Эскиз спектакля Чрево в МХТ

Романов Владимир Владимирович
10 мая 2018-го года нам с супругой посчастливилось увидеть эскиз спектакля " Чрево ", поставленный молодым, очень талантливым режиссером Андреем Гончаровым по одноименной повести Евгения Замятина. Постановка осуществлена в рамках режиссерской лаборатории МХТ.  Чрезвычайно интересная, неординарная, высокопрофессиональная работа.  В полной мере зритель ощутит это в том случае, если перед посещением театра ознакомится с литературным первоисточником.
Самобытный и поэтичный литературный язык Евгения Замятина - предмет отдельного разговора. Отчасти он похож на стилизованный народный сказ - колоритный, мелодично-лиричный, легкий и напевный. В нем присутствует некая скрытая усмешка,  даже ирония. Именно таким богатым и необычным языком написан рассказ "Чрево".

Оригинальное режиссерское прочтение этого повествования поражает. Андрей Гончаров очень точно уловил и бережно воспроизвел сказовую, музыкальную манеру писателя. Большую часть действия персонажи говорят речитативом, а то и вовсе поют. Актеры играют весьма достоверно и выразительно, их речь и сценический вокал завораживающи, разноцветны и интересны. Одеты герои во фраки и "бабочки", при этом - ноги босы, а брюки - немного закатаны. Изящная режиссерская ирония  придает зрелищу объем и гармоничность.

Сюжет рассказа прост. В некой деревеньке живут  молодая баба Афимья и ее нелюбимый муж Петра. Живут скучно, однообразно, серо, в постоянных заботах о хлебе насущном. Достаточно убогое, полуживотное существование. Ядреная, кровь с молоком, Афимья очень хочет ребенка, жаждет оплодотворения, и в итоге - беременеет от любовника Иванюшки. Теперь все мысли - о будущем младенце, который стал смыслом ее существования и источником радости. Узнав об измене, рассвирепевший Петра жестоко избивает жену, в результате чего не родившийся ребенок погибает. Животная злоба и лютая ненависть к своему мужу, продолжавшему и далее регулярно избивать ее, поселились в опустевшей душе Афимьи. В итоге ненавистного супруга женщина убила, а труп расчленила на части и засолила. После всего содеянного рассудок несчастной помутился,  Иванюшка испугался и бросил любовницу - от греха подальше. Осталась баба  наедине со своей страшной бедой, от осознания которой все более и более сходила с ума. Жить с этим было уже невозможно.

Содержание литературного произведения в спектакле отражено полной мере, но он не является просто пересказом литературной первоосновы, это - совершенно уникальное, яркое театральное действо, органично включающее в себя полет режиссерской фантазии, неожиданные сценические решения, тонкие эмоции и точно расставленные акценты.

Начало постановки сделано несколько отстраненно и иронично. Ничего страшного пока не произошло, жизнь героев течет привычным чередом, буднично и однообразно. Актеры буквально купаются в своих "речитативно-песенных" ролях. Играют раскованно, даже чуточку весело. В перерывах между монологами и "ариями" босоногие ( но при "бабочках" ) мужчины  аппетитно поглощают борщ, который заботливо подливает в их тарелки услужливая Афимья.

Наряду с "будничным" пением в спектакле звучит и совсем иная музыка. Актеры в живую исполняют печальные, красивые, царапающие душу музыкальные композиции на английском языке. Герои, наверное, не понимают, о чем именно поют, здесь главное не слова, а музыка, тонко передающая настроение - неясную и непонятную душевную боль, глубоко запрятанную тоску по несбывшемуся, тревожное ожидание беды. Блистательное, волнующее вокальное исполнение Ольги Литвиновой и Валерия Трошина !

В жизни все может измениться в одночасье. Обрушился на Афимью ужас из преисподней, исчезли со сцены песни, пропала ироничность сказа, говор актеров стал тише. Облегчила непутевая баба душу, рассказала обо всем соседке, и стало ей, горемычной, от этого легче.

Звенящая тишина. На экране появляется финальный Замятинский текст - жесткий, ясный, мощный, лаконичный, бьющий по сердцу.
Уходит Афимья от людей, исчезает в небытие, унося с собой свою страшную беду, с которой суждено ей жить до самой смерти.

 " А людей-то, чего их бояться - себя страшно. Так ведь, а ? "

Огромное спасибо режиссеру Андрею Гончарову и замечательным актерам Ольге Литвиновой, Валерию Трошину и Александру Ливанову за филигранную работу !!