Вайшнавская быль о невероятном и о гордыне

Николай Карпицкий
Всякая духовная традиция порождает свой мир, в котором невозможное становится возможным, и когда оказываешься на стыке этих миров, то часто сталкиваешься с невероятными историями. И тогда уже невозможно на ребре этого стыка удержать целостность собственной картины мира. В ней появляются трещины, через которые можно видеть необъяснимые события.

Один почтенный вайшнав по имени Камалакара рассказал мне о том, что приключилось с ним в 1995 году в Харьковской области. Дело было зимой, стоял двадцатиградусный мороз, что для Украины очень холодно. Был он за рулем обычного микроавтобуса, и с ним ехали еще два вайшнава. Направлялись они к сахарному заводу. По прямой через мост было в несколько раз ближе, однако дорога была убитая, и если кто по ней ездил, то в основном летом.

Решили рискнуть по прямой. Только вот дорогу замело уже, один сплошной луг и ничего больше не видно. Как искать дорогу – не понятно, в любой момент можно въехать в какую-нибудь яму под снегом и застрять. Вдруг микроавтобус заскрипел, как будто со всех сторон его перехватило тросами и чуть-чуть приподняло. Камалакара почувствовал, что потерял сцепление с землей, и машину понесло вперед. В зеркало был виден след, который оставил микроавтобус, разгребая свежевыпавший снег, почти не касаясь ледяной корки под ним. Всё это время перепуганные вайшнавы громко молились: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе…» «Сильнее молитесь!», – кричит Камалакара. Так они пронеслись нал лугом километра три. Впереди появился мост, а на мосту бульдозер тянет огромный грузовик «КрАЗ». Очевидно, водитель грузовика тоже решил испытать судьбу на заснеженной убитой дороге.

Микроавтобус влетает на мост со скоростью километров тридцать и несется на грузовик. «Как же мы разминёмся!» – испуганно думает Камалакара, ведь мост узкий, и объехать невозможно. Неожиданно перед грузовиком микроавтобус вайшнавов резко разворачивается на девяносто градусов в сторону реки, и Камалакаре открывается, как от них удаляется грузовик на мосту, который тянет бульдозер. За бульдозером на берегу еще один грузовик, из машин выскакивают водители, падают на колени и молятся.

Невидимая сила пронесла микроавтобус вайшнавов над рекой на высоте метра два и поставила на дорогу. Вновь заскрипели стены микроавтобуса, как будто отпускают трос, и Камалакара почувствовал сцепление с землей.

Вайшнавы успокоились, и когда ехали дальше, уже не молились. Мысли были заняты другим, а история стала забываться. Добрались до поселка, остановились на квартире. На следующий день поехали они в контору сахарного завода. В конторе по утрам проводили планёрки водителей, которые развозили спрессованные остатки буряка в качестве корма для скота. Попутчики Камалакары ушли договариваться о продаже книг, а сам Камалакара остался в микроавтобусе.

- Это ты летел на машине? – спрашивает Камалакару водитель грузовика, что был на мосту. Очевидно, на планерке он уже успел рассказать эту историю и быстро созвал других водителей грузовиков.

Камалакара так сразу и не вспомнил про происшествие. Те три водителя, которые оказались очевидцами истории, почтенно склоняются перед микроавтобусом, остальные же (их было десяток или дюжина) скептически улыбаются.

- Расскажи о своём Боге! – обращается тот, кто первым увидел Камалакару. И тут Камалакара чувствует, что ему совсем не хочется говорить о Боге. Хочется говорить о себе, что это он такой особый, как Бог вёл летящий микроавтобус. «Это ужасно! – поясняет мне Камалакара – Я сейчас вспоминаю себя тогда. Это какое безумие выставлять себя как Бога! А тогда мне хотелось, чтобы обо мне говорили… что там Бог!»

Водитель обращается к нему:
- Это понятно, ты был в машине, когда вас несло... но ты ведь просто сидел там. Ты о Боге расскажи!

Камалакара дал ему вайшнавские книги и что-то объяснил. Со временем, он вновь забыл эту историю.

Спустя много лет в электричке встречает Камалакара водителя бульдозера, что тянул «КрАЗ» на мосту.
- Это ты тогда на машине летал? – спрашивает тот. Камалакара припоминает случившееся, и снова накатывает волна гордыни, желание говорить о себе, а не о Боге.

Я спросил рассказчика, есть ли сейчас это искушение, ведь прошло более двадцати лет и уже накоплен такой опыт религиозной практики. «Да я и сейчас герой» – с сожалением признался он.

- Кришна так пошутил. Это игра Кришны, – объясняет Камалакара.
- А зачем он это сделал?
- Так мы же везли книги распространять!

Как считает Камалакара, Бог явил всемогущество, однако основной смысл этой истории в том, что мы не признаём Бога даже тогда, когда его невероятное действие очевидно. Мы ставим себя на место Бога и тем самым убиваем Бога в себе.

За точность памяти рассказчика я не ручаюсь, всё-таки он несколько раз забывал эту историю, однако в его искренности не сомневаюсь. Даже если предположить, что эта история – игра воображения, до психологических подробностей рассказчик бы не додумался. Люди могут придумать невероятные истории из-за гордыни, но люди не придумывают невероятные истории, дабы изобличить в себе гордыню.

Поскольку реальный мир бесконечно многообразнее любой картины мира, должны время от времени встречаться необъяснимые явления. Для обычного человека невыносимо, если что-то не укладывается в его картину мира, и тогда он либо отрицает необъяснимое, либо придумывает новое объяснение. Для этого ему приходится что-то изменить в своей картине мира, иначе она пойдёт трещинами.

Соответственно и для данной истории можно было бы придумать много разных объяснений, каждое из которых уведёт в выстроенное под неё мироописание. И чем больше мы будем успокаивать себя объяснениями, тем дальше будем удаляться от подлинной реальности. Поэтому не вижу смысла анализировать само чудо, а вот психологическая реакция его очевидца интересна и требует специального осмысления.

Предвижу возражения на объяснения Камалакары: а что если это не от Бога было чудо, а от тёмных сил, дабы внушить гордыню? Но если так, то Камалакара не должен был постоянно забывать историю. Напротив, он всё время пребывал бы в перевозбуждённом состоянии от случившегося.

Думаю, психологический механизм здесь такой. Всякое непостижимое, которое не укладывается в картину мира, пугает. В данном случае вайшнавы преодолели страх своей верой. Но даже по вайшнавским меркам эта история остаётся невероятной, и поэтому вытесняется из памяти, чтобы не разрушать целостность картины мира. Когда же историю напоминали посторонние люди, требовалась коррекция картины мира. В этот момент запускается тот психологический закон, который превращает людей в неадекватных фанатиков. Человек стремится выбрать такой вариант картины мира в момент её перестройки, в котором его самомнение максимально повышается. От этого искушения Камалакару спасало только подлинное общение с Богом. Действительно, зачем воображать себя великим героем, если с тобой общается Высшая личность! Но если поддаться этому искушению, то богообщение прервётся, и на месте Бога окажется созданный воображением идол. Именно так и происходит в головах фанатично верующих, которые воображают, что якобы поклоняются Богу, а на самом деле поклоняются своему Эго.

Май 2018 г., Харьков