Купец Марко и курская Борея

Георгий Сотула
Жил-был   в славной Гишпании очень богатый купец. Такой богатый, что и в Ганзейском союзе купцов занимал почётное место. И было у него давнее желание съездить со своими товарами посмотреть на страну далёкую за морями-океанами, северной Бореей называемую, откуда, как дед ему сказывал, они свой древний род и вели.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но настал и у богатого купца праздник, сложилось само собой так, что пригласили его в товарищи по поездке в дальнюю страну за соболями и прочей дивностью. Долго собирали людей, к тому надобных в неведомом пути, возы крепили, сабли охраны точили. И поехали.
Долгие месяцы уж едут, товаров на возах слишком поубавилось на плату за мыто и безопасный проезд, купец смурной, а ещё говорят и  половины пути не одолели. Начали они с товарищами купцами не ладить, разных мнений не избегая при этом. Да и бранных слов тоже. Долго ли, коротко, решили всё ж сообща и постановили: путь укоротить, ехать на ярмарку  Курскую-Коренную, там по совету знающего человека и разведать, что и как.
Добравшись туда, подивились купцы уважению, к ним выказанному, да и отдохнуть спокойно впервые за долгий опасный путь  смогли, страха не имея.
Ганзейский наш купец Марко очень любомудрый был от прочих. Товар помощнику оставил на торгах, а сам поехал по окрестностям смотреть как люди в этой стране незнаемой живут. И что понял он, то и записал в заметках своих. Что живут в отличие от Гишпании сильно бедно, коренья копают на своих огородах, а соболей, всякой дивности и другого товара к продаже почти не имут, потому и покупать ганзейский товар сил не имеют сколь нибудь значимо для оправдания хотя бы торговой дороги к ним. Всё больше на борьбу с холодами и морозами труды покладают, лета долгого как в жаркой Гишпании не знают.
А посему хитро зазывать их купцов, особливо тех, кто ещё в ум торговый не вошёл, обязательно надо, а самим резону нет ездить. И что ещё особо отметил в письменах своих, что девки у этих курских бореев дюже знатные.
Вот так вот и разведал мудрый Марко Северную Борею, и стала она из незнаемой знаемой. А тут уж пора пришла с курскими девками прощаться, да и в путь домой с ценными записями направляться. Не по-торговому щедро наградил Марко своего помощника, приглядевшего ему список о стране Изании, и даже решил поставить его управителем в своём караван-сарае на Великом шёлковом пути. Помощник Самарка того стоил. А пошло ли название города от его прозвища, или караван-сарай был в городе Самарканде, того мы не знаем. А что знаем, то и записали.
А раз мы о том на сей час знаем, значит добрался купец Марко домой живым и невредимым с ценными письменами о бореях, да их  державности, да ещё с купленным им втайне древним списком о стране Изании, да и с кое-чем ещё, о чём ведать нам не надобно.