Лопе де Вега 16-17 вв. Испания

Валерий Орлов-Корф
В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Возрождения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Лопе де Вега (Вега Карпьо) – (1562-1635 гг.) – выдающийся испанский драматург эпохи Ренессанса. Он родился в Мадриде в семье богатых родителей, которые дали сыну прекрасное образование. Де Вега служил секретарем при знатных особах Испании. За несколько злых эпиграмм на знатную особу был выслан из Мадрида на 8 лет.
Перу великого испанского драматурга принадлежат романы, стихи и свыше двух тысяч пьес. Вот названия некоторых из них: «Великий герцог Московский», «Кровь невинных», «Саламейский алькальд», «Фуэнте Овиехуна», «Собака на сене», «Изобретательная влюбленная», «Учитель танцев» и др. Его герои часто автобиографичны, они любят жизнь, полны веры в будущее, отчаянны, благородны и смелы.
В колоссальном по тематическому и жанровому диапазону творчестве Лопе де Вега наибольший исторический интерес представляют две большие группы пьес: народно-героические драмы и бытовые комедии.
В серии народно-героических пьес автор воссоздал для сцены основные эпизоды национальной истории от последнего вестготского короля (8в.) до царствования Карла 5  и Филиппа 2 (16 в.) Основой служили исторические хроники, предания, эпические песни и романсы. Этой народной поэзией испанские драматурги пользовались и до Лопе, но только ему удалось соединить романс и театральное действие в органическое единство.
В прологе к стихотворному сборнику (1604) писатель говорил: «Я, как истинный испанец, не в состоянии не считать романс достойным всяческого уважения, поскольку он соответствует природе нашего языка».
Для понимания особенностей драматических произведений Лопе де Вега большое значение имеет его теоретический трактат «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609). В нем сформулированы основные положения испанской национальной драматургии с ее ориентацией на традиции народного театра, с критическим отношением к строгому следованию правилам аристотелевско - классицистической поэтики, со стремлением удовлетворить запросы зрителей и правдоподобностью показываемого на сцене и искусным построением интриги, крепко завязанный узел, который не давал бы возможности распадаться пьесе на отдельные Эпизоды.
Автор настаивает на правдоподобии драмы:
«Комедия достойная названья,
Имеет целью, как и все искусства,
Поступкам человека подражать,
Правдиво рисовать в них нравы века…»

Драматургия Лопе была осуществлением на практике того, чего он требовал от драматических произведений в трактате. Особенно высокими достоинствами отличаются его народно-героические драмы («Фуэнте Овехуна»).
Другую категорию пьес автора, не менее замечательную и не менее важную, составляют его комедии. В основе любой комедии Лопе де Вега лежит всепобеждающая любовь. Литературоведы доказывают, что Лопе обязан романсам не только своими первыми драматическими темами, но и литературными успехами. В бытовых комедиях Лопе большею частью показана борьба молодых людей, выходцев из среднего дворянства, за свое личное счастье. Они преодолевают различные препятствия, которые ставятся сословными предрассудками и деспотической властью родителей. Симпатии автора на стороне естественного человеческого чувства. Лучшие из бытовых комедий Лопе де Вега – «Учитель танцев», «Собака на сене», «Девушка с кувшином» и др. Как правило, это комедии интриги, где психологической мотивировке действия уделяется внимание, а преграды, стоящие на пути любящих, преодолеваются сравнительно легко.