11. На Тихорецкую

Валерий Горелик
Если враг не напоминает о себе атаками, это не значит, что он исчез. Соратники покойного Л.Г.Корнилова тоже на какое-то время скрылись в тени немецкого наступления. Добровольческая армия, вернувшаяся из неудачного похода на Екатеринодар, с 5 мая 1918 года зализывала раны в районе станиц Егорлыцкой и Мечетинской.

Деникин периодически беспокоил расположенные неподалёку советские войска отдельными наскоками, но не рисковал подобно генералу Корнилову продолжительными рейдами. Пользуясь тем, что силы Донской и Кубанской республик были отвлечены борьбой с появившимся в Ростове-на-Дону германскими войсками и восстанием донских казаков, командование Добровольческой армии предпочло занять позицию наблюдателя, выжидая, пока накопленные ею силы позволят снова перейти в наступление.

Оружие можно было получить либо в виде советских трофеев, либо в виде поставок из германских запасов. Деникин предпочел последнее.

28 мая в станице Манычской состоялась встреча представителей Донской и Добровольческой армий. Атаман П.Н.Краснов убеждал своих партнеров принять участие в наступлении на Царицын, но А.И.Деникин заманчивым предложением пренебрёг, не желая играть подсобную роль германской марионетки.

Однако от немецкого оружия Добровольческая армия не отказалась. Вернее, белогвардейцы получили не немецкие образцы, а германские трофеи, захваченные у советских войск и переданные армии П.Н.Краснова. К середине июня пополненные добровольцами деникинские части вполне восстановили свои силы и ждали только сигнала для возобновления наступательных операций.

Разрабатонный А.И.Деникиным план был рискованным, но для хорошо организованных войск сложные маневры не были проблемой. Первой целью начатой операции была атака на станцию Торговая (ныне - Сальск).

22 июня части Добровольческой армии скрытно покинули район станиц Егорлыцкая и Мечетинская. Конница под командованием И.Г.Эрдели, дивизия генерала С.Л.Маркова и части Донской армии во главе с Быкадоровым двинулись в обход Торговой отрезая ее от Тихорецкой.

Другая группа, состоявшая из отрядов Дроздовского должна была атаковать станцию вдоль дороги Батайск-Торговая. 23 июня конница Эрдели захватила станцию Лежанка, а на следующий день заняла село Богородицкое. Утром 25 июня генерал А.А.Боровский разбил советские войска возле Крученой балки и преследовал отступающего противника в сторону Торговой. Одновременно отряд Дроздовского занял Хутор Шавлиев и переправился через Егорлык.

В 14.00 25 июня начался штурм Торговой. Станция была захвачена довольно быстро. В руки белогвардейцев попали три орудия, много пулеметов, и "большие интендантские запасы".

Трофеи по меркам Гражданской войны были не самыми большими, однако важен был стратегический итог, изложенный впоследствии торжествующим А.И.Деникиным: "С 12 [25] июня в течение 20 месяцев Северный Кавказ был отрезан от Центральной России, а центр страны - от всероссийских житниц - Кубанской области и Ставропольской губернии и от грозненской нефти".

Но это был только первый результат взятия Торговой. Там же на станции бойцы Дроздовского установили орудия и пулеметы на оставшиеся железнодорожные платформы и двинулись в сторону Шаблиевской. Туда же направилась и дивизия Маркова.

Вечером 25 июня была захвачена и станция Шаблиевская. Последний успех был оплачен гибелью одного из самых способных соратников Л.Г.Корнилова - генерала С.Л.Маркова.

Следующий удар А.И.Деникин нанес на том же Царицынском направлении. Конница под командованием И.Г.Эрдели разбила отряд Думенко и захватила 28 июня станицу Великокняжескую (ныне - Пролетарск). Эта атака создала впечатление, что Добровольческая армия наступает на Царицын.

Однако едва наметившееся наступление было продолжено другими. А.И.Деникин передал захваченную Великокняжескую белоказачьему отряду полковника Киреева, а сам развернул свои части в противоположном направлении - на Тихорецкую. Трудно сказать, было ли это результатом тщательно разработанного плана или реакцией на перемену обстановки.

Главком войск Кубано-Черноморской республики Калнин приказал командующему войсками Ростовского участка И.Л.Сорокину перебросить одну дивизию на защиту Тихорецкой. Как часто бывало во время Гражданской войны, исполнение приказа подменили сомнительной инициативой.

Вместо того, чтобы перебросить дивизию к Тихорецкой, И.Л.Сорокин организовал наступление на станицы Кагальницкую и Мечетинскую, причем ему удалось отбросить белогвардейцев на линию Мечетинская - Егорлыкская - Лежанка.

В этих условиях А.И.Деникин вынужден был 1 июля перебросить из района Торговой на Егорлыкскую Корниловский полк. В свою очередь командование Кубано-Черноморской республики направило несколько полков в район Белая Глина - Песчанокопское, которые смогли отбросить белогвардейцев к Торговой.

3 июля 2-я дивизия генерала А.А.Боровского начала штурм Песчанокопского, однако к вечеру была остановлена сильным огнем отрядов, которыми командовал И.Ф.Федько. Атаковавшая вдоль железной дороги конная дивизия ворвалась в село, но вскоре была выбита. И только атакой с трех сторон, белогвардейцам удалось захватить Песчанокопское.

Ввиду тяжелых потерь А.И.Деникин вынужден был приостановить наступление. 6 июля Добровольческая армия двинулась в сторону Белой Глины, где были сосредоточены около 10 тысяч бойцов Кубано-Черноморской республики во главе с Федько и Жлобой.

Как обычно, атака вдоль железной дороги была отражена советскими войсками. Однако в результате обхода части И.Ф.Федько, который был тяжело ранен в бою, оставили Белую Глину и начали отходить на Тихорецкую.

Известия о поражении достигли Екатеринодара 7 июля, когда там открылся Чрезвычайный съезд Советов Северного Кавказа, который принял решение о создании Северокавказской Советской республики и объединении всех отрядов в единые вооруженные силы.

Все эти мероприятия пришлось осуществлять под ударами белогвардейцев. Участники совещания у главкома Калнина в Тихорецкой доложили о нехватке боеприпасов и слабости обороны Тихорецкого железнодорожного узла.

Однако времени на исправление этих недостатков уже не было. В ночь на 14 июля войска А.И.Деникина заняли станицы Терновскую и Порошинскую и с трех сторон окружили Тихорецкую.

Штурм станции начался утром того же дня. Под напором противника советские войска отошли на вторую линию обороны, не предвидя новых атак, однако в это время, обойдя с тыла, Корниловский полк без боя занял Тихорецкую. Главком Калнин, находившийся в штабном вагоне, едва сбежал.

Начальник штаба Зверев застрелил жену и застрелился сам. Областной военный комиссар А.С.Силичев и военрук Сосницкий были захвачены белыми и расстреляны. Только 7 советских эшелонов прорвались на Екатеринодар.

Добровольческая армия захватила 3 бронепоезда, 50 орудий, броневики, аэроплан, вагоны винтовок, пулеметов, боеприпасов и другого имущества. Положение советских войск на Кубани резко ухудшилось. Тихорецкая группа была разбита. Было прервано сообщение между Ростовской, Таманской и Армавирской группами.

Вслед за Тихорецкой части Добровольческой армии атаковали Кущевскую и Сосыку, установив контроль над железной дорогой до Батайска. 15 июля на заседании ЦИК Северокавказской Советской республики главком Калнин сделал доклад о причинах сдачи Тихорецкой.

Председательствовавший на этом заседании А.А.Рубин несколько раз спросил Калнина, есть ли у него план дальнейшей борьбы против Добровольческой армии. Калнин честно сознался, что плана у него нет и предложил назначить главкомом И.Л.Сорокина, который в силу сложившейся обстановки вынужден был командовать уцелевшими частями.

3 недели боев дорого обошлись и Добровольческой армии, потерявшей до четверти первоначального состава, но эти потери были компенсированы за счет притока кубанских казаков.

Утратив прямую связь с Центральной Россией, советские войска Северного Кавказа должны были противостоять немногочисленным, но хорошо подготовленным войскам. Все поражения были ещё впереди.


1. А.И.Деникин. Очерки Русской смуты. Том 3. Белое движение и борьба добровольческой армии. Май-октябрь 1918 года. Берлин. 1924.

2. А.С.Лукомский. Очерки из моей жизни. Воспоминания. М. Айрис-пресс. 2012. 752 с.

3. Б.Прянишников. С Партизанским Алексеевским полком во 2-м Кубанском походе. М. 2002.

4. Э.Ф.Кариус. Второй... (Описание боев, впечатления и личные воспоминания участника). Вестник первопоходника. 1962. № 11.

5. В.Б.Лобанов. Гражданская война на Северном Кавказе: Борьба за Ставрополье в конце 1917 - летом 1918 гг. Вестник КГУ имени Н.А.Некрасова. 2013. № 2.

6. В.Б.Лобанов. Добровольческая армия на Северном Кавказе, ноябрь 1917 - май 1919 гг. Кандидатская диссертация. СПб. 2003.

7. Ф.Головенченко, Ф.Емельянов. Гражданская война в Ставропольской губернии (1918-1920 гг.). Ставрополь. 1928.

8. Н.И.Суханова. Ставрополье в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.). Наука. Инновации. Технологии. 2005.

9. А.С.Пученков. Я.А.Слащов. О Добрармии в действии в 1918 году. Часть I. Новейшая история России. 2015.

10. А.А.Шувалов. Боеспособность рабоче-крестьянской Красной Армии в период гражданской войны в России. Вестник Брянского государственного университета. 2013.

11. Из доклада командования СКВО в Высший Военный Совет о состоянии войск, расположенных по железной дороге Царицын - Тихорецкая. Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922 гг.). Сборник документов в 4-х томах. Т. 1. М. 1971.

12. Н.Е.Какурин, И.И.Вацетис. Гражданская война. 1918—1921. СПб. Издательство "Полигон". 2002. С. 98-114.

13. Второй кубанский поход и освобождение Северного Кавказа. М. Центрполиграф. 2002. 639 с.