На темы янтаря. Рельеф в программе Pov-ray

Дмитрий Маштаков
         после стихов обсуждается проблема создания иллюстраций
__________


   Выставка

Внутри - прозрачный паучок,
Засахаренный, высшей пробы.
Бедняга, он в янтарном гробе
Надолго пережил свой срок...

Окаменелая смола,
Когда-то бывшая живицей,
Стекавшей с хвойного ствола,
Теперь же на плече девицы
Сквозь серебро ужасных жвал
Янтарное желтеет пузо.
Хрусталью собранная друза
На волосах. Серьга - овал
С портретом друга детства, Коли.
Ну, как в музее. Поневоле
Разинув, рот не закрывал. ))

===

   В старом конверте

Прозрачность черт, слова из янтаря.
Как ни одень - всё будет неприлично,
Но без одежды смотрятся отлично,
Как бы светясь намёками, что зря

В такую мокрую, хоть летнюю, худую пору
Смотрю в окно. Предоставляя взору
Поникшую листву, продрогшие кусты...
Смотри на фото! Чувствуешь ли ты

Какие радости и солнечности были?
Лилась смола, и паучки ходили,
Плелись венки из сорванных цветов,
И запах свежесрезанных грибов,
Смолою истекал в еловых лапах.
Неподражаемый янтарь. Любовный запах.

Оборвана страничка. И словарь,
И фото выпало из рук моих некстати...
Кому звонить-то? Позвоню-ка Кате,
Никак, племянница. На Троицу.
Как встарь.

===

   Сам себе

  Кто о чём. Автор - всё о себе.
Объяснять неприлично - зачем же?
Доживёте когда-нибудь,
Спросите - где?
И словарик достанете прежний.

Чтоб слова не забыть, чтобы с ними ходить,
И стихи всё писать, и писать.
Драгоценный янтарь - ни купить, ни намыть,
Лишь своё - то, о чём никогда не забыть,
Сам себе и приход, и алтарь.
___________

Часть 2     СОЗДАНИЕ И РАСКРАСКА РЕЛЬЕФА в программе Pov-ray.
               Виртуальные картинки.

   Программа трассировки лучей Pov-ray позволяет делать оригинальные иллюстрации к литературным произведениям, как цветные, так и однотонные, с использованием файлов фотографий формата "png". Как это делается, я сейчас расскажу.
   Чтобы сделать нечто "янтарное" в дизайнерском оформлении, возьмём фото осенних листьев, и через редактор mspaint сделаем файл "png" с этой картинкой. Советую именно этот редактор старой (old) версии, поскольку в нём имеется опция прозрачного фона, что удобно при сооружении иллюстраций.

   Рельеф, соответствующей яркости деталей картинки, создаётся в программе Pov-ray в виде объекта height_field с указанием на файл, из которого этот объект берётся. Сам этот объёмный объект представляет собой поверхность - горку, или холмики, находящиеся в квадрате с координатами основания X=(0,1) Z=(0,1) так, как это показано на рисунке.
   По оси Y координата варьируется от ноля до единицы, соответствуя яркости точки на картинке. Если картинка имеет не квадратную, а прямоугольную форму, то изображение на ней сжимается или расширяется с тем, чтобы соответствовать квадрату.

   Вся программа, строящая окрашенный рельеф по изображению в файле "l2.png", вот она -
 
         #include "colors.inc"
   camera{
    location <0, 0, -12>
    look_at <0, 0, 0>
    angle 30
  }
   light_source{ <500,1500,-100> White }

  height_field {
    png "l2.png"
     scale <1, .1, 1>
    rotate <-90,0,0> 
    texture {
pigment { image_map { "l2" }}
    finish {phong 1}
  }
     translate <-.5, -.5, 0>
    scale <6, 4, 1>
  }
      box {<-1.5,-1.5,0> <1.5,1.5,-.07>
   pigment { color <.8,1,1> }}

Рельеф сплюснут (от 1 до .1) по вертикали и затем повёрнут вокруг оси X на 90 градусов. Таким образом, он оказывается своим основанием в плоскости XY, и его можно окрашивать. Карта раскраски image_map берётся из того же файла, что и рельеф. Первой раскрашивается именно фронтальная сторона объекта. Раскрашивание ведётся квадратами со стороной 1, поэтому, если фронтальная сторона имеет такой же размер, то она и оказывается полностью окрашенной одним экземпляром картинки.
   Чтобы рельеф блестел, используется указание phong 1.
   Затем рельеф сдвигается в центр поля зрения и растягивается до нужных размеров. Выше говорилось о том, что рельеф был сплюснут. Этого можно было бы и не делать, а сократить его по оси Z на этом этапе, указав scale <6, 4, .1> Результат будет точно таким же.
  Камера находится в отдалении и нацелена на начало координат. Источник света находится высоко, но удалён недалеко, поэтому он создаёт на рельефе длинные вертикальные тени.

  В центр рельефа внедряется квадратной формы фигура box, которая своей фронтальной частью находится внутри рельефа, отсекая некоторые его части.
  Поскольку никакого фона не предусмотрено, то рельеф видится на чёрном фоне. Полученная картинка усиливается по контрасту в редакторе Майкрософт Офис. Затем чёрный кант заливается светло оранжевым цветом в редакторе mspaint.
  Цвет частично затекает на картинку, и не везде покрывает кант. В результате получается некая дизайнерская композиция. Разумеется, при желании, рамочку можно сделать и ровной.
  Программа Pov-ray в соединении с простыми редакторами позволяет создавать оригинальные иллюстрации. Можно, например, сфотографировать на море реальные волны, и перевести их в рельеф виртуальных прозрачных волн - http://www.stihi.ru/2010/09/06/5913 подложив под них подходящего цвета фон.
  Справа на иллюстрации приведены картинки, полученные из тех же листьев при усилении рельефа - scale <6, 4, 6>, и при боковой его раскраске.

  Виртуальные картинки, сделанные тем или иным способом, хороши тем, что они демонстрируют некую условность, не отвлекая собой внимание читателя от восприятия текста литературного произведения, не заменяют собой текст, а только слегка дополняют его.
___________