Рассказ 16. История старинной иконы

Надежда Сотникова 2
   Мы с братом, молча, сидели на кухне , удрученные и униженные. Столько лет несколько поколений  бережно хранили эту икону, а мы не сберегли. Естественно, мы с Саней были атеистами, как и большинство людей в нашей стране. Но даже мы понимали, какую эта икона представляла ценность. И в духовном. и в материальном смысле.

   Бабушка за год до своей смерти попросила Саню слазить в подвал и описала, как найти чемоданчик. Тайник был в стене подвала, обитой досками. Бабушка стояла на краю люка и объясняла Сане, что нужно постучать по доскам и, где стук будет звонким, там и будет тайник. И Саня стучал, и нашел тайник, и вытащил из него тот чемоданчик. Мы с братом сгорали от любопытства. Я уже навоображала, что там золото и драгоценные камни. И, когда бабушка открыла чемоданчик и вытащила из него икону, завернутую в сукно, я поначалу была сильно разочарована. Судя по всему, мой брат тоже.

   Но бабушка рассказала нам историю этой иконы, о том, какая она древняя и очень ценная. И сколько раз передавалась она по наследству, пока не попала в руки первого бабушкиного мужа, который погиб в гражданскую войну. Близких родственников, кроме молодой жены Шурочки, у него не было. Поэтому он, уходя на фронт, сказал своей жене, что, если с ним что-нибудь случится, то пусть икона останется ей и его будущему ребенку.

   Шурочка, наша бабушка, родила сына, который вскоре умер от тифа. Муж погиб месяцем раньше. Все годы бабушка прятала эту икону в подвале,тайник она соорудила сама, и ни одна душа о ней не знала, даже её второй муж, наш дед Иван. Когда деда арестовали, чекисты обшарили весь дом, в надежде найти доказательства причастности нашего деда к английской разведке, но ничего не нашли. А, если бы нашли икону, то посадили бы и бабушку.

   И теперь она передавала её на хранение нам, своим родным внукам, единственным и самым близким людям, оставшимся от всей её большой семьи. А еще она сказала, что, конечно, по крови её первый муж нам не является родственником, но она его очень любила и, если мы её хотя бы немного уважаем, то должны поклясться хранить эту икону, как она её хранила более пятидесяти лет.

   Все два года после бабушкиной смерти я постоянно находилась в тревоге. Когда сама лазила в подвал, то непременно отодвигала доску, чтобы убедиться, что чемоданчик с иконой на месте. Иной раз хотелось просто подкинуть её к дверям музея и навсегда избавиться от страха и тревоги. Ведь я была уверена, что никогда нам эту икону не то, что не продать, мы даже не могли повесить её на стену. О том, что когда-то может наступить такое время, что в нашей стране многие люди начнут искренне верить в Бога? Нет, эта абсурдная мысль никогда не приходила мне в голову.

   И вот теперь красивый капитан Сергей очень просто решил нашу проблему. Но вместо облегчения мы сейчас испытывали горечь утраты.

   - Саня, как ты думаешь, кто мог проговориться Сергею про вино и подвал? Ведь он даже и не скрывал, что знает, в какой из комнат он находится.

   - Не знаю, сестрёнка. Боюсь, что икона для нас уже потеряна навсегда. В милицию, сама понимаешь, обращаться бесполезно. Возможно, они даже и не знают про этот обыск. Милицейская машина и автобус? А, что мешало Сергею найти себе подельников среди простых милиционеров? И, вполне возможно, что они его родственники или друзья. Если хочешь знать мое мнение, то я думаю, что все они просто хотели разжиться хорошим и бесплатным вином.

   -А, как же икона? - спросила я.

   - Я уверен, что тайник Сергей нашел случайно. Скорее всего, он, либо настоящий или бывший кагэбэшник, либо профессиональный вор. У них это - привычное дело, стены простукивать.

   - И, что? Неужели мы ничего не будем предпринимать?

   - Очнись, родная! Ты вот-вот родишь. А я - многодетный отец. Ты предлагаешь с саблей на танк идти? Нет, моя хорошая. На правах старшего брата я тебя прошу, нет, я тебе просто приказываю забыть, как кошмарный сон, все это: икону, обыск и Сергея. Все равно эта икона доставляла нам одно беспокойство. Ладно бы мы с тобой были верующими, но ведь нас с тобой даже не крестили!

   - Крестили, - тихо сказала я, - мне бабушка перед смертью призналась. Она тайком носила нас в церковь. И у нас с тобой, братишка, даже крестики есть.

   С этими словами я встала и подошла к кухонному шкафу, открыла боковую нижнюю створку и вытащила с верхней полки стопку полотенец, потом отодвинула заднюю стенку и засунула руку в тайник. Вытащила небольшую коробку и передала брату. Он наблюдал за моими действиями с неподдельным восхищением

   - Да, сестрица, наша бабушка была непревзойденным мастером сооружать тайники. Мы уже три нашли. Интересно, есть ли еще? Уверен, что есть.

   Он открыл коробку и увидел две белых распашонки с кружавчиками: голубыми и розовыми. Колечки волос: темных и светлых, бирочки с нашими именами, и два крестика на шелковых шнурочках. Крестики были пришиты к распашонкам, чтобы не перепутать, где, чей. Мы с братом, хоть и считали себя атеистами, но сняли с распашонок крестики и надели их на себя.

http://www.proza.ru/2018/05/18/179