Усмешка Хроноса

Игорь Ходаков
Сегодня едва не ощутил себя буддистом. Зашел в магазин, напротив дома расположенный. А там молодые люди в преддверие сэйшна затариваются. Смех, свойственные юному возрасту громкие голоса и несколько небрежная жестикуляция. Все это дополняется весной и жизнью. Она, казалось, бьется пульсом в каждом из них. Порадовался я за ребят, выхожу из магазина. И взгляд натыкается на сидевшую почти напротив старушку Древнюю. Согбенную. В каком-то старом коричневом, словно подчеркивавшем ее возраст и немощь, плаще, в платке, из-под которого видны седые волосы, в светло-коричневых чулках – такие, знаете, бабушки и носят. Совсем старые.
И тут вокруг меня будто что-то поменялось. За микросекунду. Я не только представил – увидел, эту бабушку вот такой же молодой как и парни с девчонками, встреченные мной в магазине. Лицо, улыбка, глаза, полные жизни, как, наверное, ей казалось – нескончаемой…
А потом увидел встреченных сегодня молодых людей, спустя много лет. У каждого из них потухший взгляд, за спиной – нереализованные мечты, крушения… И еще ощутил, едва ли не кожей, беспощадную поступь Хроноса в нашем мире. Быструю. Пожалуй, даже слишком.
И тут на память мне пришло предание о Гаутаме, вдруг, уже во взрослом возрасте повстречавшем то ли похоронную процессию, то ли старика. До этого он просто не знал, что существуют старость и смерть. Пережитый ужас и привел его на тот путь, которому он посвятил свое земное странствие. Недаром, все-таки, в буддизме само бытие определяется как страдание.
… Все это состояние длилось у меня совсем недолго. Весна, да и срочные дела заставили погрузиться в спешку и суматоху будней. Я заторопился и даже не почувствовал за своей спиной усмешку Хроноса.
9 мая. 2018 год. Чкаловский.