9. Я не прощаюсь...

Фокас Владимир
2014 г.

Снова эти пресловутые Я-МЫ-ОНИ… И никуда от этого не денешься. Не отменишь, не забудешь, не убежишь… Мало сказать:

«МЫ» вместо «Я» возможно лишь тогда, когда человек добровольно предоставляет своё тело, чувства, разум, душу и самую жизнь в распоряжение множества - множества как потока бытия во всех его качествах и мерностях.

Всё начинает звучать по-новому, как огромный оркестр, порождающий единую песню, музыку, слово и движение. Нет ничего случайного, всё всегда приходит своевременно и к месту. И то, о чём «Я» могло лишь мечтать, становится  внутренней реальностью присутствия и соучастия великих композиторов, дирижёров, исполнителей, поэтов, музыкантов, художников и режиссёров. Никто не борется и не настаивает на праве собственности, на признании «первородства», никто не говорил: «Вот, отдаю своё», но «Возвращаю часть общего, на время взятое мною для личного пользования»…

Всё начинается с очень простого и понятного, усложняясь, совершенствуясь и переходя на всё более высокие уровни. Незамысловатые и милые песенки становятся Песнями мира, хоровое пение – небесным и космическим хоралом, лицо превращается в лик, обычная речь – в Слово, а лицедейство – в истинное перевоплощение, трансформацию, становление. Всё это кажется пришедшим из «мира наружного», но не имеет никакого шанса стать общей реальностью, если не будет воспринято и поддержано внутренней вселенной, ее стремлением и желанием».

Все перечисленное- это то, что входит в человека по нашему приглашению или без оного. А вот что УХОДИТ - И ПОЧЕМУ?

Ухожу, ибо в этой обители бед
Ничего постоянного, прочного нет.
Пусть смеется лишь тот уходящему вслед,
Кто прожить собирается тысячу лет.

Книга жизни моей перелистана… Жаль.
От весны, от веселья осталась печаль.
Юность-птица не помню когда ты пришла
И когда, легкокрылая, вдаль уплыла.

Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас,
Эти камни в пыли под ногами у нас
Были прежде зрачками пленительных глаз.

Вместо солнца весь мир осветить не могу,
Тайну сущего дверь отворить не могу.
В море мысли нашел я жемчужину-суть,
Но от страха боюсь на себя повернуть.

До того, как мы чашу судьбы изопьем,
Лучше, милая, чашу иную нальем.
Может статься, что сделать глоток пред концом
Не позволит нам небо в безумстве своем.

Мы источник веселья и скорби рудник,
Мы вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале - мир многолик,
Он ничтожен и все же безмерно велик.

Стихи А. Суханова по рубаи О. Хайама.

Ох, как же печально… Каким одиночеством и безнадежностью несет от этих строк… Молодым не нужно объяснять смысл принципа «Все меняется». А вот вторую его часть: «ВСЕ ПРОХОДИТ», - пожилым и старым приходится нести в себе как абсолютную реальность собственного существования. Но при этом  помнить о другом: «Если ты обращен в прошлое, у тебя нет будущего».

Этого объяснять не надо, потому что в этом приходится жить. В ЭТОМ, в котором много прошлого, немножко настоящего и практически нет будущего. Где почти нет встреч, зато расставаний в избытке. Вот и я решил: настала пора прощаться со своими походами, разговорами и беседами, с удивительным состоянием полного слияния с миром в себе и собой в  мире. А сегодня вдруг понял, что совершенно не готов к этому.

Придется отрастить у себя на затылке еще пару глаз, чтобы видеть весь пройденный путь и в то же время - путь будущий. Гадать, каким он будет - дело неблагодарное и бессмысленное, особенно если говорить о ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ БУДУЩЕМ, а не об оставшихся нескольких годах. Потому что отношусь к тем, кто верит в жизнь после смерти.

Время никогда не стоит на месте, просто в молодости мы этого не замечаем. А вот сейчас… Сколько же всего ушло… Ушли родители, родственники, друзья, одноклассники, коллеги, соседи. Да что там - ушел целый мир… Вот такое особое  «везение» у нашего поколения. Осталось лишь понять - мы сами ушли от него или он ушел от нас? И есть ли смысл возвращаться туда, где когда-то был счастлив, где мечтал о будущем или просто "жил, как все". Где понятия вера, надежда, любовь были не абстрактным, а вполне реальным содержанием жизни.

Наверное, каждому из нас приходилось встречаться с сохранившимися осколками этого бывшего «настоящего», ставшего далеким прошлым. И почти всегда это очень тягостно и неуютно… Ибо не всегда то, что СТАЛО, лучше того, что БЫЛО. Здесь нужно особое умение видеть «надмирное и надвременное», то, что бережно хранится внутри нас и не стареет. Дороги уводят нас друг от друга, и те, кто встречаются вновь, уже далеко не те, что когда-то встретились впервые.

Было у меня два школьных друга. Один остался в городе, а мы двое уехали для поступления на учебу. Так уж случилось, что оказались совсем рядышком, я в Одессе, он в Краснодаре. Встретились весной у меня в Одессе, и не было у  в жизни встречи радостнее этой… Затем уже я поехал к нему в Краснодар… Прошло четыре года. Мы встретились снова, но - увы - от старой, и, казалось бы, такой крепкой дружбы ничего не осталось. Больше мы не встречались и не переписывались.

С другим встреча состоялась  аж через 23 года. Как говорят в таких случаях: «Сколько воды утекло» или «Сколько лет, сколько зим»… И было их так много, что новой дружбы уже не получилось. А может, я просто забыл, что это такое.

Дружба - очень глубокое и сложное явление. Оно не менее ценно и свято, чем любовь, а по некоторым параметрам и выше. Единого ее определения, как и определения любви, не существует. Однако принято считать, что дружба - это
личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи. 

Дружба - это всегда личная симпатия, привязанность. Она затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; она - одно из лучших нравственных чувств. Это и тот случай, когда близкий человек ценнее дальнего родственника. Не случайно сказано: «Нет выше той любви, если кто отдаст душу свою ради друзей своих».

Поэтому друг - часть твоей души или вообще у вас одна душа на двоих. Думаю, что этому прекрасному состоянию души всегда уделялось незаслуженно мало места. Любви значительно больше.

Сегодня вообще ищут эту самую «любовь» даже там, где ее нет и быть не может. Пример. Одна женщина сказала следующее: «Дружба между мужчиной и женщиной - либо память о любви прошлой, либо залог любви будущей».

На уровне мировых религий проблема любви тоже решается по-разному. Иудаизм и ислам более сдержанны и целомудренны, чем христианство, в котором Бог есть любовь. На востоке есть и любовь (бхакти), и дружба. Наличие последней между человеком и божеством (например, между Арджуной и Кришной) - обычное явление.

Многие выделяют в дружбе ее духовный аспект как важнейший. С этой точки зрения наши расставания со всем для нас самым родным, близким и любимым (и не только с людьми!) - это явление временное. Мы обязательно встретимся и уже никогда не расстанемся. Поэтому уйти от не только высокого и светлого, но целого мира, забыть себя, потерять себя и отказаться от себя можно только самому либо по недомыслию, душевной слепоте и умственной несостоятельности, либо вследствие трагических обстоятельств. И тогда душа плачет, слепнет и глохнет, болеет и даже может умереть по-настоящему…

Пожилым и старым людям никогда не следует забывать об этом. Вот почему я принципиально отказался как от самой идеи расставания, так и весьма коварного предложения жить «только в здесь и сейчас». А то, о чем говорится в известной песне: «Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь»… -  НЕПРАВДА. Это истина слабых духом и тех, кто боится жить… Боится признать, что ЖИЗНЬ - это все, всегда, везде и во всем.

Итак, я ни о чем не жалею и  ни с чем не  прощаюсь. Ни с плохим, ни с хорошим, ни с тем, что было и не с тем, что могло быть, ни с собой вчерашним и не с собой сегодняшним. А то, что друзья уходят… С этим приходится смириться, как и со многим, что происходит в нашей долгой и нелегкой жизни. С той же старостью…

Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять,
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам.

А мы во сне зовем их, как в бреду,
Асфальты топчем, юны и упруги.
И на прощанье стискиваем руки,
И руки обещают нам: "Приду",
И руки обещают нам: "Приду".

Они врастают, тают в синеву,
А мы во сне так верим им, так верим.
Но наяву - распахнутые двери,
И боль утраты тоже наяву,
И боль утраты тоже наяву.

Но не прервать связующую нить,
Она дрожит во мне и не сдается.
Друзья уходят, кто же остается?
Друзья уходят, кем их заменить?
Друзья уходят, кем их заменить?

Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять.
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам…

В. Егоров.

***