Т. Гумбатова. Католики в Азербайджане. Гл. 7

Тамара Гумбатова 2
 7.Бакинское римско-католическое благотворительное общество(1906-1907)   
    
    При чрезвычайно тяжелых условиях вступал в свои права 1906 год. В это время город был похож на «горнило национальных страстей и классовой вражды». Страшные события вызвали страх и растерянность у населения и парализовали местную власть. В эти годы в политическую жизнь были вовлечены представители всех народностей и вероисповеданий. Газеты писали: »в современной семье: отец- крайний националист, мать- беспартийная, старший сын -  социал- федералист, дочь- социал-демократ, а младший сын-  анархист».
     Не обошло это стороной и католиков. Отъезд людей из города продолжался. Приказом по Управлению  Наместника на Кавказе от 3 февраля 1906 года было удовлетворено прошение сверхштатного техника строительного отдела  Бакинского губернского правления,  гражданского инженера Скуревича К.Б.(7.1)  об увольнении его от должности, и вовсе от службы.
    В феврале 1906 года о. Демуров  обратился  к  директорам мужской гимназии, реального училища и др. учебных заведений с просьбой «озаботиться духовным воспитанием детей-католиков, т.к. это пагубно влияет на них».
    4 марта 1906 года Высочайше были утверждены Временные правила об обществах и союзах. Это предполагало их перерегистрацию. 19 марта 1906 года член БРК Благотворительного общества В.И. Милькушиц, в соответствии с новыми правилами, подал прошение губернатору с просьбой разрешить провести благотворительный концерт с целью сбора пожертвований на строительство школы. В здании Бакинского Технического общества на Миллионной улице католики провели совещание по изысканию способов удовлетворения нужд местного католического населения.            
   11 мая 1906 года  в польской каменной часовне Святого Креста(7.2) на католическом кладбище (которая, по неподтвержденным данным, была построена в 1903 году) отпевали девицу 24 лет, австрийско-подданную Людвигу Федоровну Эндржевскую. Она приехала в Баку к своей сестре Альбертине  и  в гостинице «Кавказ»,  никого не обвиняя, покончила жизнь самоубийством.
     В июне в городе опять прошли забастовки. Не прекращались убийства и бандитизм, что вынудило  ввести запрет на  движение с  9  вечера до 5 утра.   На этом фоне  активно  и трогательно проявляют свою «веротерпимость» воры.  Так,  ограбив православный собор, они не пожелали обидеть  и  католиков - повторно залезли  в молитвенный дом и украли золотые украшения, пожертвованные прихожанами. Ранее, в ночь на 17 февраля , неизвестные злоумышленники похитили из  католического  дома три серебряных вызолоченных  чаши, ковер кавказской работы  и кружку для сбора пожертвований.    Бакинский  полицмейстер разъяснил, что из Ростова прибыли интеллигентные лица, которые грабят исключительно церкви, и предложил  всем ввести ночную охрану. Но вскоре  ограбили домовую церковь технического училища. 
     7 июля  в молитвенном доме отпевали Степана Викторовича Коро, исполнявшего обязанности французского вице-консула в Баку. Его хоронили из дома Муртузы Мухтарова по Врангельской улице (Ахмеда Джавада) №5. 
    11 июля 1906 года прошло  отчетное собрание БРКБ общества. Оно   существует уже четвертый год  и насчитывает 117 членов,  из них  3 почетных, 100 действительных и 14 соревнователей. Взамен выбывших членов в правление избрали С.И.Рыльского, Т.Глинского, М. Ксенжопольского, В.И.Милькушиц, В.Склодовского,  Л.Пашкевича и Я. Моравского. В ревизионной комиссии Т.Абрамович,  С.Луневский и Я.Вышинский.
   23 августа 1906 года настоятель Демуров и синдик М. Петкевич, проживавшие по Биржевой улице д.26, обратились  к  Наместнику на  Кавказе. Они сообщили, что печальные события 1905 года позволили собрать в Тифлисе и Кутаиси, где много католиков, только 4.000 руб. 2 ноября 1906 года МВД  разрешило  им  сбор добровольных пожертвований (при соблюдении соответствующих правил) в пределах епархий Российской  Империи.  На этот раз они могли печатать  об этом объявления в газетах и рассылать письма жертвователям.
  28 сентября 1906 года указом Николая II было учреждено Бакинское градоначальство и введена должность градоначальника, который обладал неограниченными полномочиями и подчинялся непосредственно Петербургу. На эту должность прочили генерал-лейтенанта принца Луи Наполеона Бонапарта( который в 1905 году подавил вооруженное восстание в Кутаиси, а затем был назначен военным губернатором Эриванской губернии ) и генерал-губернатора Батуми фон Паркау Петр (Эдмунд) Федорович( Фридрихович).  Но был назначен  генерал-майор Михаил Евгеньевич  Коневский.  Бакинским губернатором оставался Алышевский Владимир Владимирович, вице-губернатором Лилеев  Павел Алексеевич, а с 13 мая должность вице-губернатора занял А.В.Кулибин.
     В 1906 году возобновила работу 2-х классная школа, которая разместилась в  доме Адамова на Биржевой улице № 28, угол  Миллионной ( Дарвина - Ворошилова - Фикрета Амирова). Помещение имело две классные комнаты,  учительскую, галерею и кухню. Школу посещало 22 ученика: 9 мальчиков и 13 девочек в возрасте  7-12 лет,  все  католического  исповедания. К концу года было 48 учеников.  Изучали польский, русский и немецкий языки, Закон Божий, арифметику, чистописание, рисование и рукоделие. Работало два учителя, одна из них полька  Стефания Залусская.  В этот же дом перевели и  библиотеку, которая  насчитывала 1644 книг   и имела отдельный шкаф со 100 томами в память А.Вишневского. В читальне  были местные газеты, российские и польские: » Русь», «Русский вестник»,  «Нива» , »Kurjer Warszawski, «Slovo» «Glos», «Prawda» и др.      
      В этом году произошло еще одно событие, которое будет иметь последствия для католиков. 30 октября 1906 года определением Бакинского губернского по делам об обществах Присутствия был утвержден Устав » Бакинского грузинского общества», который внесли  в реестр за №10 . Оно организовалось в 1905 году и  по разрешению губернатора Кн.Накашидзе  с 26 февраля 1905 года работало по Уставу Тифлисского Грузинского благотворительного общества . Председателем был избран Кн. Иосиф Иумонович Дадиани. Общество арендовало помещение на Думской площади  в б. помещении старой Думы(рис.7.3.), но теперь возникла необходимость в  организации школы и клуба. И они начали ходатайства о выделении им участка земли. 
      26 ноября о. Демуров  обвенчал  в молитвенном католическом доме свою сестру Елизавету, девицу 30 лет, с 27-летним Александром Павловичем Чилашвили из Кутаиси. Свидетелем  был Владислав Иванович Минкевич .
   После Манифеста 1905 года  интенсивно начались создаваться при католических церквях или с участием католических церковников различные общественные и политические организации. Так, Тираспольский  Епископ  Иосиф Аллоизий Кесслер(1862-1933) в 1906 г. основал в Саратове общество Св. Климента («Клеменс»), за которым  был установлен секретный надзор.( рис.7.4. )  В Одессе он открыл типографию для издания печатного органа епархии "Клеменс" (основан в 1897 г.) и приложения к нему "Deutsche Rundshau", выходившего дважды в неделю. Там был издан сборник церковных песен.
  Виленский епископ Э. фон Ропп (рис.7.5) организовал конституционалистскую католическую партию Литвы и Белоруссии и Католический союз рабочих. Главной целью партии было осуществление социальной программы Ватикана. Это вызвало недовольство поляков, у которых собственные интересы были неразрывно связаны с католицизмом. Они  враждебно были  настроены  к литовцам  и белорусам и обвиняли епископа в покровительстве политике русского правительства.
   Все это настораживало государственную власть и обостряло их отношения с духовенством, которое  было ей подчинено. Так, премьер министр  П. А. Столыпин  издал циркуляр о несовместимости сотрудничества  государственных служащих и духовных лиц с политическими организациями. Был установлен надзор за образом действий светских чинов  инославных и иноверческих верований   и   их духовенства. В случае обнаружения политических действий  духовными лица, они  подлежали  увольнению с должности . Ведь в Российской Империи церковь не была отделена от государства. Назначения и увольнения священнослужителей от должностей, равно, как и  оплата  их служения, осуществлялось Правительством Империи. Кроме того, браки католиков с православными признавались только при заключении их в православных церквях. Это вызывало протест Епископа Тираспольской епархии Кесслера.
      Председатель Совета министров Столыпин был  сильно настроен против поляков и вел борьбу с католицизмом лишь для того, чтобы противостоять полонизации. Но он не стал из-за этого врагом католицизма в целом. Это позволило Роппу  в апреле 1906 года быть  избранным в депутаты  Государственной Думы первого созыва.
   К 1907 году БРК приход располагал некоторой суммой  денег для начала  подготовительных работ к строительству костела, но никак не мог получить ответ по поводу поданного еще в 1905 году ходатайства  о  «безвозмездном отводе обществу дополнительного участка городской земли под, спроектированную к постройке,  церковь». В январе  1907 года  католики в очередной раз обращаются в Городскую Управу с просьбой внести этот вопрос на одно из ближайших заседаний Городской Думы.  Они  выражают  удивление такому отношению к данному вопросу со стороны членов управы, т.к. » любое ходатайство, независимо от кого бы оно ни исходило, согласно Городскому Положению, должно быть привнесено в Думу с заключением Управы,  даже если оно имеет отрицательное свойство». Они очень надеялись, что Управа поторопится исправить свои ошибки и сочувственно отнесется к вопросу, уже не терпящему отлагательств. Но в мае месяце этот вопрос оставался открытым.   
     В соответствии  с  Постановлением Бакинского городского по делам об обществах и союзах присутствия от 6 апреля 1907 года  БРК Благотворительное общество   утвердило  в этом году новый Устав.
  По примеру прошлых лет товарищ Председателя Владислав Иванович Мицкевич  получил разрешение градоначальника на проведение  обычного благотворительного концерта в пользу строительства костела, который состоялся 31 января 1907 года в помещении Бакинского Благотворительного общества.  Концерт был представлен двумя отделениями: вокально-инструментальным и  драматическим. В концерте приняли участие  С.Ф.Плошко  (скрипка), артистка С-Петербургского Императорского артистического общества Мария Будкевич  и   Ядвига Феликсовна Залесская(7.6).   Впервые ее концерты в Баку состоялись в 1898 году.  «Это была  пианистка с прекрасной техникой и большим художественным вкусом. Ее жанр – меланхолический Чайковский, нежный и капризный Шуман, глубоко чувствующей и искренний Шопен». Здесь проживала ее сестра  Софья, жена доктора А.Плошко.   .
        В концерте исполнили  пантомиму,  спектакль » Краковская свадьба» на польском языке, а в конце были  танцы. Концерт прошел с большим успехом. Хозяйками вечера были С.Ф.Плошко и Сабина Владиславовна, жена И.Плошко. Правление посчитало своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность жертвователям и лицам, принявшим деятельное участие в организации  вечера.
   6 марта 1907 года  в день католической масленицы  по инициативе С.В.Плошко  был представлен  в пользу недостающих учеников-католиков спектакль на польском языке »Дети»  Свидерского и водевиль  Абрамовича и Рушковского »Новая франсильон». Участвовали: М.К.Вонсович, С.С.Гюнтер,  Павлов-Арбенин  и др.  Было собрано 652 рубля.
    29 июля 1907 года настоятель прихода о. Демуров   опубликовал в газете» Каспий» открытое обращение: » Римско-католическая церковь в Российской Империи не располагает более теми богатствами  и находится в полной зависимости от добровольных пожертвований , в связи с этим прошу всех  выразить свои чувства набожной молитвой и пожертвованиями на строительство костела».
    5 сентября 1907 года католики Баку вместе с мировым сообществом отмечали 50-летие священства  Римского Папы Пия Х.    
  23 сентября 1907 года умер командир пехотного резервного Сальянского полка, генерал-майор Мечислав Константинович  Вальтер. 28 сентября тело усопшего после панихиды в католическом молитвенном доме было захоронено на военном кладбище. На похоронах присутствовал  градоначальник, генерал-майор М. Е. Коневский, губернатор В. В. Алышевский и много народу. 
   4 ноября  1907 года состоялось отчетно-выборное  собрание БРКБ общества, на котором утвердили отчет за  1906 год. Количество членов - 83 человека. Среди них -   доктор  А.К. Плошко и его жена С. Ф.,  главный архитектор  города И.К. Плошко и его жена С. В.,  Михайлина Осипчук,  Е.Снарская,  Тамара Лизгарт, И. Зданович, Я. Вышинский, А. Фрази, Я. Моравский, С. Рыльский,  П.П.. Залесский, Б. Огулевич, С. Урбанович,   П. И. Когновицкий   и др. Председателем  был избран  М. Ксенжопольский.  Членами  Правления стали Л.Пашкевич, Генрих Гостынский, Любомир  Камоцкий (казначей),  Рудольф Кржечковский (секретарь), С. Плошко, Николай Ленчевский,  Александр Феранский, Я. Моравский, кандидатом Роман Тальма. Почетными членами были избраны Елизавета  Снарская и  Т-во Бр.Нобель.  Главная забота общества - это  школа, которая  продолжала располагаться в съемном доме Адамова. В школе 60 учеников и две учительницы. В город начал поступать новый польский журнал » Najnowszy Kurier« .
   Согласно  Указу о свободе вероисповедания в России  »лица, отпавшие от православной веры в другие христианские исповедания или вероучения, не подлежат преследованию»   и  не   нарушает  гражданских прав. Это помогло многим по совести или по своему усмотрению причислить себя к тому или иному вероисповеданию. Среди них  был гражданский инженер, главный городской архитектор  П.И.Когновицкий.  Крещенный в православии, он в 1907 году  официально перешел из православия в католичество и стал полноправным членом католического благотворительного общества(7.7). 
     Позже  Департамент духовных дел МВД обязал ежегодно доставлять сведения о числе отпавших от господствующей церкви в инославные или иноверные исповедания. Кроме того, представители не православного духовенства обязаны были являться для совершения различных служебных действий  по первому  же требованию администрации. .
     После роспуска Первой Государственной Думы   Епископ Ропп  5 октября 1907 г. был выслан из Вильнюса в Витебскую губернию. Там у него произошел конфликт с государственными органами, которые  требовали  введение в католических церквях русского языка. Святейший Синод считал деятельность католического епископа Роппа, как «иезуитскую» и его выслали  в Тифлис сроком  на 10 лет.  Но он продолжил активную политическую деятельность, и уже в ноябре 1907 года ему пришлось спешно его  покинуть.
   В партии Народной свободы (кадеты-конституционные демократы), наряду с Гаджи Иса-беком Гаджинским, Искендер- беком Ахундовым, Ибрагим-беком Ашурбековым, А. М.Топчибашевым, состояли: инженер И.К.Плошко, свободный художник, преподаватель мореходного училища Б.А.Циоглинский, инженер П.М.Бойчевский, А.М.Фейгль,  присяжный поверенный С.А.Вонсович  и др. Согласно данным И.С.Багировой,  последний был избран Председателем бюро Бакинского отделения  кадетов.  Выступая 5 апреля 1906 году на общем собрании со своей лекцией "Об автономии окраин и единстве государства", он горячо защищал идею автономии Кавказа, как «области, населенной многими народностями, со своеобразным бытом, с различными условиями жизни, языком, историческим прошлым и пр.».
   При этом, он упрекнул представителей местных народностей (грузин, армян и азербайджанцев)  в том, что  они  до сих пор  не занялись обсуждением этого жизненно важного вопроса. Но, большая часть представителей азербайджанской интеллигенции, деятельного участия  в партии не принимала, предпочитая, либо создавать собственные партии, либо войти во Всероссийский мусульманский союз.

 

    
фото-Ядвига Залесская