Фасолинка

Лариса Степанова Сказочница
Жили –были муж с женой:
Очень баба была злой -
Дочь родную берегла
И Матрёнушкой звала,
Ну а дочке не родной
Надо всё поспеть одной:
Прясть, стирать, вязать и шить
Да порядок наводить.
А порой день напролёт,
В поле скот она пасёт
Да при том свои старанья
Применяет для вязанья:
Не то мачеха опять
В лени будет укорять.
…Раз пасла так она скот,
Мимо дедушка идёт:
«Здравствуй, красная девица,
Поглядеть: ты мастерица -
Вон какой в руках платок!»
«Да коль не закончу в срок,
Так мачеха изведёт,
Иль лозиною побьёт –
Я успеть везде должна…»
И заплакала она.
«Ясно, - ей старик в ответ, -
Плохо, коли мамы нет…
Но ты, дочка, не грусти –
Счастье может впереди…»
Так сказал он, рядом сел:
«Я б маленечко поел,
Ведь с рассвета я в пути,
А далече мне идти…»
Развязал свой узелок,
Хлебушка достал кусок:
«Отобедай-ка со мной
Да отведай хлеб ржаной».
Ну а та ему в ответ:
«Поднялась и я чуть свет,
Пирожочков напекла -
Несколько с собой взяла.
Тебе рада удружить,
Чем богата угостить.
Дам ещё испить кваску -
Он хорош-то к пирожку».
Так сидят они ладком
Да беседуют ладком.
Путник тут фасоль достал
И Миланке так сказал:
«За приветливость твою
Я фасолинку даю –
В землю семя закапай,
Хорошенько поливай,
А как вырастит, по ней,
Вверх взбирайся поживей...»
«А что там-то – в вышине?»
«То не ведомо и мне, -
Хитро щурясь, молвил тот, -
Что гадать-то наперёд?»
«Ну спасибо, старичок».
Он ей: «Свидимся, дай срок».
Распрощалися на том:
Он пошёл своим путём…
Ну а к вечеру и ей
Нужно быть в селе скорей:
Знает, дел невпроворот
Всегда дома её ждёт…
Лишь пришла: с порога мать:
«Сколько, злыдня, тебя ждать?
Знать, привольно на лугу!
Ну а я тут, как могу
Всё кручусь сама, верчусь:
Не успеть чего – боюсь!
Ну-ка, ужин подавай,
Стол, лентяйка, накрывай!»
Та пошла без лишних слов:
Вскоре ужин был готов.
А как только прибралась,
В сад при звёздах подалась,
Чтоб фасоль там посадить
Ключевой водой полить.
И уставшую, без сил
Вскоре сон её сморил…
Но лишь солнышко в окно –
Милочка в саду давно:
Смотрит, что за чудеса -
Стебель вырос в небеса!
А на нём сидит Жучок:
«Повелел мне старичок,
Чтоб тебя привёл к нему
«Ясно», - та в ответ ему
И спешит по стеблю ввысь…
Хоть и трудно - добрались.
А на облаке большом:
Настоящий белый дом,
А вокруг иль пар, иль дым...
Жук туда – она за ним.
Входит в дом, а у дверей -
Чудеса: явился ей
Тот старик, что дал фасоль!
Улыбнулся ей: «Изволь,
В гости, Мила, заходи,
Как живу я, погляди».
Поклонилась низко та:
«Вот так диво! Красота!
Сколько на земле жила,
А на небе не была!»
Обнял старичок её:
«Я отсюда вижу всё,
Как работать целый день
Тебе, милая, не лень,
Как додельна ты добра…
А раз так тебя пора
Мне по-царски наградить
Да подарки подарить.
Но попьём сначала чай.
Ну-ка, стол, нас привечай!»
Хлопнул он в ладоши – тут
Стулья сами к ним идут,
Хлопнул снова – стол накрыт,
Самовар, пирог стоит.
Та руками развела:
«Вот так чудо… Ну дела!»
Сели рядом, пьют чаёк,
Кушают пирог, медок.
Тут Милана невзначай
Говорит: «Хороший чай,
Только надо мне спешить,
Чтобы впору дома быть:
До зари ведь я ушла,
Ну а дома ждут дела…»
Тут поднялся старичок
И принёс ей сундучок:
«Вот подарок получи
Да возьми к нему ключи -
Он хоть с виду небольшой
Да наполнен хорошо,
И к тому же в нём - секрет:
Конца края добру нет».
Удивилась та: «Друзья,
Как вам благодарна я!
Не привыкла ведь к дарам -
Так вдвойне спасибо вам!»
«Ну, Миланьюшка, прощай,
Лихом нас не поминай,
Чтоб спустилась налегке,
Подсобит Жучок тебе».
Тот жужжит: «Да, я не прочь
Милой девушке помочь,
Что добра и не ленива
И к тому же - так красива!»
Тут стал громче он жужжать,
Над Миланьюшкой летать -
Та вдруг сделалась другой:
Разодетой, не простой.
Улыбнулся старичок:
«Ну и ловок наш Жучок -
Добрых сразу различит
Да по-царски наградит».
Уля, низко поклонясь,
Вниз на землю подалась.
Ей Жучок сундук отдал,
Вверх поднялся и… пропал.
Да и стебель до небес:
Был - и на глазах исчез…
Ну а дома Милу ждут:
Где и что с ней – не поймут.
Вот вернулась… А мать – глядь
И не знает, что сказать:
Перед нею: чудеса –
Девица стоит – краса:
Разодета вся в шелках,
В черевичках на ногах.
«Это что тут за показ?!
Признавайся в сей же час,
Где наряд такой взяла
Да всё утро где была?!»
Та ей: «Нет секрета здесь…»
Рассказала всё как есть.
Мать качает головой:
«Чем ребёнок хуже мой?
Ну-ка, доченька, вставай,
Да на луг живей шагай,
Деда этого дождись!
Поднимайся! Не ленись!»
Мотря злится: «Вот ещё
Мне и дома хорошо!»
Мать трясёт её: «Дурёха!
Быть богатой, разве плохо?!
Милка, глянь вон, при ларце -
Впору жить ей во дворце!»
Дочь в ответ: «Ларец большой?»
«Там поболе есть ещё!
Вот большой и заберёшь,
Коли к деду попадёшь!»
«Ладно, - Мотря ей в ответ, -
Сказывайте, где тот дед?»
Мать ей: «С батюшкой вдвоём
Тебя в поле отведём –
Посидишь там до обеда
И дождёшься того деда».
        ***
Вот они и на лугу…
Дочка злится: «Не могу
Я голодная сидеть,
Чтоб мне тут не помереть!»
Мать ей: «Вот, на: пирожок,
Сдобный маковый рожок
Да запей их молочком,
И заешь ещё медком».
Так сказала и тропой
С батюшкой пошли домой.
Ну а Мотря деда ждёт…
Через время… он идёт.
Тут она: «Ты где ходил?!
Ждать тебя нет больше сил!
Заждалась тебя уж я –
Пот струится в три ручья!
И пока я тут сидела
Все запасы свои съела –
Есть охота просто страсть!
Да не стой ты – рядом сядь
И скажи мне честно, дед,
Дашь сундук мне или нет?»
Сел тот, хлебушек достал
Добродушно ей сказал:
«Вот отзавтракай со мной», -
И даёт ей хлеб ржаной.
«Да ты что, старик, сдурел?!
Сам бы ты его и ел!
Я из беленькой муки
Люблю кушать пирожки -
Да чтоб были посдобней!»
«Ясно», - тот ответил ей
И неспешно хлеб жуёт.
Ну а Мотря речь ведёт:
«Ты скорей-ка доедай
Да сундук мне отдавай –
Я от Милки побойчей
Тот возьму, что тяжелей!»
Он с улыбкой ей в ответ:
«Сундука-то при мне – нет,
Я ж сестре фасольку дал
И при этом наказал,
Как её ей посадить,
Как полить да прорастить:
Всё исполнила та в срок».
«И какой же в этом прок –
Маленький ларец взяла –
Я б поболе унесла!
Ладно, что тут говорить -
Мне пора фасоль вручить!»
Хоть старик и удивлён:
Достаёт фасольку он…
Мотря быстро её – хвать
И скорей домой бежать.
Старец машет головой:
«Свидимся ещё с тобой…»
         ***
Ну а Мотря дома в крик:
«Дал фасоль и мне старик!
Все за мною в огород!»
И задание даёт:
«Ты, отец, фасоль сажай,
Ты, мамаша, поливай –
Ну а после все втроём
Всходов тут и  подождём».
Мать Матрёне наперёд
Наставление даёт:
«Ты ж смотри там – не зевай,
Сундук больший выбирай!»
Та ей: «Был бы лишь росток –
В сундуках я знаю толк!»
Мать довольна: «Вся в меня
И умней день ото дня!»
Между тем фасоль взошла,
Очень быстро подросла -
Стебель прямо вверх полез,
Дотянулся до небес!
И Матрёна… лезет вверх:
«Буду я богаче всех,
Не ларец возьму – сундук,
Удивлю своих подруг!»
         ***
Вот она на небесах…
Видит терем в облаках:
Девушка к нему бегом,
Не спросясь, вбежала в дом -
Ей навстречу старичок,
А с ним рядом и Жучок:
«Здравствуй, Мотря, проходи,
У меня ты погостити,
Сядь за стол, испей-ка чай…»
«Ты сундук, старик, давай –
Чай и дома я попью».
Тот ей: «Ладно, отдаю,
Ведь не зря ко мне пришла…
Но такие вот дела:
Сундуков у меня  три -
Какой хочешь, тот бери».
Только так он ей сказал -
Рядом сундучок стоял.
«Нет, мне этот не пойдёт,
Пусть вон Жук его берёт!
Не теряй ты время зря,
Что поболе возьму я!»
«Раз поболе - тому быть,
Рад тебе его вручить».
Только так сказал, и вот
Сундучище Жук несёт.
«Этот точно сундук мой!
Ну-ка, погляжу, открой».
Тот лишь крышку приподнял –
Сундук златом засиял!
Та скорее крышку - хлоп,
Каблучками сильно – топ:
«Пялить зря чего глаза –
На моё глядеть нельзя!»
Ей сказал старик: «Жучок
Снесёт быстро сундучок».
«Нашёл дуру, ты гляди,
Ерунду не городи,
Чтоб моё добро нёс жук –
Ни к чему такой мне друг!
Да и веры нет ему:
Свой сундук я подниму».
Жук тут громко зажужжал -
Наряд Мотри рваным стал.
Та кричит ему: «Злодей!»
С сундуком домой скорей.
Лишь на землю она - прыг,
И фасоль пропала вмиг.
Ну а Мотря с нею мать
Крышку стали открывать.
Та открылась в тот же вмиг:
Только вдруг змея на них
Поползла из сундука -
И толста, и велика,
Пламенем глаза горят,
Злобный, страшный её взгляд!
Мотря с матерью бежать -
Ну а та их догонять.
А отец: «Вам по делом -
Сами злы и к вам со злом!»
Так в сердцах о них сказал,
Но ни думал, ни гадал,
Что они ведь никогда
Не воротятся сюда.
Тут он даже загрустил…
Благо – не один ведь был,
А с Миланкою вдвоём
В домике резном своём.
…Но раз в дом стучит купец:
Всем известный удалец,
Чтоб Милану в жёны взять -
Ей пред ним ответ держать.
Батюшка сказал: «Решай,
Да гляди не прогадай –
Парень статен и пригож
Да и в деле он хорош».
Опустила очи та
И сказала скромно: «Да.
Коль угодно так судьбе,
Буду суженой  тебе».
            ***
И гудело всё село:
«Вот Миланке повезло!»
Да и я должна сказать:
Краше пары не сыскать!