О внезапной забывчивости

Оксана Виноградова
     О, об этом можно много случаев рассказать! Самый смешной, на мой взгляд, произошел с моей мамой, когда она, семиклассница, вернулась в школу после летних каникул. Учительница по русскому языку на первом же уроке дала проверочный диктант. Бегло ознакомив детей с текстом, учительница громко отчеканила заголовок:
     - Тундра!
     И тут на мою маму нашло затмение. Она забыла, как пишется буква «у». Времени на размышления было мало, и мама красиво вывела в центре строки:
               
                Тындра.

     Следующая история, помимо проблемы забывчивости, поднимает еще и проблему наследственности. Муж рассказывал мне, что плохо ладил с русским языком. Ошибки на письме преследовали моего супруга в детстве. Особенно запомнилось ему слово «восстание». Много раз учительница указывала мужу на то, что «восстание» пишется с двумя «с». Когда её терпение иссякло, она заставила написать забывчивого ученика целую страницу слова «восстание». Через запятую. Надо сказать, что и там раза три муж умудрился ошибиться. Но теперь он, почти пенсионер, помнит, как пишется это слово. А по поводу других, которые не помнит, у меня консультируется.
     У нас с мужем трое детей. Двое из них – ученики. Я, как путевая мама-учительница, терроризирую их «домашними» диктантами. Вижу: никак не могут запомнить, в каком месте две «с» в слове «искусство». Сначала по две строки писали это слово правильно, потом – по странице, как «восстание» в свое время их отец. Будто бы запомнили. Через неделю гляжу у младшего ученика в классной работе: ИССКУСТВО.
     Что поделать! Наследственность!

     Со мной, пока я училась на филологическом факультете, не раз происходили случаи «внезапной забывчивости». Самый удивительный – на экзамене по древнерусской литературе. Достался вопрос про известное произведение – «Слово о полку Игореве». Подробно перечислив достоинства данного памятника древнерусской письменности, я, естественно, сочла нужным упомянуть о том, кто обнародовал это произведение. Выглядело это так:
     - «Слово о полку Игореве» было найдено в 1788 году известным собирателем древних рукописей графом Мусиным…
     И тут у меня «заклинило»! Я никак не могла вспомнить вторую часть фамилии!
     Комиссия за животы держалась. Поставили «пять». Ну невозможно будущему филологу не знать фамилию «Пушкин»!


(Рассказ опубликован в сборнике "Школьные воспоминания: мой урок литературы". Издательство "АСТ")