ниже. "

15.“Русский человек на рандеву Истории, оказывается, унижен, когда он не может безнаказанно топтать и расчленять своих бывших собратьев по строительству платоновского Котлована.”

16."Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа."

17.
“Страна лесов,
Страна полей,
Упадков и расцветов,
Страна сибирских соболей
И каторжных поэтов.
Весь мир хранит твои меха,
Но паче дух орлиный —
Он знает стоимость стиха
И шкурки соболиной.
И только ты, страна полей,
Предпочитаешь сдуру
Делам своих богатырей
Их содранную шкуру.”

18."Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и, в качестве таковых, заносятся на скрижали Истории.
Всё было проклято в этой среде; все ходило ощупью в мраке безнадежности и отчаянья, который окутывал ее. Одни были развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. "

19.
“Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.”

20.“Хоть я и недавно имею дело с русскими, но опыт подсказывает мне, что не следует доверять их неумеренной похвальбе, вдохновленной чересчур ревностным служением верховному правителю. Национальная гордость, на мой взгляд, приличествует лишь народам свободным. Когда я вижу людей, надменных из подобострастия, причина внушает мне ненависть к следствию; в основе всего этого тщеславия - страх, говорю я себе; в основе всего этого величия - ловко скрытая низость. Открытие это исполняет меня неприязни.”

21.
“Россия – странная страна,
Клубок противоречий дерзких,
Не раскусили ни хрена
Её ни Кащенко, ни Сербский.

Умом Россию не понять,
Она прекрасна, как наяда.
Не надо Путина ругать,
Но и хвалить его не надо.

Умом Россию не понять
И не принять, как дар всевышний,
И что на Путина пенять,
Коль сами рожами не вышли?..”

22."Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат."

23."У нас будет лучше, невзирая на то что становится все хуже. Опять наше сегодня не дает никаких надежд. Только – завтра . Только соединив прошлое с будущим и вычеркнув к чертовой матери настоящее , можно снова жить и работать. Опять на энтузиазме и снова без зарплаты! Связать деньги населения, а потом и их самих, и развязать, когда наступит миг, отделяющий будущее от настоящего…"

24.“В Росии нынче пакостней всего
Привычка от партера до галерки
Снимать штаны задолго до того,
Как жопа назначается для порки.”

25.
“Нужно ль вам истолкованье,
Что такое русский бог?
Вот его вам начертанье,
Сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

Бог грудей и жоп отвислых,
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он русский бог.

Бог наливок, бог рассолов,
Душ, представленных в залог,
Бригадирш обоих полов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог всех с анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,
Вот он, вот он русский бог.

К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он русский бог.

Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог,
Бог по ужине горчицы,
Вот он, вот он русский бог.

Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог.

26."Ни одна страна не овладела искусством калечить души людей с такой неотвратимостью…"

27."Общество костенеет в равнодушии к собственным интересам… Это — круговая порука апатии и лености, в результате которой не может быть ничего иного, кроме мерзости и запустения. "

28.Во имя бога и природы,
Не веря сердцу и уму,
Уже сбегаются народы
К позолоченному ярму;
Награда вам — и корм и ласки,
А служба скромная легка:
Не беспокоить седока
И верно слушаться указки!
Жестоки наши времена,
На троне глупость боевая!
Прощай, поэзия святая,
И здравствуй, рабства тишина!

29.
“Порушены мертвые связи,
Иная упрочена связь:
Проныры — из грязи да в князи,
Народишко мордою в грязь,
Как раной открытой прижался —
Отторгни его, оторви.
Прижался, приник, прилежался.
Чтоб храмом восстать на крови.

Кровит над забором рябина
Всей горечью подлых кровей —
Россия, опять ты — чужбина
Для лучших твоих сыновей.”

30.“Вчера долго сидел у нас поэт Волошин. Нарвался он с предложением своих услуг (“по украшению города к первому мая”) ужасно. Я его предупреждал: не бегайте к ним, это не только низко, но и глупо, они ведь отлично знают, кто вы были еще вчера. Нес в ответ чепуху: “Искусство вне времени, вне политики, я буду участвовать в украшении только как поэт и как художник”. В украшении чего? Виселицы, да еще собственной? Все-таки побежал. А на другой день в “Известиях”: “К нам лез Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам…” Теперь Волошин хочет писать “письмо в редакцию”, полное благородного негодования. Еще глупей.”

31.““Справедливость” на практике оборачивается желанием, “чтобы никому не было лучше, чем мне”. (Но это не пресловутая “уравниловка”, так как охотно мирятся с тем, чтобы многим было хуже.) ... Вообще, если средний русский человек видит, что он живет плохо, а его сосед хорошо, он не думает о том, чтобы самому постараться устроиться так же хорошо, как и сосед, а о том, чтобы как-то так устроить, чтобы и соседу пришлось так же плохо, как и ему самому. Кому-то, может быть, эти мои рассуждения могут показаться очень наивными, но я мог наблюдать примеры этому десятки раз как в деревне, так и в городе и вижу в этом одну из характерных черт русской психологии”

32.
“Кто-то вспарывал вены,
Но спасали врачи,
Кто-то бился о стены,
Кто-то - шел в стукачи...
Но мутируют гены
Обреченной страны,
И, глядишь, перемены
Здесь уже не нужны,
И желанна народу,
Что не жил без ярма,
Не чужая свобода,
А родная тюрьма.
Пусть сегодня на карте
Той страны больше нет,
Пусть на банды компартий
Был наложен запрет -
Все мы родом оттуда,
И на воле - з/к,
В ожидании чуда
По решенью ЦК.
Мы отвыкли трудиться,
Мы привыкли к войне.
Черт нас дернул родиться
В обреченной стране!”

33.“Заняли мы квартиру-сарайчик, напоминающий любую из Красковских дач. У окон, аршина на 2-3 от фундамента, начинается Байкал. Платим рубль в сутки. Горы, леса, зеркальность Байкала — все отравляется мыслью, что нам придется сидеть здесь до пятницы. Что мы будем здесь делать? Вдобавок еще не знаем, что нам есть. Население питается одной только черемшой. Нет ни мяса, ни рыбы; молока нам не дали, а только обещали. За маленький белый хлебец содрали 16 коп. Купил я гречневой крупы и кусочек копченой свинины, велел сварить размазню; невкусно, но делать нечего, надо есть. Весь вечер искали по деревне, не продаст ли кто курицу, и не нашли… Зато водка есть! “Русский” человек большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т. п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно. А между тем, казалось бы, достать мясо и рыбу гораздо легче, чем водку, которая и дороже и везти ее труднее… Нет, должно быть, пить водку гораздо интереснее, чем трудиться ловить рыбу в Байкале или разводить скот”…
“Пьянство, малограмотность, тупость и убожество “русского” мужика, отставшего от Европы лет на двести , и до сих пор еще не совсем уверенно застегивающий собственные штаны, в очередной раз показывает, что с ним дружить нельзя, так как он рассматривает дружбу как слабость”

34.“Всяк видит прекрасно, в какой заднице он сидит, но талдычит токмо о том, что бывало и хуже, а может еще и хуже стать, если начать шевелиться и из задницы понемногу выбираться.
Но самое странное, что даже когда хуже становится, русский лемминг все одно твердит: "Как бы хуже не стало!". И на том, сударики, успокаивается. Очень его это утешает. И не может он понять головой своей <…> что вскоре окажется он у полностью разбитого корыта и дальше сможет уже точно ничего не бояться, так как хуже будет просто некуда. А самое страшное, что и на это ему плевать, ибо надеется к тому моменту умереть.

Возмутиться, подняться этот лемминг уже не способен, это я специально для тех пишу, кто все ждет бунтов, да восстаний. Не смешите. <…> А уж с таким народом <…> работать смысла нет никакого, чтобы, значит, леммингу жилось лучше. Разбалуешь, потом сам не рад будешь. Пусть уж себе дохнут помаленьку, тихо и спокойно. <…>

Ну, что друг на друга нам начхать сто раз, это понятно. Это национальная черта, чем гордимся. Но мы ее, с правительственной помощью, умудрились так развить, что и на себя наплевать, и на близких своих. Не сдохли еще? И хорошо, могло быть и хуже.

За что ты себя продал? За посулы, что лучше будет? Так видишь поди, хоть и лемминг, что обманули тебя. За что же ты так на себя осерчал-то, лемминг ты мой русский? Что же тебе, сердяга, так на себя наплевать-то стало? Или, вернее, так и было, а стало совсем наплевать? Чего дожидаешься? Когда просто резать начнут? Тогда дергаться уже поздно будет.

Что сказать. Плюй, лемминг, на себя, на Родину свою, на детей с родителями. Плюй, покуда слюны хватает, а как кончится, тут тебя и на погост.
Народ, которому на все наплевать. Потому и смирение такое, почти монашье. Да и кто о таком народе думать станет, я о правительстве говорю, коли ему самому до себя дела нет? Никто. Не стоите большего.”

35."Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления. "

36.“Несомненно, каждое государство имеет свои национальные интересы, однако, если государство когда-то входило в состав Российской империи, то его национальные интересы уступают национальным интересам России, которые являются законными.
Итог - если ваш сосед Россия, то вы можете быть либо вассалом, либо врагом.”

37.“Посетил я нынешнею весной Хрустальный дворец возле Лондона; в этом дворце помещается, как вам известно, нечто вроде выставки всего, до чего достигла людская изобретательность... и подумал я в те поры: если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли немедленно должно было бы исчезнуть из Хрустального дворца все то, что тот народ выдумал, - наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартарары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная... потому что даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут - эти наши знаменитые продукты - не нами выдуманы. Подобного опыта даже с Сандвичевскими островами произвести невозможно; тамошние жители какие-то лодки да копья изобрели...”

38.“Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!
Ты слышишь — вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!

Тебе ж, читатель мой капризный,
Носитель духа гуманизма,
Желаю я Добра — и пусть
При встрече с ним мой стих ты вспомнишь,
И вот тогда глухую полночь
Прорежет жуткий крик: “На помощь!”
А дальше — чавканье и хруст…”

39."Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу. "

40."Русский крестьянин трудолюбив и умеет выпутаться из затруднений во всех случаях жизни. Вооруженный топором, он превращается в волшебника и вновь изобретает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще. Он починит вашу карету, он заменит сломанное колесо срубленным деревом, привязанным одним концом к оси повозки, а другим концом волочащимся по земле. Если карета ваша окончательно откажется служить, он в мгновение ока соорудит вам новую из обломков старой. Если вы захотите переночевать среди леса, он в несколько часов сколотит хижину и, устроив вас как можно уютнее и удобнее, завернется в свой тулуп и заснет на пороге импровизированного ночлега, охраняя ваш сон, как верный часовой.
Любопытная и странная нация! Она заслуживает лучшей участи.
Всё говорит мне о природных способностях угнетенного русского народа.
Мысль о том, чего бы он достиг, если бы был свободен, приводит меня в бешенство".

41.“На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.

Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла”

42.“Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.”

43."Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. "

44."Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники. "

45.
"Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом. "

46."Всегда найдутся люди, которые будут говорить, что коммунистическая Румыния не знала ни лагерей принудительного труда, ни трудовых колоний, ни палачей, ни угнетателей и, в целом, чаушистский коммунизм был намного лучше, чем нынешний капитализм. Некоторые из этих людей заведомо лгут, потому что они сами были частью бывшей коммунистической элиты или даже коммунистическими палачами.
Другие вполне искренне утверждают, что чаушистский социализм был раем на земле. Но не следует негодовать, слушая их. Напротив, им можно только посочувствовать. Потому что такие люди – самые печальные жертвы коммунизма. Всецело порабощенные и забитые. Они готовы слепо следовать приказам любой власти. Они на всё согласятся. Они не станут протестовать против каких-либо злоупотреблений и жаловаться, когда будут нарушаться их права. Это те люди, которые никогда и ничем не будут возмущаться, каким бы ужасным ни было их существование, каким бы адом ни была их жизнь и какими бы неправедными ни были законы. Рабская жизнь у хозяина – единственное, что им известно. Свобода для них – нечто совершенно неведомое. <…>
Все те самые бывшие коммунистические политруки и утечисты [члены УТЧ, союза коммунистической молодежи] (и не только они!) в результате метаморфозы, произошедшей с ними за одну ночь, из непримиримых врагов капитализма мгновенно превратились в горячих сторонников оного, а также рыночной экономики, стали высокопоставленными и ответственными лицами в министерстве обороны и ЕС, получили звания полковников и генералов, им повесили на грудь румынские и европейские награда. Некоторые из них, генералы и контрадмиралы, и сегодня являются представителями или тайными советниками министерства обороны. "

47.
"Он незнатной был породы,
Он возрос среди народа,
Но, гонимый местью царской,
Злобной завистью боярской,
Он обрек себя страданью,
Казням, пыткам, истязанью
И пошел вещать народу
Братство, равенство, свободу.

И, восстанье начиная,
Он бежал в чужие краи
Из царева каземата,
От кнута, щипцов и ката.
А народ, восстать готовый
Из-под участи суровой,
От Смоленска до Ташкента
С нетерпеньем ждал студента.

Ждал его он поголовно,
Чтоб идти беспрекословно
Порешить вконец боярство,
Порешить совсем и царство,
Сделать общими именья
И предать навеки мщенью
Церкви, браки и семейство —
Мира старого злодейство! "

48."Жизнь — так, как она есть, — не борьба между Плохим и Хорошим, но между Плохим и Ужасным. И человеческий выбор на сегодняшний день лежит не между Добром и Злом, а скорее между Злом и Ужасом. Человеческая задача сегодня сводится к тому, чтобы остаться добрым в царстве Зла, а не стать самому его, Зла, носителем. "

49.“Иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как-то бойчее.”

50."Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем. "

51.Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

52."В этой стране пасутся козы с выщипанными боками, вдоль заборов робко пробираются шелудивые жители… В этой стране было двенадцать миллионов заключенных, у каждого был свой доносчик, следовательно, в ней проживало двенадцать миллионов предателей. Это та самая страна, которую в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя. "

53."И днем и ночью он гремел миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик. "


Ответы.

1.(Акутагава Рюноскэ. "Слова пигмея", 1923 - 1927)
2.(А.И.Куприн. "Гамбринус", 1906)
3.(Ф.М.Достоевский. "Братья Карамазовы", 1880)
4.(А.В.Караулов, Коллекция "Совершенно секретно", 1998)
5.(Омар Хайям, 1048 – 1131)
6.(В.С.Соловьев. "Национальный вопрос в России", 1884)
7.(А.А.Орлов. "Не жалею. Не скорблю. Не плачу", 2018)
8.(А.П.Сумароков. "Хор ко превратному свету", 1762-1763)
9.(Ю.А.Стриндберг. 1849 – 1912)
10.(Маркиз Астольф де Кюстин. "Россия в 1839 году")
11.(И.А.Бродский. 1940-1996)
12.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)
13.(Вольтер. 1694 – 1778)
14.(В.И.Вернадский. 1863 – 1945)
15.(А.А.Пионтковский. 1940 г.р.)
16.(Н.А.Некрасов. “Кому на Руси жить хорошо”, 1863-1876)
17.(Н.В.Панченко.  1949)
18.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)
19.(А.С.Пушкин. 1823)
20.(Маркиз Астольф де Кюстин. "Россия в 1839 году")
21.(М.Н.Кочетков. 1961 г. рождения)
22.(А.С.Хомяков. 1804-1860)
23.(М.М.Жванецкий. 1990-е)
24.(И.М.Губерман. 1936 г.р.)
25.(П.А. Вяземский. “Русский бог”, 1854)
26.(И.А.Бродский. 1940-1996)
27.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)
28.(Н.М.Языков. “Извиненье”, 1825)
29.(Н.В.Панченко.  1946)
30.(И.А.Бунин. “Окаянные дни”, 1918-1919)
31.(А.А.Амальрик. “Просуществует ли Советский Союз до 1984 года”, 1969)
32.(Ю.Л.Нестеренко. “Размышление о временах не столь отдаленных”, 1992)
33.(А.П.Чехов. Письма, 1890)
34.(А.В.Ледащёв. “Народ, которому на себя наплевать”, 2017)
35.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)
36.(А.Бахши. “Национальные интересы России”, 2017)
37.(И.С.Тургенев. “Дым”, 1867)
38.(Д.Н.Багрецов. “Добро”, 2002)
39.(И.А.Бродский. 1940-1996)
40.(Маркиз Астольф де Кюстин. "Россия в 1839 году")
41.(Е.Ю.Лукин. 1950 г.р.)
42.(А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”, 1831)
43.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)
44.(Дж.Оруэлл. 1903 – 1950)
45.(М.Ю.Лермонтов. "Предсказание", 1830)
46.(Иоан Поппа. "Рабы на Уранусе", 1992)
47.(Ф.М.Достоевский. "Светлая личность", из романа "Бесы", 1871-1872)
48.(И.А.Бродский. 1940-1996)
49.(И.С.Тургенев. “Дым”, 1867)
50.(У.Чёрчилль. 1874 – 1965)
51.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)
52.(И.А.Бродский. 1940-1996)
53.(М.Е.Салтыков-Щедрин. 1826-1889)