Палестинский вопрос - 2

Леонид Рабин
В последнее время в Сети активно распространяется и комментируется текст моего друга Михаила Ошерова "То, что вы не хотите знать". Не знаю, как кто, а я всё это хотел знать и знал. В принципе знал всегда, хотя, возможно, и не всё. Именно поэтому я уехал в Израиль не при Ицхаке Шамире, а после того, как начался процесс "Осло", и я считал, что проблемы, поднятые в тексте, будут решены в течение нескольких лет. Сейчас, в связи с 70-летием создания Израиля, на палестинских территориях проходят "марши возвращения", поэтому о поднятой в статье Михаила теме стоит поговорить.

Я в свое время подробно занимался проблемами уничтоженных палестинских деревень. Большинство из них было маленькими выселками, чем-то вроде нынешних непризнанных бедуинских деревень в Негеве. Численность населения в них в начале 30-х годов составляла максимум несколько сотен человек, а к 1948 году, согласно палестинским источникам, вдруг резко выросла до многих тысяч. Причем эта численность населения не соответствует фотографиям тех же самых деревень, приложенных там же и сделанных тогда же. Такое большое население должно было бы проживать в таких условиях, в каких проживали евреи в Варшавском гетто, где их расселили, выселив каждому по одному квадратному метру общей площади. Думаю, что арабы там так не жили, а имеет место приписка, потому что численность населения уничтоженных евреями в 1947-1949 годах арабских деревень никто никогда не верифицировал.

Помимо безусловного имевшего место фактора произведенной этнической чистки имеет место еще один. Треть нынешней арабской общины Израиля является тем, что они сами называют "внутренними беженцами", то есть людьми, сселенными из снесенных деревень в арабские города. Но их сселение было вызвано не столько этнической чисткой как таковой, сколько необходимостью освободить место для заселения большого числа людей, приехавших в новое государство, и переходом от сельского к городскому типу расселения. Тут можно провести следующую аналогию.

Представим себе условную подмосковную деревню Терёшки, оказавшуюся в 1960 году внутри Московской кольцевой автодороги. Москва строилась, и где-то в конце 80-х годов прошлого века деревню Терёшки снесли, а ее жителей расселили на Терёшкинской улице нового микрорайона, выделив им отдельные квартиры в шестнадцатиэтажках, которыми застроена эта улица.

Жители, разумеется, тоскуют по просторной деревне, в которой они жили. Однако процесс их сселения был легитимным, и они получили новое жилье взамен снесенного. Если кто-то хочет жить в деревне, он может продать свою квартиру и уехать за 100 километров от Москвы, чтобы там купить домик и жить в нем. Но устраивать "марши возвращения" в деревню Терёшки, которой нет и не будет, смысла нет.

Очень важно сказать вот о чем. Реальное качество жизни большинства арабского населения в подмандатной Палестине было ужасным. Люди жили в халупах с высотой потолка чуть выше человеческого роста, без окон, без удобств, с глиняными полами. Именно таким было большинство жилого фонда в снесенных деревнях.

Но в арабских деревнях было и некоторое количество хороших домов для элиты. Как правило, эти хорошие дома не сносились, а заселялись евреями, и несколько таких домов есть на территории почти каждой бывшей арабской деревни. Есть такой единственный дом и в Саламе - он принадлежал мухтару деревни, и сейчас в нем живут три еврейские семьи. Вся остальная деревня была скоплением бараков, перестроенных евреями-самозахватчиками и постепенно сносимых.

Аналогично, хорошие арабские дома для элиты появились и в городах. Примеры тому - кварталы Назха и Аджами в Яффо и Тальбия в Иерусалиме. Во время Великого Грабежа эти дома были захвачены представителями ашкеназской элиты, и сейчас потомки самозахватчиков там живут. Так, в шикарном бывшем арабском доме в Яффо с видом на море, захваченном полководцем Ицхаком Саде, до сих пор живет его семья. Однако в арабском секторе не было массового строительства приличных домов для народа, как у евреев в 30-40 годы. Там были виллы для элиты и жуткие халупы для народа. Именно поэтому арабские деревни удалось так быстро и легко снести.

Проблема, отразившаяся здесь, существует и сейчас. Одни "наблюдатели по фотографиям" говорят, что в Газе жить хорошо, потому что "посмотрите, какой там центр". Другие говорят, что лагеря беженцев там ужасные, и то, что Израиль за почти 30 лет владения Газой ничего не сделал для их жителей - преступление. Правы и те, и другие. Но арабская пропаганда, описывая "страну, которую мы потеряли", показывает именно уровень жизни элиты, а это обман.

Поэтому большинство потомков арабских беженцев уверено, что если бы не Накба, они жили бы так, как жила в середине 40-х годов прошлого века арабская элита Палестины, а не так, как жили их предки. Это понятная аберрация сознания. Менее понятно, почему израильская сторона не показывает реальную картину и не объясняет людям, что надо пытаться решать реальные проблемы, а не искать возможность вернуться в вымышленный "золотой век".

Вообще отвратительное качество палестинской элиты и то, что она перекладывает на Израиль вину за свои собственные грехи - важная часть проблемы. Я был в свое время в палестинской деревне, в которой нет воды. Да, поселенцы выпивают в пять раз больше воды на душу населения, чем палестинцы, но палестинцам тоже кое-что остается. Однако водопроводная труба в эту деревню проходит через Рамаллу, рамалльская элита выпивает всё, и жителям деревни не достается ничего. А виноват в этом, разумеется, Израиль. Мне кажется, что Израиль изначально совершил ошибку, пытаясь договариваться с коррумпированными и лживыми палестинскими элитами и действовать через них, а не работать непосредственно с трудящимися арабами на местах. Израилю в любом случае рано или поздно придется взять на себя ответственность за палестинский народ. Другого выхода у нас просто нет.

Иллюстрации в "Живом Журнале" - https://leorer.livejournal.com/950478.html .